Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ситуация успеха и ее создание (атмосфера доброжелательности) ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
1. Состояние страха: «Ничего страшного. Бывает, люди боятся…» 2. Скрытая инструкция: «Ты же помнишь, что…» 3. Авансирование: «У тебя получится…» 4. Персональная исключительность: «Только у тебя и может получиться…» 5. Усиление мотивации: «Нам это так нужно для…» 6. Педагогическое внушение: «Приступай же…» 7. Высокая оценка поступка, действия: «Вот это у тебя получилось замечательно!» Основные требования к проведению беседы 1. Определить цель беседы, иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику. 2. Определить целевые вопросы. ♦ Распределите эти вопросы в порядке их значимости. ♦ Обратите внимание на соответствие формулировки психологическим требованиям. ♦ Составьте план беседы, исходя из конкретной ситуации. 3. Определить вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника (именно его). Вступление в контакт с собеседником (табл. 10) Таблица 10
Создайте атмосферу доверия ♦ Собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу. ♦ При тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями, чувствами; довериться. ♦ Контакту способствует собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе. ♦ Обстановка для беседы может быть: а) благоприятной: совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка, изолированная комната; б) дискомфортной: присутствие, вмешательство других людей, незащищенность, беспокойство, тревога. ♦ Владейте собой, соблюдайте педагогический такт. ♦ Не обнаруживайте признаков властности. ♦ Не допускайте упреков, реплик и т. д. ♦ Поддерживайте обстановку взаимного доверия. Во время беседы следите: ♦ за особенностями речевого поведения собеседника: а) точностью мыслей, формулировок; б) оговорками, недомолвками; в) желанием уйти от ответа; г) паузами; ♦ за его эмоциональными реакциями: а) тембром голоса, интонацией; б) мимикой, жестами и др. ♦ за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты; ♦ за тем, не затронуто ли достоинство, самоуважение собеседника. Как правильно вести беседу Для этого нужно соблюдать некоторые правила: ♦ нельзя ставить вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме); ♦ вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения («Видимо, ты регулярно выполняешь задание?»); ♦ лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику. Важно слушать внимательно и доверительно, показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать все, что вы хотите. Следует дать возможность собеседнику высказаться. Не торопите его! Помогите освободиться от возможных страхов. Одобряйте точность высказанных мыслей. Встречные вопросы могут быть заданы только с целью: ♦ помощи высказаться; ♦ помощи освободиться от возможных страхов; ♦ одобрения точности высказанных мыслей. Не прерывайте высказывания собеседника в случаях: ♦ его волнения; ♦ импульсивности; ♦ несущественности высказываний; ♦ незначительности деталей, отсутствия полезной информации и т. д. Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна. Если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую–то неточность (алогичность), не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу.
Приложение 2 Рекомендации родителям
Это необходимо! ♦ Радуйтесь вашему сыну, дочери. ♦ Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном. ♦ Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, не перебивая. ♦ Установите четкие и определенные требования к ребенку. ♦ В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. ♦ Ваши объяснения должны быть простыми и понятными. ♦ Говорите четко, ясно. ♦ Будьте терпеливы. ♦ Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?». ♦ Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное. ♦ Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. ♦ Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка. ♦ Чаще хвалите ребенка. ♦ Поощряйте игры с другими детьми. ♦ Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать. ♦ Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому. ♦ Приобретайте диски, кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова. ♦ Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и пр.). ♦ Регулярно водите ребенка в библиотеку. ♦ Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг. ♦ Не теряйте чувства юмора. ♦ Играйте с ребенком в разные игры. ♦ Чаще делайте что–либо сообща, всей семьей. ♦ Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес. ♦ Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания. Не делайте этого! ♦ Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать. Другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит. ♦ Не задавайте слишком много вопросов. ♦ Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов. ♦ Не заставляйте ребенка что–нибудь делать, если он вертится, устал, расстроен. ♦ Не требуйте слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату. ♦ Не поправляйте ребенка постоянно, то и дело повторяя: «Не так, переделай». ♦ Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя». ♦ Не критикуйте ребенка с глазу на глаз, тем более не делайте это в присутствии других людей. ♦ Не придумывайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание. ♦ Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил, всех ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений. ♦ Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу неожиданных скачков в развитии ребенка или некоторого регресса. ♦ Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседскими детьми, ни с его приятелями, ни с родственниками.
[1] См.: Стрелкова Л. П. Уроки сказки. – М., 1990.
[2] См.: Стрелкова Л. П. Эмоциональный словарь от А до Ай–яй–Яй. Обучение эмоциональной культуре дошкольников и младших школьников. – М., 1995.
[3] Мухина В. С. Детская психология. – М., 1996.
[4] Мухина В. С. Детская психология. – М., 1985. – С. 216.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |