Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ситуация успеха и ее создание (атмосфера доброжелательности)




1. Состояние страха: «Ничего страшного. Бывает, люди боятся…»

2. Скрытая инструкция: «Ты же помнишь, что…»

3. Авансирование: «У тебя получится…»

4. Персональная исключительность: «Только у тебя и может получиться…»

5. Усиление мотивации: «Нам это так нужно для…»

6. Педагогическое внушение: «Приступай же…»

7. Высокая оценка поступка, действия: «Вот это у тебя получилось замечательно!»

Основные требования к проведению беседы

1. Определить цель беседы, иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.

2. Определить целевые вопросы.

♦ Распределите эти вопросы в порядке их значимости.

♦ Обратите внимание на соответствие формулировки психологическим требованиям.

♦ Составьте план беседы, исходя из конкретной ситуации.

3. Определить вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника (именно его).

Вступление в контакт с собеседником (табл. 10)

Таблица 10

 

 

Создайте атмосферу доверия

♦ Собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу.

♦ При тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями, чувствами; довериться.

♦ Контакту способствует собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.

♦ Обстановка для беседы может быть:

а) благоприятной:  совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка, изолированная комната;

б) дискомфортной:  присутствие, вмешательство других людей, незащищенность, беспокойство, тревога.

♦ Владейте собой, соблюдайте педагогический такт.

♦ Не обнаруживайте признаков властности.

♦ Не допускайте упреков, реплик и т. д.

♦ Поддерживайте обстановку взаимного доверия.

Во время беседы следите:

♦ за особенностями речевого поведения собеседника:

а) точностью мыслей, формулировок;

б) оговорками, недомолвками;

в) желанием уйти от ответа;

г) паузами;

♦ за его эмоциональными реакциями:

а) тембром голоса, интонацией;

б) мимикой, жестами и др.

♦ за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты;

♦ за тем, не затронуто ли достоинство, самоуважение собеседника.

Как правильно вести беседу

Для этого нужно соблюдать некоторые правила:

♦ нельзя ставить вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме);

♦ вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения («Видимо, ты регулярно выполняешь задание?»);

♦ лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику.

Важно слушать внимательно и доверительно,  показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать все, что вы хотите.

Следует дать возможность собеседнику высказаться.  Не торопите его! Помогите освободиться от возможных страхов. Одобряйте точность высказанных мыслей. Встречные вопросы могут быть заданы только с целью:

♦ помощи высказаться;

♦ помощи освободиться от возможных страхов;

♦ одобрения точности высказанных мыслей.

Не прерывайте высказывания собеседника  в случаях:

♦ его волнения;

♦ импульсивности;

♦ несущественности высказываний;

♦ незначительности деталей, отсутствия полезной информации и т. д.

Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах.

Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

Если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую–то неточность (алогичность), не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу.

 

Приложение 2

Рекомендации родителям

 

Это необходимо!

♦ Радуйтесь вашему сыну, дочери.

♦ Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

♦ Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, не перебивая.

♦ Установите четкие и определенные требования к ребенку.

♦ В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.

♦ Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

♦ Говорите четко, ясно.

♦ Будьте терпеливы.

♦ Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?».

♦ Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.

♦ Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

♦ Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.

♦ Чаще хвалите ребенка.

♦ Поощряйте игры с другими детьми.

♦ Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

♦ Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому.

♦ Приобретайте диски, кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

♦ Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и пр.).

♦ Регулярно водите ребенка в библиотеку.

♦ Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

♦ Не теряйте чувства юмора.

♦ Играйте с ребенком в разные игры.

♦ Чаще делайте что–либо сообща, всей семьей.

♦ Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес.

♦ Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания.

Не делайте этого!

♦ Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать. Другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.

♦ Не задавайте слишком много вопросов.

♦ Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

♦ Не заставляйте ребенка что–нибудь делать, если он вертится, устал, расстроен.

♦ Не требуйте слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.

♦ Не поправляйте ребенка постоянно, то и дело повторяя: «Не так, переделай».

♦ Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя».

♦ Не критикуйте ребенка с глазу на глаз, тем более не делайте это в присутствии других людей.

♦ Не придумывайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.

♦ Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил, всех ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.

♦ Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу неожиданных скачков в развитии ребенка или некоторого регресса.

♦ Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседскими детьми, ни с его приятелями, ни с родственниками.

 


[1] См.: Стрелкова Л. П. Уроки сказки. – М., 1990.

 

[2] См.: Стрелкова Л. П. Эмоциональный словарь от А до Ай–яй–Яй. Обучение эмоциональной культуре дошкольников и младших школьников. – М., 1995.

 

[3] Мухина В. С. Детская психология. – М., 1996.

 

[4] Мухина В. С. Детская психология. – М., 1985. – С. 216.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...