Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психическое развитие детей дошкольного возраста
Развитие дошкольников обусловлено противоречиями, которые возникают у детей в связи с возникновением многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности дошкольника, зависит психическое развитие и становление его личности. Взаимодействие ребенка со средой и в первую очередь с социальным окружением, усвоение им опыта взрослых в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, учебной, трудовой) играют первостепенную роль в его психическом личностном развитии. Взрослый должен хорошо ориентироваться в следующих темах по развитию дошкольника: ♦ социальная ситуация развития дошкольника; ♦ игра – ведущий вид деятельности дошкольника; ♦ структурные компоненты сюжетно–ролевой игры, ролевые и реальные взаимоотношения детей в игре; ♦ продуктивные виды деятельности – изобразительная и конструктивная (по образцу, условиям, замыслу); ♦ учебная деятельность; ♦ познавательные интересы; ♦ трудовая деятельность; ♦ сенсорное развитие, сенсорные эталоны; ♦ наглядно–действенное, наглядно–образное и образно–схематическое мышление; ♦ логическое мышление; ♦ речевая деятельность; ♦ познавательные психические процессы дошкольника; ♦ эмоциональные, волевые процессы; ♦ типы мотивов поведения дошкольника, соподчинение мотивов; ♦ притязания дошкольника, его самооценка и самосознание. Игра в дошкольном возрасте становится возможной, поскольку ребенок уже овладел знаковой функцией сознания и использует предметы–заместители. В игре дети сознательно подражают взрослым, познают свойства предметов и учатся ими действовать, устанавливают определенные взаимоотношения. Исполнение ребенком какой–либо роли в игре дает ему возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании, осуществляется самопознание. Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника. Взрослому необходимо: ♦ учитывать уровень психического развития детей дошкольного возраста; ♦ уметь встать на позицию ребенка; ♦ сотрудничать с детьми в игре и других видах деятельности; ♦ создавать условия для оптимального развития дошкольника; ♦ развивать и направлять активность и самостоятельность детей дошкольного возраста. 3.1 Ситуация. Место, занимаемое дошкольником (3–7 лет) среди окружающих людей, существенно отличается от того, которое характерно для ребенка раннего возраста. ? Назовите особенности социального развития дошкольника и приведите примеры из литературы и собственных наблюдений. Решение. В дошкольном детстве происходят качественные изменения в социальном развитии ребенка, которые выражаются: ♦ в осознании собственного «Я»; ♦ в осознании своего поведения; ♦ в интересе к миру взрослых. Эти изменения особенно проявляются в сюжетно–ролевых играх школьников. Дошкольники, с одной стороны, остаются связанными со взрослыми, которые создают условия для развития и обучения их элементарным обязанностям. С другой стороны, на них оказывает влияние детское общество, в котором формируется общественное мнение, осуществляется договоренность в совместных действиях. Взрослые поддерживают ребенка в его успехах, а ребенок вступает в сложные отношения со сверстниками, содержащие элементы взаимной поддержки и соревнования. 3.2 Ситуация. В каждой из приведенных ниже ситуаций показаны основные особенности внутренней позиции дошкольника. 1. Дети старшей группы детского сада играли в игру «Гараж». Саша и Андрей захотели быть начальниками. Назревал конфликт. Воспитатель пришел им на помощь: «В вашем гараже много разных машин, и одному начальнику трудно будет справиться с работой. В гараже должны быть инженеры, механики, слесари, водители». Андрей согласился быть инженером, а Саша – начальником, к ним присоединились и другие дети. Играли все дружно, заинтересованно относясь к выбранной роли. 2. Мама моет посуду. Маша (4 года) стоит рядом, наблюдает за мамой, а затем обращается к ней: «Я смогу так же вымыть посуду. Разреши мне». 3. Нина (5 лет) постоянно обрывала цветы, растущие в ящике на балконе. Мама рассказала об этом воспитателю. Воспитатель обратился к детям: «Тот, кто хорошо дома ухаживает за растениями, получит в подарок семена красивых цветов». Ребята стали наперебой просить семена, а Нина, опустив голову, молчала. Когда вечером мама пришла за ней, дочь бросилась ей навстречу: «Мамочка, не говори никому, что я обрывала цветы на балконе. Я так больше не буду!» 4. Воспитатель старшей группы детского сада попросил одну из мам рассказать о своей работе. Мама пришла в назначенное время празднично одетой, принесла фотографии своих коллег, рассказала о своей работе, о взаимопомощи, взаимовыручке. Дети с интересом выслушали ее рассказ, с любопытством рассматривали фотографии, задавали много вопросов. ? Каково содержание мотивов поведения дошкольников? Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками и взрослыми? Решение. Мотивы поведения дошкольников в приведенных примерах вызваны различными причинами. 1. Воспитатель создал условия для нормальных взаимоотношений детей в игре. Дети сумели договориться о совместных действиях, подчиняясь общему замыслу игры. 2. Поведение ребенка связано с осознанием им своего собственного «Я». 3. В приведенном примере ребенок осознал свое поведение. 4. Основной мотив поведения детей в этой ситуации – проявление интереса к миру взрослых. 3.3 Вопрос. В каких видах деятельности происходит психическое развитие дошкольника? Ответ. Психическое развитие дошкольника происходит в игре и в продуктивных видах деятельности, в которых формируются элементы учебной и трудовой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, так как вызывает качественные изменения в психике ребенка. 3.4 Вопрос. Какова социальная природа детской игры? Ответ. Согласно концепции Д. Б. Эльконина, ролевая игра является выражением связи ребенка с обществом. Она социальна по своему происхождению и по своей природе. Игра возникла не в результате действия внутренних инстинктивных сил, как утверждали некоторые ученые (К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер и др.), а с действием определенных условий в жизни ребенка. Включение детей в производительный труд, необходимый для дальнейшего развития общества, затруднено из–за усложняющихся орудий труда, которые недоступны ребенку. В связи с удлинением периода детства (что стало объективной необходимостью) и с изменением места ребенка в обществе, возникла необходимость в ролевой игре как средстве подготовки ребенка к взрослой жизни. Согласно культурно–историческому подходу Л. С. Выготского, мир ребенка – это взрослый человек. Только через общение с ним ребенок приобретает свой собственный мир. Взрослый необходим ребенку, чтобы почувствовать свою независимость. Специфика жизни ребенка заключается не в противостоянии миру взрослого (Ж. Пиаже), а в способах существования в нем и в его освоении. Детская игра – способ вхождения в мир взрослых. 3.5 Ситуация. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенка. Дети разных возрастных групп в игру с одним и тем же сюжетом вносят разное содержание. Что составляет основное содержание сюжетно–ролевой игры в старшем дошкольном возрасте? Из возможных ответов выберите главный: а) освоение свойств предметов и действий с ним; б) подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли; в) восприятие отношений между людьми; г) высвобождение лишней энергии ребенка; д) получение удовольствия. Решение. В сюжетных играх детей старшего дошкольного возраста основным содержанием становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли, и воспроизведение отношений между людьми (пункты «б» и «в»). 3.6 Вопрос. Почему необходимо формировать сюжетно–ролевую игру с раннего возраста? Ответ. Уже на втором году жизни игровые действия отделяются от предметно–практических. Постепенно дети усваивают игровое назначение предметов: кормят куклу, укладывают спать и т. д. Для выполнения таких действий достаточно обозначить его «внешнюю картинку» (приложить ложку к лицу куклы – значит, кормить). Игровые действия возникают в определенной последовательности: ♦ тесно связаны с конкретными действиями на основе действий со взрослыми; ♦ те же действия переносятся на другие похожие предметы; ♦ ребенок переносит действие с одного предмета на другой (с настоящего на игрушечный); при этом происходит отделение действия от самого предмета. Ребенок обобщает действие и таким образом «играет»; ♦ игровые действия только формально переходят одно в другое – суть игры в процессе действия, поэтому ее называют процессуальной; ♦ содержание игровых действий – подражание действиям взрослого; ♦ ребенок действует с реалистическими игрушками, которые отображают реальные предметы, находящиеся в его поле зрения; ♦ для детей характерна слабая эмоциональная включенность в игру. И хотя эти действия не являются игрой, они необходимы, чтобы ребенок смог перейти к ролевой игре. На третьем году жизни игра, по данным Л. Н. Галигузовой, существенно изменяется: ♦ усиливается игровая мотивация и эмоциональная включенность; ♦ существенно меняется структура игровых действий: появляется последовательность и самостоятельная переработка схем одного сюжета; ♦ ребенок использует предметы–заместители, дает им соответствующие названия, начинает активно работать воображение. 3.7 Вопрос. Каковы основные показатели, характеризующие сюжетно–ролевую игру? Ответ. Структурные компоненты сюжетной игры – цель и мотив – в игре совпадают. У ребенка проявляется желание подражать взрослому, быть как взрослый. Мотив существует как внутреннее побуждение, следуя которому ребенок берет на себя роль. При этом интересен сам процесс отображения роли, а результат не важен. У ребенка, играющего со строительным материалом, мотив игры лежит не в том, чтобы сделать постройку, а в том, чтобы делать ее, то есть в содержании самого действия. Не выиграть, а играть – такова общая формула мотивации игры (А. Н. Леонтьев). Сюжет, который ребенок берет из жизни: ♦ бытовой; ♦ общественный. Содержание игры: ♦ действия взрослых; ♦ взаимоотношения взрослых. Роли, усваиваемые ребенком, разнообразны: ♦ эмоционально–привлекательные (мама, доктор, учитель, капитан и др.); ♦ значимые для игры, малопривлекательные для ребенка (директор школы, магазина и др.). Правила определяются в процессе игры самими детьми. Например, при игре в «школу» дети договариваются, что «учитель» не бегает на перемене. Игровые действия являются обязательными компонентами игры. Они могут быть выражены символически (как будто, понарошку). Например, тушить пожар, водить машину и т. д. можно и без обязательных атрибутов этих действий. Игрушки, используемые в игре, разнообразны: ♦ готовые; ♦ самоделки; ♦ предметы–заместители. Дети могут играть и без игрушек, прибегая к воображению. 3.8 Ситуация. Дети играли в игру «Не замочи ноги». Надо было перейти болото, используя специальные дощечки, перепрыгивая с одной на другую. Не у всех ребят получалось хорошо, особенно у Вити. Он всегда был последним, что его очень огорчало. Воспитатель сказал мальчику, что этому можно научиться, если очень постараться. Витя дома попросил папу научить его хорошо прыгать. ? Проанализируйте действия воспитателя. Решение. Воспитатель учел развивающееся самосознание ребенка и подсказал ему путь совершенствования своих возможностей. 3.9 Ситуация. Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана. «Капитан, – обратился Клим к Саше, своему товарищу, выполнявшему роль капитана, – разрешите мне уйти с корабля?» Саша запретил. Клим беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания. ? Какие качества личности формируются у детей в данной игре? Решение. Игра «Моряки» способствует воспитанию таких качеств личности, как коллективизм, умение согласованно действовать и при необходимости подчиняться. Воспитатель напомнил Климу, что в игре самый главный – капитан и все должны ему подчиняться. Действия педагога были направлены на формирование правильных ролевых отношений, развивающих общение детей. 3.99 Ситуация. Дети играли в игру «Магазин». Около продавца выстроилась очередь. Интересно было наблюдать за поведением детей в очереди. Таня захотела стать старушкой. Она надела платок, взяла палочку в руку, сгорбилась и сказала: «Я – бабушка». Витя, не хотевший никого пропускать, спросил: «Старенькая, да?» «Конечно, бабушки всегда старенькие», – ответила Таня. «Ну, тогда становись впереди меня. Бабушек надо пропускать, я знаю», – рассудительно заметил Витя. Воспитатель похвалил мальчика: «Молодец, Витя, хорошо поступил». ? Какие качества личности воспитываются у детей в приведенном примере? ? Проанализируйте действия воспитателя. Решение. В игре «Магазин» у детей воспитываются чуткость, предупредительность, уважение к старшим. Воспитатель косвенно (похвалой) повлиял на игру, вызывая у детей желание поступать правильно. 3.11 Ситуация. Детскую игру хорошо дополняет сказка. Она вводит ребенка в мир еще не реализованных человеческих возможностей и замыслов, расширяет сферу познания «необыденного», помогая ребенку осваивать творческий опыт человечества. Под влиянием сказки складывается детская картина мира, специфическая система взглядов ребенка на сущностные принципы строения и развития вещей и явлений. ? Какими способами взрослый может вводить сказку в контекст детской жизни? Решение. Это возможно: ♦ через содействие и сопереживание героям и событиям литературного произведения (приобщение к сказочно–эмоциональной культуре народа);[1] ♦ через создание сказочного образа, когда происходит его преобразование на базе различных образных воплощений (сказка, рисунок, танец, самостоятельное сочинительство и др.);[2] ♦ на основе игрового опыта (но не наоборот), способствующего развитию собственно творческой деятельности (лучше, если игра режиссерская, поскольку в ней ребенок занимает позицию разработчика сюжета, постановщика и исполнителя ролей). 3.12 Вопрос. Как изменяется сюжетно–ролевая игра на протяжении дошкольного детства? Ответ. Основные особенности игровой деятельности младших и старших дошкольников представлены ниже (табл. 4). Таблица 4 Особенности игровой деятельности дошкольников
3.99 Вопрос. Каковы основные виды взаимоотношений детей в игре? Ответ. В игре возникают две группы взаимоотношений. Первая группа взаимоотношений – реальные, то есть взаимоотношения партнеров, выясняющих общие дела. Чтобы игра продолжалась, нужно и договариваться, и распределять роли и др. Этому дети обучаются не сразу. Реальные взаимоотношения между детьми: ♦ могут совпадать с логикой сюжетных отношений игры: инициатор игры получает возможность руководить другими детьми; ♦ могут не совпадать с логикой сюжетных отношений: инициатор игры сам берет на себя подчиненную роль; ♦ могут осложняться игровыми отношениями, если инициатор игры берет на себя подчиненную роль, но реально старается руководить игрой. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки. Если по какой–то причине распадается игра, разлаживается и процесс общения. Кроме игры, дошкольники занимаются продуктивными видами деятельности. 3.14 Ситуация. Перед началом игры, по условию которой надо было разбиться на пары, воспитатель поставил в пару с новой девочкой Аней Нину и шепнул ей, что Аня робеет и надо ей помочь, так как она плохо знает игру. Нина встала в пару с Аней и стала старательно выполнять правила игры, показывая новенькой необходимые движения. Воспитатель похвалил Нину. На другой день в играх Аня старалась выполнить игровые действия так же хорошо, как и Нина. ? Какие качества личности воспитываются у детей в данной ситуации? Проанализируйте действия воспитателя. Решение. У Нины в игре воспитывались такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, общительность, у Ани – старательность, стремление к общению, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников. Действия воспитателя направлены на создание условий, в которых формировались бы перечисленные качества личности. 3.99 Ситуация. Игрушки в жизни ребенка имеют очень большое значение. Их может быть много и мало. Среди них есть любимые и не очень. ? Как родители могут использовать игрушку для развития общительности ребенка? Решение. Предложите ребенку показать самую любимую его игрушку и ту, которая меньше всего нравится. Попросите ребенка рассказать о своих игрушках, ответив на несколько вопросов. ♦ Чем нравится игрушка, кто ее подарил? ♦ Как называется игрушка, как можно с ней играть? ♦ Как часто ты играешь с любимой игрушкой? Про игрушку, которая не нравится, предложите рассказать следующее. ♦ Почему эта игрушка не нравится? Что в ней не так? ♦ Что нужно изменить, чтобы игрушка понравилась? Затем нужно попросить ребенка нарисовать свою любимую игрушку и все, что с ней связано. 3.16 Ситуация. Мама Оли (5 лет) старалась, чтобы дочь, играя с мамой, была ведущей, доводила действие до успешного окончания. ? Из каких особенностей развития психики исходила мама? Решение. Мама исходила из того, что под влиянием активной роли ведущего будет изменяться «Я» девочки. Если роль выполняется достаточно долго, то изменение в характере личности так или иначе наступит. 3.17 Ситуация. Самое интересное в формировании чувства материнства происходит тогда, когда девочка (6–9 лет) переходит от игры к общению с настоящим младенцем. ? Что может испытывать девочка, ухаживая за своими младшими сестрами, братьями? ? Может ли это повлиять на развитие чувства материнства? Решение. Для девочки очень важно получить опыт общения с малышом. В многодетных семьях старшие всегда опекают младших. Эта традиция имеет особое значение для развития чувства материнства (отцовства). 3.99 Ситуация. Мама пишет: «Моему сыну 4 года. Он нежный и ласковый мальчик. А муж сердится, говорит, что сын ведет себя не по–мужски, как девчонка. Но разве это не нормально, ведь мальчик тоже может быть ласковым?» ? Охарактеризуйте психосексуальное развитие мальчика. Решение. Поведение сына соответствует нормальному психосексуальному развитию мальчика, свойственному его возрасту, когда он начинает проявлять интерес и привязанность к матери не только как к кормилице, но и как к первому объекту любви. И в то же время это важный этап в осознании им своей принадлежности к определенному полу. Задача отца в данной ситуации – не ругать сына, а своим поведением способствовать возникновению потребности быть похожим на него, мужчину. 3.19 Ситуация. Саша (6 лет), участвуя в коллективных играх, всегда был капитаном. Вскоре в этой роли он стал грубо разговаривать, кричать на «матросов». Дети вместе с воспитателем сказали ему, что капитан так не должен поступать, и не предложили ему эту роль. Несколько дней Саша в «моряков» не играл, так как матросом быть не хотел, а капитаном его не выбирали. Но ему очень хотелось быть капитаном и командовать. Это желание было настолько велико, что Саша стал следить за собой, сдерживать себя, внимательно относиться к товарищам. Дети, заметив, что Саша изменился, стали вновь поручать ему роль капитана и чаще приглашать его участвовать в ролевых играх. ? Какая важная потребность формируется у Саши в данной игре? Проанализируйте действия воспитателя. Решение. У Саши в игре формировалась потребность в признании, ориентации на сверстников. Воспитатель направлял взаимоотношения детей таким образом, чтобы играющие учитывали интересы друг друга. ! Обучайте ребенка учитывать потребности других детей. 3.20 Ситуация. Д. Б. Эльконин описывает, как он кормил завтраком своих дочерей. Он приготовил традиционную, изрядно надоевшую им манную кашу. Девочки наотрез отказались от еды, не хотели садиться за стол. Он пишет: «Я предложил девочкам поиграть в «детский сад». Они с радостью согласились. …Я, «воспитательница», предложил им на завтрак ту же кашу. Без всякого протеста, даже выражая удовольствие, они стали есть, старались быть аккуратными, тщательно выскребли тарелки и даже попросили еще». ? Какой вывод может быть сделан на основе описанной ситуации? Решение. Основным видом деятельности детского возраста является игра. Это – естественное условие жизни ребенка. ! Руководить активностью ребенка легче всего в игре. 3.21 Ситуация. Предлагаем запись двух вариантов игры детей по одной теме – «Магазин». Первый вариант. Наташа отправляется за покупками в магазин, берет сумку и говорит: «Пойду куплю хлеб, молоко, колбасу». Второй вариант. Играют Саша, Маша, Сережа, Катя, Алеша, Света, Нина. У каждого своя роль. Двое из них – продавцы, один – кассир, кто–то принимает товар, еще двое сгружают его, покупатель – Нина. Она выбирает продукты, платит деньги, складывает покупки в сумку. ? Определите возраст детей, назовите основные признаки, по которым вы определили его. Решение. В первом варианте приведена запись игры младшего дошкольника. Игровые действия Наташи просты, в них проецируются действия людей. Во втором варианте описана игра детей старшего дошкольного возраста. В игре участвуют 7 человек, каждый из которых выполняет действия, связанные с определенной ролью. 3.22 Ситуация. Родители Миши (5 лет) стремятся интеллектуально развить своего сына. И так его при этом загрузили, что у него не остается времени для игр. ? Сделайте прогноз развития Миши, когда родители пренебрегают игровой деятельностью ребенка. Решение. Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. И это не случайно, ведь в игре со сверстниками происходит физическое развитие ребенка, улучшается координация движений, скорость передвижения, ловкость, подвижность, согласованность действий ребенка со сверстниками, выявляется его ориентация на их достижения и т. д. В игре совершенствуются психические функции: ощущение, восприятие, мышление, память. В частности, происходит развитие знаковой функции сознания. В играх ребенок занимает определенную позицию, которую можно изменять. Это важно использовать в целях воспитания. Развитие всех этих функций организма человека совершенно необходимо для дальнейшей жизни ребенка, для формирования его личности. Отдавая все силы (свои и ребенка) интеллектуальному развитию, родители Миши не должны забывать об общем полноценном его развитии как личности. 3.23 Ситуация. Ознакомьтесь с записями следующих игр. 1. Шура построила из трех кирпичиков кроватку и положила в нее куклу. Люсе понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один кирпичик у Шуры, а та расплакалась. 2. Сеня взял коробку из–под ботинок, похожую на магнитофон, и стал петь, объяснив, что магнитофон играет. 3. Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гаража, голосом передавая звуки машины. В это время Дима, повернувшись спиной к Саше, въехал со своими машинами в гараж Саши. 4. Саша предложил Сереже и Боре построить корабль, чтобы поплыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой. Сережа стал рассказывать про крокодилов, обезьян, которых они обязательно встретят в Африке. В это время за Сашей пришла мама и забрала его домой. Игра расстроилась. 5. Дети играли в «морское путешествие». Петя был капитаном, Саша – боцманом, Наташа – врачом, еще четверо детей – матросами. Капитан Петя вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоину. Быть водолазами согласились матросы. Но в это время пришел врач и позвал Петю к себе в кабинет. Петя предупредил, что скоро придет, и отдал распоряжение водолазам ликвидировать пробоину. Вместо ушедшего Пети командование кораблем принял Саша. Игра продолжалась. ? Определите возраст детей в каждом из приведенных примеров, принимая за основу их взаимоотношения в игре. Решение. Разнообразные игровые действия отражают сложившиеся взаимоотношения детей. 1. Младший дошкольный возраст. Люся играет одна, она не подчиняется правилам игры. В этом возрасте игры детей непродолжительны. 2. Средний дошкольный возраст (4 года). Мальчик играет один, игровые действия его разнообразны, в игре ребенок использует предметы–заместители, следовательно, развивается символическая функция сознания. 3. Дошкольники 3–4 лет (так называемая «игра рядом»). 4. Дошкольники 4–5 лет. Налицо кратковременное объединение играющих. Содержание игры связано с общей тематикой. 5. Дети старшего дошкольного возраста (5–7 лет). В данном случае происходит длительное объединение играющих, которые выполняют множество разнообразных ролей, используют неожиданные повороты сюжета. В игре дети умело согласовывают свои действия, используя новую ситуацию, изменяют ролевые функции. 3.24 Ситуация. В игре каждый ребенок учится вести себя сообразно общей игровой ситуации и составу данной группы детей. ? Какие новообразования закладываются в игре и получают свое развитие? ? Как можно использовать умение ребенка играть, не подавляя его индивидуальность? Решение. В игре у ребенка формируется символическая функция сознания в связи с использованием им символов как заменителей предметов. Если в игре ребенку поручать только главные роли, то он не будет знать, что значит подчиняться. Принимая во внимание его индивидуальные особенности, умение играть, можно предложить ему такую второстепенную роль, в которой было бы достаточно игровых действий. Важно при этом, чтобы роль предусматривала подчинение. Однако, учитывая высокие возможности дошкольников, не следует намеренно занижать притязания ребенка. 3.25 Ситуация. При распределении ролей в присутствии сверстников наблюдается следующее: кто–то из детей предлагает главную роль другому ребенку; кто–то же заявляет свое право на главную роль. ? Дайте психологическое объяснение этому наблюдению. Решение. Ребенок, предлагающий главную роль другому, обычно заручается обещанием, что тот, другой, в свою очередь, тоже выберет его на какую–либо значительную роль в игре. Возможно, у этих детей не слишком высокий уровень притязаний. ! Свое право на главную роль обычно заявляют дети с очень высоким уровнем притязаний, который не всегда соответствует их возможностям. 3.26 Вопрос. Каковы основные особенности изобразительной деятельности в дошкольном детстве? Ответ. Изобразительная деятельность дошкольника имеет свои характерные признаки. Главное для ребенка – процесс рисования, а не результат. Во время рисования ребенок много говорит, жестикулирует. Рисунки отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный опыт ребенка и его представление о предмете. Характер изображения определяется тем, что выделяет для себя ребенок. У него нет потребности в наблюдении натуры. Чаще он рисует по представлению. Содержание рисунков обусловлено: ♦ половой сензитивностью ребенка: ♦ ценностной ориентацией национальной культуры и семьи; ♦ событиями жизни взрослых, общавшихся с ребенком; ♦ степенью ориентированности ребенка на реальную или воображаемую действительность. Может иметь место и индивидуальная привязанность ребенка к какому–либо предмету. На разнообразие тематики влияет: ♦ общее развитие; ♦ влияние взрослых; ♦ стереотипные шаблоны. Детским рисункам присуща тенденция к использованию шаблонов–образцов. Задача взрослого – разрушить застывшие шаблоны и стимулировать детское творчество. 3.27 Вопрос. О каких сторонах детской психики может рассказать рисунок ребенка? Ответ. Детский рисунок является показателем психического развития его автора. Прежде всего, рисование – это проявление и моторной, и эмоциональной, и познавательной активности. Характер изображений детей определяется тем, что выделяет для себя ребенок в предмете, что он о нем знает. Младший дошкольник рисует человека в виде «головоноги». Это значит, что для него главное – лицо и конечности. Если у ребенка есть опыт целенаправленного восприятия предмета, то он рисует предмет похожим на реальный. Через цвет, размер изображаемого предмета ребенок передает свое видение себя, то есть рисунок является выражением собственного «Я». 3.28 Ситуация. Пятилетний Сережа растет в неблагополучной семье: папа любит выпивать, часто оскорбляет свою жену в присутствии сына. На занятии по изобразительной деятельности в детском саду Сережа изобразил на рисунке некрасивого человека. На вопрос педагога: «Кто это?» – мальчик не признался, что это его отец, уклончиво сказал: «Хулиган», добавив: «Плохо, когда пьют». ? Объясните мотивы поведения Сережи. Решение. Дети 5–6 лет уже хорошо осознают внутрисемейные отношения, вполне определяются в своих симпатиях и предпочтениях (на кого хотят походить), а также антипатиях (если таковые имеются). Тех, кого ребенок любит, он изображает более тщательно. Если ребенок из неблагополучной семьи (как в приведенном примере с Сережей) рисует некрасивого человека, но чаще всего он не признается, кого нарисовал. Он просто может пояснить: «Плохо, когда пьют. Это пугает детей». Воспитателю необходимо осторожно высказываться о родителях ребенка, даже если они и заслуживают осуждения. ! Дошкольник очень внимателен к чужому мнению о своих родных. Для ребенка они остаются хорошими людьми, даже если они в чем–то не правы. 3.29 Ситуация. Когда ребенок рисует то, что не наблюдал лично, чего не было в его личном опыте, тогда у него получаются рисунки–схемы, рисунки–планы. ? Чем и как можно объяснить такие особенности детского рисунка? Решение. Ребенок включает в свой рисунок опыт зрительного восприятия, графические шаблоны, заимствованные от других, то есть все, что усвоил, действуя с предметами. Детский рисунок своеобразен. Дошкольник еще не владеет изобразительными средствами, лишь постепенно осваивает их под воздействием взрослого. ! В рисунке ребенка отражаются многие стороны детской психики. 3.30 Ситуация. Всеобщей основой рисунка является линия. Ребенок должен владеть ею, чтобы уметь воплощать свои замыслы в рисунках. ? Какова роль фантазии ребенка при воплощении замысла в рисунок? Решение. Художник М. Дрезина, обучая детей рисунку, говорит, что у каждой линии есть свой характер. Ребенок должен настроиться так, чтобы почувствовать соответствующее состояние линии. Если линия спокойная, то голос и движение должны быть спокойными, ровными. Если линия радостная, веселая, то и настроение радостное, и рука будет двигаться по–другому. Если «зубастая», то в памяти должны всплыть зубы волка, динозавра… Если линия волнистая, то ее характер напоминает детям волны и море… Если больная, то замедляется темп движения руки. Ощущение больной линии может быть у каждого своеобразным. Такие упражнения развивают в ребенке понимание своего собственного видения и отношения к происходящему. 3.31 Ситуация. Детям 5 лет, живущим в большом городе, предложили нарисовать дома. Большинство из них изобразили дом в виде традиционного одноэтажного здания, в основе которого был прямоугольник и сверху треугольник. ? Чем объяснить однообразные изображения дома на рисунках пятилетних детей? ? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явления? ? Как правильно организовать обучение дошкольника рисованию? Решение. Детскому рисованию свойственны стереотипные изображения в виде привычных графических образов, приобретенные еще в раннем детстве. Это так называемые графические шаблоны. Самые распространенные из них – изображения домиков, цветов, деревьев. При обучении детей рисованию необходимо прежде всего отказаться от стереотипного, шаблонного изображения, представляющего большую опасность для развития их изобразительных способностей. 3.32 Вопрос. В чем состоит схематизм детского рисунка? Ответ. Схематизм детского рисунка проявляется в расположении изображаемых предметов, людей, животных и в характере их изображения. Детский рисунок не передает объем предметов и их уменьшение в зависимости от расстояния. Типичным является расположение предметов и персонажей в один ряд. Вдоль нижнего края листа бумаги дети обычно проводят линию и на ней изображают землю, людей, дома, деревья, а в верхней части – небо, солнце, тучи, ветер. На детских рисунках иногда обозначаются невидимые части предмета (трамвай, а в нем люди во весь рост) или части тела человека – живот (пупок) или сердце человека и т. д. Схематизм детского рисунка свидетельствует о том, что дети изображают не только то, что видят, но и то, что знают об окружающем их мире. 3.33 Ситуация. Ребятам разных групп детского сада дали задание нарисовать с натуры чучело белки. С этой целью им было предложено обследовать натуру разными способами. Дети средней группы, изучая белку, гладили ее по шерстке и т. д. Дети старшей группы изучали белку с опорой на зрительное ощущение. ? Будут ли отличаться рисунки детей разных групп? ? Дайте психологическое обоснование своим выводам. Решение. Различия в рисунках будут. Дети из первой группы могут упустить многие детали строения тела зверька, но максимальное внимание уделят изображению шерсти белочки. Дети постарше передадут общий вид белки, но нарисуют ее без достаточной прорисовки шерсти и других особенностей. Характер изображения определяется влиянием тех или иных анализаторных систем, способом обследования и тем, что выделяет для себя ребенок в процессе обследования. ! Включайте в процесс познания как можно большее число анализаторных систем ребенка: зрение, слух, осязание и др. 3.34 Ситуация. Одна мама говорит другой: – Как хорошо рисует ваш Сережа. А у моего сына одни каракули. Сколько ни говорю, чтоб рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо. – А вы пробовали его учить? – Я часто усаживаю Петю за рисование. Наверное, у него нет способностей, – огорчилась мама Пети. ? Права ли мама Пети? ? Что можно посоветовать родителям, желающим развить изобразительные способности своих детей? Решение. Мама Пети не права. Качество рисунка зависит не столько от врожденных способностей ребенка, сколько от их развития в процессе обучения рисованию. Обучать ребенка способам и приемам изобразительной деятельности должен профессионал, художник–педагог. ! Родители рисуют вместе с ребенком, развивают его изобразительные умения, пробуждая интерес к этой деятельности. А учить мастерству должен профессионал. 3.35 Ситуация. Если наблюдать за детьми, рисующими с натуры, то можно установить общую для дошкольников особенность: едва взглянув на предмет, они начинают быстро и уверенно рисовать на бумаге. ? Объясните причину этого явления. ? Каково воздействие взрослого на изобразительную деятельность детей? Решение. В приведенном примере дети рисуют по представлению, стремясь передать общее впечатление. У них отсутствует потребность в систематическом наблюдении натуры. 3.99 Ситуация. Мама Пети (3 года) любила рисовать и хотела, чтобы сын точно воспроизводил ее рисунки. Так, она нарисовала огородную лейку. Петя увидел в рисунке мамы рыбу с раскрытым ртом. Мама сказала: «Не говори глупостей, это лейка. Нарисуй теперь ты». ? Проанализируйте поведение мамы с точки зрения развития творческих способностей сына. Решение. Рассмотренный в ситуации подход мамы к изобразительным возможностям сына не развивает его творческое воображение, а, наоборот, подавляет, угнетает это ценное качество растущего ребенка. Точное копирование рисунков не формирует творческого подхода к изобразительной деятельности. Детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышем творчества. ! Взрослые должны всячески поощрять фантазии ребенка. Например, даря ребенку игрушечное животное, помогите ребенку идентифицировать себя с этим животным и вместе сочините историю про него на основе какого–то реального опыта или сказки, которую ребенок уже слышал. 3.37 Задание. Предложите детям разных возрастов сделать тематический рисунок: «Дети учатся в школе». ? Сравните различия в рисунках в зависимости от степени готовности того или иного ребенка к обучению в школе. 3.38 Вопрос. Каково влияние конструктивной деятельности на психическое развитие дошкольника? Ответ. В процессе конструктивной деятельности у ребенка развивается умение видеть предмет, устанавливать его назначение. Он учится определять свойство деталей данного предмета. 3.39 Вопрос. Чем объяснить, что дети, несмотря на то, что у них есть строительные материалы и конструкторы разных видов и типов, мало занимаются конструированием? Ответ. Можно назвать несколько причин. Среди них наиболее важны следующие: ♦ отсутствие соответствующей мотивации деятельности; ♦ отсутствие или неправильное обучение со стороны взрослого (детей не знакомили со свойствами деталей конструкторов, с особенностями их использования, не организовывали их конструктивную деятельность). ! Чтобы ребенок стал заниматься конструированием, его надо научить первоначальным навыкам этого вида деятельности. Он должен почувствовать, что у него это получается. И только потом ребенок будет создавать новые конструкции, заниматься творчеством. 3.40 Вопрос. Каковы основные типы конструирования? Проанализируйте особенности каждого типа. Ответ. Выделяются несколько типов деятельности, связанной с конструированием. 1. По образцу. Образец может быть собран непосредственно при детях, заранее или же представлен им в виде рисунка. Дети должны овладеть умением обследовать предмет: выделять основные части и анализировать их взаимоположение. 2. По условиям. Предлагается воспитателем в качестве условий игры. Дети должны учитывать заданные условия, проявить инициативу и творчество, по–разному решая данную задачу. Это создает основу для творческого конструирования. 3. По замыслу. Осуществляется в игровой деятельности, имея практический смысл. Дети учатся планировать, совместно обсуждать замысел, которому должны подчинить свои желания, учатся реконструировать. Все типы конструирования взаимосвязаны. Каждый из них развивает специфические способности. Если при необходимости сбора конструкции по образцу ребенку нужно проявлять воссоздающее воображение, то конструирование по условиям или замыслу требует воображения творческого, которое и развивается в данной ситуации. 3.41 Ситуация. Прежде чем предложить детям «строить» улицу, воспитатель одной группы повел их на экскурсию, во время которой обратил внимание детей на дома разных видов постройки, на их пропорции, указал на расположение окон, балконов, дверей, карнизов, ознакомил с проезжей частью улицы, тротуарами, бордюрами и т. п. Воспитатель другой группы такой предварительной работы не провел, а сразу предложил детям начать «строительство» улицы. ? В какой группе результаты работы будут разнообразными и интересными? Решение. Дети первой группы выполнят работу качественнее, а их постройки будут разнообразными и интересными, поскольку они более подготовлены к такому виду деятельности. 3.42 Вопрос. При каких условиях конструирования развивается творческое воображение ребенка? Ответ. Конструирование в большей мере способствует развитию творческого воображения. Дети по–новому используют строительный материал. Сначала они опираются на непосредственно воспринимаемые предметы, потом планируется постройка, сопоставляются различные детали, причем ребята активно комментируют процесс создания конструкции. В старшем дошкольном возрасте дети могут заранее планировать замысел (на основе заданных условий), целенаправленно реализовать его. К 6–7 годам при целенаправленном развитии воображения ребенок осваивает основные способы создания построек, получает свободу при оперировании этими способами, может использовать их различные комбинации. 3.43 Вопрос. Какова основная особенность учебной деятельности дошкольника? Почему с возрастом повышается любознательность детей? Ответ. Учебная деятельность дошкольников основана на формировании познавательных интересов и умении учиться. Любознательность детей повышается в связи с увеличением количества вопросов и изменением их характера, с возникновением устойчивых интересов к определенным сторонам окружающей жизни. 3.44 Вопрос. Каковы причины развития познавательных интересов дошкольника? Ответ. Развитие познавательных интересов дошкольника связано: ♦ с повышением любознательности; ♦ с содержанием обучения, которое включает в себя овладение ребенком системой знаний; ♦ с появлением желания учиться; ♦ с осознанием значения учебных занятий. 3.45 Ситуация. Понаблюдайте за ребенком. Выясните степень подготовленности его к систематическому обучению. ? Что должен уметь дошкольник, чтобы овладеть элементами учебной деятельности? Решение. Чтобы овладеть элементами учебной деятельности, дошкольник должен уметь: ♦ понимать цель и содержание учебной задачи; ♦ использовать методы изучения, предлагаемые взрослыми (наблюдение, сравнение, группировка и т. д.); ♦ контролировать себя в процессе выполнения задания; ♦ добиваться результатов; ♦ контролировать результаты своей деятельности. 3.46 Ситуация. Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын – 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. ? Объясните причину подобного явления. Решение. У ребенка не сформировано «умение учиться», умение отличить учебную задачу от жизненной ситуации. 3.47 Вопрос. Что значит «умение учиться»? ? В каких видах деятельности оно может быть сформировано? Ответ. «Умение учиться» предполагает, прежде всего, понимание смысла учебного задания, умение отличать учебную задачу от практических, жизненных ситуаций. В условиях общественного дошкольного воспитания дети обучаются на занятиях, проводимых по определенной программе. На протяжении всего дошкольного периода дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством усвоения знаний. В младшем и среднем дошкольном возрасте ее значение очень велико, а в старшем она уступает место учебным занятиям. 3.99 Ситуация. Некоторые родители считают, что умением учиться ребенок овладеет в школе, а в детском саду об этом говорить еще рано. ? Правы ли эти родители? ? Будет ли их ребенок хорошо усваивать школьную программу? Решение. Мнение родителей ошибочно. Формирование элементов учебной деятельности в дошкольном возрасте поможет ребенку успешно овладевать школьной программой. 3.49 Вопрос. Какие умения и навыки формируются в продуктивных видах деятельности? Ответ. В продуктивных видах деятельности ребенок учится ставить цель, затрачивать усилия, получать результат, который сравнивается с поставленной целью. При выполнении учебных заданий у дошкольника вырабатывается умение действовать в соответствии с системой обязательных требований, контролировать и оценивать свою работу. 3.50 Вопрос. Как дошкольник овладевает начальными формами трудовой деятельности? Ответ. Трудовая деятельность дошкольника формируется в процессе всех видов деятельности (игровой, продуктивной и учебной), которые находятся в тесной взаимосвязи. Каждый вид деятельности, в свою очередь, преимущественно формирует определенные элементы трудовой деятельности. Так, например, в игре ребенок учится воспроизводить труд взрослых и их взаимоотношения в процессе труда, приобретает представления о его необходимости, общественной значимости и коллективном его характере. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) способствует формированию умения ставить цель, затрачивать определенные усилия, получать соответствующие результаты, которые должны сверяться с заранее поставленной целью. В процессе учебной деятельности у ребенка формируется понимание общественной значимости труда, а также умение планировать деятельность и достигать в ней нужных результатов. Происходит ознакомление с трудом взрослых, чему способствуют рассказы, экскурсии, беседы, чтение книг и рассматривание иллюстраций. В целом, трудовая деятельность дошкольника имеет свои особенности: ♦ она тесно связана с игрой; ♦ она не имеет общественно–значимого результата, а служит средством развития личности ребенка. 3.51 Вопрос. Как развивает детей дошкольного возраста включение их в трудовую деятельность? Ответ. Для участия в любом виде труда необходимы определенные знания, умения и навыки, позволяющие получать прогнозируемый результат. Особенности трудовой деятельности определяют круг требований к психическим качествам человека. Эти психические качества (сознательное участие в производительном труде, понимание общественного значения труда, умение действовать сообща, высокий уровень развития мышления, проявление волевых качеств: умение подчинять свои действия определенной цели, регулировать их, преодолевать возникающие трудности и т. д.) в их развитом виде превышают возможности дошкольника, но начинают формироваться именно в дошкольном возрасте. 3.52 Вопрос. Как первоначально знакомят детей с трудом взрослых? Ответ. Первоначальное ознакомление с трудом взрослых происходит у дошкольников не при выполнении ими трудовых заданий, а при наблюдении за трудовой деятельностью (на экскурсиях, при чтении литературных произведений или рассматривании иллюстраций). 3.53 Вопрос. Как осуществляется трудовое воспитание дошкольников? Ответ. Трудовое воспитание включает в себя: ♦ труд, связанный с овладением навыками самообслуживания, наведения чистоты и порядка в помещении, на участке детского сада (хозяйственно–бытовой труд); ♦ работу по уходу за растениями и животными (труд в природе); ♦ художественно эстетическую деятельность (так называемый ручной труд). Потребность трудиться надо воспитывать. Пусть ребенок произнесет слова «Я хочу» прежде, чем услышит: «Ты должен». Работа может быть разной, какая–то хорошо удается детям, какая–то – нет. Поэтому надо отдать ребенку ту часть работы, которую он предпочитает выполнять, ведь у него должно быть удовлетворение своей потребности. Но часто взрослым необходимо лавировать между детским «хочется» и «надо». Для трудовой деятельности нужна организация детей, которая различается в зависимости от возраста и уровня развития трудовых умений и содержания трудовых заданий. Для того чтобы трудовая деятельность оказывала необходимое влияние на развитие личности дошкольника, необходима соответствующая организация труда и руководство ребенком со стороны взрослого, который формирует мотивы работы (придает ей смысл), обучает способам работы, развивает соответствующие навыки и умения, обучает планированию и согласованию действий дошкольника с поступками других в процессе труда. Ребенок испытывает ощущение счастья, если, участвуя в труде, проявляет самостоятельность, сноровку, ловкость, смекалку, получает одобрение и признание со стороны окружающих людей. Овладение начальными элементами трудовых действий способствует правильному психическому развитию ребенка. 3.54 Ситуация. Мама Наташи (6 лет) говорит: «У моей дочери есть желание мне помогать. За какую бы работу я ни взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь, одна помеха! Я отправляю ее гулять, без нее я быстрее управляюсь по хозяйству». ? Права ли мама Наташи? Что можно посоветовать маме? Решение. Мама Наташи не права. При таком подходе желание трудиться у Наташи может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя ее действия. Чтобы сформировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Наташу конкретным трудовым навыкам, оценивать результаты ее работы. ! Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому. 3.55 Ситуация. Воспитатель, обращаясь к ребенку, говорит: «Я расскажу и покажу тебе, как надо стирать платье для куклы. Сначала замочим его в тазике с теплой водой, а потом мокрое платье намылим мылом и потрем вот так (показывает). Потом надо поменять воду и прополоскать его в чистой воде. Затем, отжав платье, повесить сушить. Когда оно высохнет, погладим его и наденем чистое платьице кукле». ? В чем смысл такого подробного объяснения? ? Можно ли после подробного объяснения трудового процесса предоставить детям полную самостоятельность? Решение. Смысл подобного объяснения в том, что ребенок узнает последовательность действий, способы их выполнения и понимает взаимосвязь между действиями и результатом. Самостоятельность в действиях ребенку сразу предоставлять нельзя, так как у него не сформированы в достаточной степени трудовые навыки и навыки самоконтроля. ! Раскрывайте перед ребенком суть процесса труда, так как она скрыта в конечном его продукте. 3.56 Ситуация. Весной около дома сажали деревья. На субботник семья Никитиных вышла в полном составе: папа, мама и два сына дошкольного возраста. Взрослые копали ямы, носили землю. Дети поддерживали деревья, поливали их. Работали долго, пока все деревья не посадили. Родители попутно объясняли детям, что и для чего надо делать, каждое трудовое усилие ребят поощряли. После работы всей семьей прогулялись вокруг дома и полюбовались на результаты своего труда. ? Дайте психологическое обоснование совместной трудовой деятельности родителей и детей. ? Как родители должны продолжать трудовое воспитание своих детей, используя приобретенный опыт совместнойработы? Решение. Совместная трудовая деятельность родителей и детей оказывает большое влияние на психическое развитие последних. Дети видят, как взрослые работают, как относятся к труду, каковы их взаимоотношения в совместной трудовой деятельности. В доброжелательной атмосфере, созданной взрослыми, дети начинают понимать значимость труда, находят эффективные способы его выполнения. В дальнейшем родители должны планировать различные трудовые задания, чтобы продолжить трудовое воспитание детей. ! Родителям недостаточно показывать детям свое трудолюбие, необходимо обучать их трудовым операциям. 3.57 Ситуация. Предлагаем поразмышлять над такими примерами. 1. Воспитатель спросил у детей старшего дошкольного возраста, кем работают их родители. Саша сказал, что его мама не работает и ничего не делает. Она сидит с маленьким братиком, ходит в магазин, стирает, варит обед и убирает в комнате. 2. Папа спросил Сережу (4 года): «Что делает воспитательница в саду, как она работает?» «Она не работает, она с нами играет и занимается», – ответил Сережа. ? Проанализируйте ответы детей, объясните, чем они вызваны. Решение. Подобные ответы детей вызваны тем, что у них не сформировано понятие «труд». Без специального объяснения дошкольники не могут понять, из чего складывается работа взрослого, в чем ее значимость. ! В целях будущего профессионального самоопределения ребенка постепенно знакомьте его с отдельными видами труда взрослых. 3.58 Ситуация. Мама предложила сыну Коле (5 лет) убрать в своем «игрушечном хозяйстве». При этом она подчеркнула, что это очень важно, что у него, Коли, это получится быстро и что она уверена: Коля не забудет расставить машины красиво. Завершила же мама свою просьбу фразой: «Начинай же, ты это хорошо сделаешь». ? Выполнит ли Коля мамино поручение? ? О чем заботилась мама, говоря такие слова? Решение. Мамины поручения Коля всегда выполнял охотно, так как мама большое внимание уделяла созданию ситуации успеха, благожелательному обсуждению выполненного поручения с последующим справедливым поощрением. 3.59 Вопрос. Как создается ситуация успеха? Ответ. Ситуацию успеха можно создать, руководствуясь схемой (рис. 1).
Рис. 1. Ситуация успеха и ее создание 3.60 Вопрос. В чем своеобразие трудовой деятельности дошкольника? Ответ. Своеобразие труда дошкольников заключается в том, что он не имеет общественно–значимого результата и служит средством для развития личности ребенка. 3.61 Ситуация. Дети разного дошкольного возраста играли в «Угадайку». По правилам игры надо было на ощупь определить по контурам фигурки ее название. Петя держал руки на фигурке, похлопывая по ней, но определить фигурку не смог. Сережа пытался определить контуры фигурки всей ладонью. В результате из предъявленных четырех фигурок правильно он назвал две. Саша для определения фигурок использовал обе руки, тщательно обследовал некоторые детали и назвал все фигурки правильно. ? Определите примерный возраст детей. ? Укажите особенности сенсорного развития детей разного дошкольного возраста. Решение. Примерный возраст детей: Пете – 3 года; Сереже – 4; Саше – 6 лет. Сенсорное развитие включает: ♦ развитие органов чувств; ♦ овладение сенсорными эталонами; ♦ усвоение способов обследования предметов. Особенности сенсорного развития дошкольника в разные возрастные периоды: ♦ в 3 года – манипулирование предметом без попытки обследования; ♦ в 4 года – рассматривание предмета, выделение отдельных частей и признаков; ♦ в 5–6 лет – планомерное и последовательное обследование; ♦ в 7 лет – систематическое планомерное рассматривание. 3.62 Ситуация. Воспитатели с детьми проводят так называемые «пальчиковые игры». Примером такой игры может служить «Сороконожка»: «Две сороконожки бежали по дорожке (при этом пальцы правой руки «бегут» по левой руке от запястья до плеча, одновременно пальцы левой руки «бегут» по правой руке). И друг друга повстречали. Так друг друга обнимали (слепили пальцы на затылке), что насилу их разняли». ? Какова цель таких игр? Решение. Такие игры необходимы для полноценного развития двигательного анализатора ребенка, для тонкости ощущений и развития координации. Игры такого рода необходимы для развития психики, мышления. 3.63 Вопрос. Какова суть сенсорного воспитания? Ответ. Суть сенсорного развития ребенка заключается в овладении сенсорными эталонами, способами обследования предметов и в развитии органов чувств. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность. Освоение сенсорных эталонов значительно расширяет свойства и взаимосвязь их в предметах, которые познает ребенок. Дети научаются понимать не только обыденные ситуации, но и учатся прогнозировать возможные действия с предметами, как с реальными, так и с нарисованными. Сенсорное развитие происходит при непосредственном руководстве (воспитании). Только в этом случае возрастает целенаправленность, планомерность, осознанность действия с предметами, устанавливается взаимосвязь с речью и мышлением. 3.64 Вопрос. Что такое сенсорные эталоны? Ответ. Термин предложил А. В. Запорожец при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны выделены человечеством в процессе общественно–исторического познания системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и превращаются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и в процессе определения их свойств. Примеры сенсорных эталонов: цветовая гамма, геометрические формы, речевые фонемы и др. 3.65 Ситуация. Вспомните описание опыта швейцарского психолога Ж. Пиаже (задачи на «сохранение количества вещества», предложенные детям 6–7 лет). В опыте использовались два небольших сосуда, имеющих разную форму и разные размеры. В них наливалось равное количество воды. Ребенок хоть и видел, что воду из одного сосуда переливают в другой, более узкий и высокий, но, ориентируясь на уровень воды, утверждал, что воды стало больше. ? Как обучать детей, чтобы улучшить их способность правильно различать предметы окружающего мира? Решение. В своих опытах Ж. Пиаже предлагал детям задачи, решение которых не опиралось на непосредственный их опыт. Чем менее доступно для опыта ребенка явление, тем более примитивно объяснение его причины. Попытки решить такие задачи с помощью образного мышления приводят дошкольника к типичным ошибкам. Ребенок не может определить разницу между видимым им уровнем жидкости в сосуде и его общим количеством. В образном его мышлении количество воды в обоих сосудах воспринимается как одинаковое, равное. При соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. Детей учат пользоваться методом мерки. Мерка дает возможность выделять, отделять друг от друга различные показатели величины (объем, площадь, длина, вес и т. д.), которые слиты в восприятии дошкольника с представлениями о них. При помощи мерки количество определяется объективно и независимо от внешнего впечатления. С помощью такого обучения феномен «сохранения количества вещества» легко снимается, как доказано исследованиями современных отечественных ученых, уже у детей 4–5 лет. У них улучшается способность правильно различать предметы окружающего мира. 3.66 Ситуация. Дима нарисовал целый городок из маленьких домиков с крутыми скатами крыш. Но вот трубы домов нарисованы перпендикулярно этим крышам. ? Что, на ваш взгляд, является причиной таких рисунков и почему? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 318. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |