Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лидерство и нормы поведения в группе ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Процессформированиягруппыпроисходитвдиалогемеждуличностьюидругойличностью, или–личностьюисовокупнойличность, есликоллективужесложилсяивнеговливаетсяновыйчлен. Основаформированиягруппы–взаимнаяуступка, здесьформируетсяконсенсуальнаясфераинтересовипоступков (поМатуране). Лидерство, помнениюрядаавторов, бываетчетырехтипов: § автократия (одинчеловекподчиняетдругих: семьяопределенноготипа, диктатура, монархия, рядпартий), § laissez-faire (отфранцузскоговыражения, дословнозначащего‘позволяйтеделать’, ср. выражение: анархия–матьпорядка,иногдаэтоттипотношенийнародаивластивобществевцеломназываютохлократией,‘властьютолпы’), § демократия (врамкахэтогоподтипанаблюдаютсяразличныестепени‘народногоучастия’всобственнойсудьбе), § коллективизм (формальноеравенство, нофункциональночленыгруппынеравны). Влюбомобществеприсутствуютииспользуютсявсевиды, одинизнихобычноинституционализируется. Коммуникациявгруппеможетделитьсянаинформативную (обменинформациеймеждучленамигруппы) иконститутивную (направленнуюнаподдержаниеотношений, наподдержаниесамойгруппы). Конститутивнаякоммуникациязачастуюформальна: товарищгенерал, подобострастныйвзгляд, отдатьчесть. Основныефункциятакойкоммуникации–фатическаяиобъединительная. Семиотическийидеализминогдапринимаетусловностиопределенногопериодавдискурсезачистуюмонету: тещумамойназывал. Коммуникативныенавыки, необходимыедляуспешногообщениявгруппах, восновном, межличностногоплана, ноестьитакие, которыенаправленынасохранениегруппыиподдержаниееестатуса. Нормыилиправилаграмматикивнутригрупповогообщениявключаютпринятыемоделиповедения, допустимуюкоммуникативнуютактику. Коммуникативныепроцессы (по Б. Такману) встановлениигруппыпроходятчетырестадии: · стадияформирования (выделениелидера, постановказадач, правилобщения), · стадияпротеста (конфликтиндивидовиподгрупп, неприятиелидераиустановок), · стадиянормоустановления (появлениестабильнойструктурыгруппы, еенорм, взаимнаяпритиркачленов), · стадиясотрудничества (преодолениемежличностныхтрений, решениеобщихзадач). Процессформированиягруппыпроисходитвдиалогемеждуличностьюидругойличностью, или–личностьюисовокупнойличность, есликоллективужесложилсяивнеговливаетсяновыйчлен. Основаформированиягруппы–взаимнаяуступка, здесьформируетсяконсенсуальнаясфераинтересовипоступков (поМатуране). Впервуюочередь, правилакоммуникативногоповедениявгруппевключают · взаимноепризнаниестатусовучастниковобщениякаккоммуникантовикакчленовгруппы; · крометого, принятопубличнооцениватьдостижениядругих; · нужноуметьвовремяразрядитьобстановку; · уметьвыразитьсогласиесгрупповымиидеями, действиямиирешениями; · уметьпредложитьнужнуюинформациюиидеигруппе;уметьоценитьпредложенныеидеииинформацию (так, чтобынеобидеть: Невижуничегоплохоговтом, чтобы... Замечательно, анеполучитсялитак, что...); · следуетпризыватьдругихвысказатьсвоемнениеидатьнеобходимуюинформацию; · нужноуметьинтегрироватьразличныеидеииинформацию (таковаинституционализированнаярольупреподавателя, ведущегосеминар;); · уметьпредложитьплансовместныхдействий (Апочемубынамне...). Структура коммуникативной ситуации в массовой коммуникации Основныепараметры, отличающиемассовуюкоммуникациюотгрупповой–количественные. Втожевремя, вследствиезначительногоколичественногопревосходства (увеличениеотдельныхкоммуникативныхактов, каналов, участниковит.п.) создаетсяноваякачественнаясущность, укоммуникациипоявляютсяновыевозможности, создаетсяпотребностьвособыхсредствах (передачаинформациинарасстояние, скорость, тиражированиеит.п.). Выделимследующиеобщиеусловияфункционированиямассовойкоммуникации (поВ.П.Конецкой, сизменениями): массоваяаудитория (онаанонимна, пространственнорассредоточена, ноделитсянагруппыпоинтересамит.п.); социальнаязначимостьинформации; наличиетехническихсредств, обеспечивающихрегулярность, скорость, тиражированностьинформации, передачуеенарасстояние, хранениеимногоканальность (всовременнуюэпохувсемиотмечаетсяпреобладаниевизуальногоканала). Массовостькакопределяющаяхарактеристикамассовойкоммуникациисоздает, фактически, новыесущностивкоммуникационномпроцессе. Участникамипроцессаобщениясчитаютсянеотдельныеиндивиды, амифологизированныесобирательныесубъекты: народ, партия, правительство, армия, олигархи.Дажеотдельныеличностипредстаюткакимиджевыемифологемы: президент, лидерпартии, медиа-магнатит.п. Современныеисследователиприходятквыводуотом, чтофункцияинформированиявмассовойкоммуникацииуступаетместофункцииобъединения, авследзаней–управления, поддержаниясоциальногостатуса, подчиненияивласти. Прилюбойстепени‘массовости’каксостороныисточникасообщения, такисостороныполучателя, выясняется, чтоответственнымкакзасозданиетекста, такизаконечнуюегоинтерпретациювсегдаявляетсяконкретныйпользовательязыка, индивидсовсейеговключенностьювязыковуюисоциальнуюсреду. Вопрос‘ктовиноват’, ‘когокластьнарельсы’ит.п. может, такимобразом, получитьиюридическоерешение. Социальнаязначимостьмассовойкоммуникациизаключаетсявсоответствииопределеннымсоциальнымзапросамиожиданиям (мотивированность, ожиданиеоценки, формированиеобщественногомнения), воздействие (обучение, убеждение, внушениеит.п.). Вкаком-тосмысле, лучшевоспринимаетсятосообщение, которогождут. Взаимоотношениеисточникаиполучателявмассовойкоммуникациитакжеприобретаеткачественноновыйхарактер. Вкачествеотправителясообщениявыступает, какужебылосказано, общественныйинститутлибомифологизированныйиндивид. Получателемявляютсяцелевыегруппы, объединяемыепонекоторымсоциальнозначимымпризнакам. Задачамассовойкоммуникации–поддержаниесвязивнутригруппимеждунимивобществе. Фактически, такиегруппымогутсоздаватьсяврезультатевоздействиямассовыхсообщений (потребителиновоготовара, клиентыновойфирмы). Техническиесредствавмассовойкоммуникациивключаютсредствамассовойинформации (СМИ: пресса, радио, телевидение, интернет), средствамассовоговоздействия (СМВ: театр, кино, цирк, зрелища, литература) исобственнотехническиесредства (почта, телефон, телефакс, модем). Массовойкоммуникации, особенновсовременнуюэпоху, свойственнамногоканальность:используютсявизуальный, аудитивный, аудитивно-визуальныйканал, устнаяилиписьменнаяформакоммуникацииит.п. Появиласьтехническаявозможностьдвунаправленнойкоммуникации, какоткрытой (интерактивность), такискрытой (реакцияслушателяилизрителя, поведение), взаимногоприспособлениеотправителяиполучателей. Посколькуивыборканалов, иприспособлениеосуществляютсяподвлияниемобществаигруппполучателей, иногдаговорят: СМИ–этомысами. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 205. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |