Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лидерство и нормы поведения в группе




Процессформированиягруппыпроисходитвдиалогемеждуличностьюидругойличностью, или–личностьюисовокупнойличность, есликоллективужесложилсяивнеговливаетсяновыйчлен. Основаформированиягруппы–взаимнаяуступка, здесьформируетсяконсенсуальнаясфераинтересовипоступков (поМатуране).

Лидерство, помнениюрядаавторов, бываетчетырехтипов:

§ автократия (одинчеловекподчиняетдругих: семьяопределенноготипа, диктатура, монархия, рядпартий),

§ laissez-faire (отфранцузскоговыражения, дословнозначащего‘позволяйтеделать’, ср. выражение: анархия–матьпорядка,иногдаэтоттипотношенийнародаивластивобществевцеломназываютохлократией,‘властьютолпы’),

§ демократия (врамкахэтогоподтипанаблюдаютсяразличныестепени‘народногоучастия’всобственнойсудьбе),

§ коллективизм (формальноеравенство, нофункциональночленыгруппынеравны).

Влюбомобществеприсутствуютииспользуютсявсевиды, одинизнихобычноинституционализируется.

Коммуникациявгруппеможетделитьсянаинформативную (обменинформациеймеждучленамигруппы) иконститутивную (направленнуюнаподдержаниеотношений, наподдержаниесамойгруппы). Конститутивнаякоммуникациязачастуюформальна: товарищгенерал, подобострастныйвзгляд, отдатьчесть. Основныефункциятакойкоммуникации–фатическаяиобъединительная. Семиотическийидеализминогдапринимаетусловностиопределенногопериодавдискурсезачистуюмонету: тещумамойназывал. Коммуникативныенавыки, необходимыедляуспешногообщениявгруппах, восновном, межличностногоплана, ноестьитакие, которыенаправленынасохранениегруппыиподдержаниееестатуса.

Нормыилиправилаграмматикивнутригрупповогообщениявключаютпринятыемоделиповедения, допустимуюкоммуникативнуютактику. Коммуникативныепроцессы (по Б. Такману) встановлениигруппыпроходятчетырестадии:

· стадияформирования (выделениелидера, постановказадач, правилобщения),

· стадияпротеста (конфликтиндивидовиподгрупп, неприятиелидераиустановок),

· стадиянормоустановления (появлениестабильнойструктурыгруппы, еенорм, взаимнаяпритиркачленов),

· стадиясотрудничества (преодолениемежличностныхтрений, решениеобщихзадач).

Процессформированиягруппыпроисходитвдиалогемеждуличностьюидругойличностью, или–личностьюисовокупнойличность, есликоллективужесложилсяивнеговливаетсяновыйчлен. Основаформированиягруппы–взаимнаяуступка, здесьформируетсяконсенсуальнаясфераинтересовипоступков (поМатуране).

Впервуюочередь, правилакоммуникативногоповедениявгруппевключают

· взаимноепризнаниестатусовучастниковобщениякаккоммуникантовикакчленовгруппы;

· крометого, принятопубличнооцениватьдостижениядругих;

· нужноуметьвовремяразрядитьобстановку;

· уметьвыразитьсогласиесгрупповымиидеями, действиямиирешениями;

· уметьпредложитьнужнуюинформациюиидеигруппе;уметьоценитьпредложенныеидеииинформацию (так, чтобынеобидеть: Невижуничегоплохоговтом, чтобы... Замечательно, анеполучитсялитак, что...);

· следуетпризыватьдругихвысказатьсвоемнениеидатьнеобходимуюинформацию;

· нужноуметьинтегрироватьразличныеидеииинформацию (таковаинституционализированнаярольупреподавателя, ведущегосеминар;);

· уметьпредложитьплансовместныхдействий (Апочемубынамне...).

Структура коммуникативной ситуации в массовой коммуникации

Основныепараметры, отличающиемассовуюкоммуникациюотгрупповой–количественные. Втожевремя, вследствиезначительногоколичественногопревосходства (увеличениеотдельныхкоммуникативныхактов, каналов, участниковит.п.) создаетсяноваякачественнаясущность, укоммуникациипоявляютсяновыевозможности, создаетсяпотребностьвособыхсредствах (передачаинформациинарасстояние, скорость, тиражированиеит.п.).

Выделимследующиеобщиеусловияфункционированиямассовойкоммуникации (поВ.П.Конецкой, сизменениями):

массоваяаудитория (онаанонимна, пространственнорассредоточена, ноделитсянагруппыпоинтересамит.п.);

социальнаязначимостьинформации;

наличиетехническихсредств, обеспечивающихрегулярность, скорость, тиражированностьинформации, передачуеенарасстояние, хранениеимногоканальность (всовременнуюэпохувсемиотмечаетсяпреобладаниевизуальногоканала).

Массовостькакопределяющаяхарактеристикамассовойкоммуникациисоздает, фактически, новыесущностивкоммуникационномпроцессе. Участникамипроцессаобщениясчитаютсянеотдельныеиндивиды, амифологизированныесобирательныесубъекты: народ, партия, правительство, армия, олигархи.Дажеотдельныеличностипредстаюткакимиджевыемифологемы: президент, лидерпартии, медиа-магнатит.п. Современныеисследователиприходятквыводуотом, чтофункцияинформированиявмассовойкоммуникацииуступаетместофункцииобъединения, авследзаней–управления, поддержаниясоциальногостатуса, подчиненияивласти.

Прилюбойстепени‘массовости’каксостороныисточникасообщения, такисостороныполучателя, выясняется, чтоответственнымкакзасозданиетекста, такизаконечнуюегоинтерпретациювсегдаявляетсяконкретныйпользовательязыка, индивидсовсейеговключенностьювязыковуюисоциальнуюсреду. Вопрос‘ктовиноват’, ‘когокластьнарельсы’ит.п. может, такимобразом, получитьиюридическоерешение.

Социальнаязначимостьмассовойкоммуникациизаключаетсявсоответствииопределеннымсоциальнымзапросамиожиданиям (мотивированность, ожиданиеоценки, формированиеобщественногомнения), воздействие (обучение, убеждение, внушениеит.п.). Вкаком-тосмысле, лучшевоспринимаетсятосообщение, которогождут.

Взаимоотношениеисточникаиполучателявмассовойкоммуникациитакжеприобретаеткачественноновыйхарактер. Вкачествеотправителясообщениявыступает, какужебылосказано, общественныйинститутлибомифологизированныйиндивид. Получателемявляютсяцелевыегруппы, объединяемыепонекоторымсоциальнозначимымпризнакам. Задачамассовойкоммуникации–поддержаниесвязивнутригруппимеждунимивобществе. Фактически, такиегруппымогутсоздаватьсяврезультатевоздействиямассовыхсообщений (потребителиновоготовара, клиентыновойфирмы).

Техническиесредствавмассовойкоммуникациивключаютсредствамассовойинформации (СМИ: пресса, радио, телевидение, интернет), средствамассовоговоздействия (СМВ: театр, кино, цирк, зрелища, литература) исобственнотехническиесредства (почта, телефон, телефакс, модем). Массовойкоммуникации, особенновсовременнуюэпоху, свойственнамногоканальность:используютсявизуальный, аудитивный, аудитивно-визуальныйканал, устнаяилиписьменнаяформакоммуникацииит.п. Появиласьтехническаявозможностьдвунаправленнойкоммуникации, какоткрытой (интерактивность), такискрытой (реакцияслушателяилизрителя, поведение), взаимногоприспособлениеотправителяиполучателей. Посколькуивыборканалов, иприспособлениеосуществляютсяподвлияниемобществаигруппполучателей, иногдаговорят: СМИ–этомысами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...