Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК РЕЧИ




Среди всех целевых установок выделяются такие, которые могут быть признанными общечеловеческими универсалиями: создание соб­ственного авторитета; совершение речевого поступка во благо другим людям; передача своего духовного "я" в будущее; формирование интеллектуальных союзников и др. Есть и специфические целевые ус­тановки, свойственные определенному кругу речей: сохранение соци­ального статуса, выполнение условий финансового договора и др.

По способу реализации в речи целевые установки делятся на три большие группы.

Императив, составляющий основу авторитарной речи, — си­ловой способ речевого воздействия (приказ, угроза, словесный садизм и т.д.).

Убеждение, составляющее основу демократической речи, которое связано с попыткой через аргументацию навязать сознанию другого человека собственную систему взглядов (доказательство, объяснение и т.п.).

Провокация, составляющая основу либеральной речи, которая связана с потребностью в получении информации (организация дискуссии, вопрошающая речь и т.п.).

В соответствии с воздействием на разные аспекты сознания слушающихцелевые установки речи могут формировать определенные сферы эффективности, к которым относятся:

1) провокация эмоции;

2) привлечение внимания;

3) распространение знаний;

4) создание намерений;

5) побуждение к действию;

6) формирование навыков.

Все речи могут быть разделены на однократные (ораторика) и продолжающиеся (гомилетика). Основу ораторики составляют (по Аристотелю) речи: совещательные (о будущем), судебные (о прошлом) и эпидейктические, или показательные (о связи прошлого с будущим). Дело речей совещательных — склонять или отклонять. Что же касается судебных ре­чей, то их дело обвинять или оправдывать. Дело эпидейктической речи — хвалить или порицать.

Гомилетика с точки зрения убеждения и воздействия — самый сильный вид речи, так как оратор выступает с одной темой перед теми же людьми много раз.

Основная цель ораторической речи — эффективность воздействия, основанная на необходимости "выиграть" речь. Главная же цель гомилетической речи — влиятельность, которая состоит в завоевании доверия и авторитета на будущее.

Жанрами ораторики являются диалог, молва и фольклор. Гомилетика включает проповедь, учебную речь и пропаганду. Ораторика и гомилетика вмес­те составляют устную словесность. Письменную словесность состав­ляют следующие основные жанры: документы, рукописи, художествен­ная литература, научная литература и публицистика.

Средства массовой информации (радио, кино, телевидение, прес­са) относятся к смешанному устно-письменному роду словесности.

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ

Один и тот же текст реально является результатом целой серии внутренних психологических целевых установок, а не одной какой-то цели. Людям дано умение поставить перед собой множество задач и одним действием (т.е. одновременно) все их решить, что является замечательной способностью человеческого интеллекта.

Для примера лучше всего выбрать речь профессиональную. Любой педагог также является профессиональным оратором, поскольку его работа состоит в обращении с речью к своим ученикам. Остановимся подробнее именно на профессиональной речи преподавате­ля, которая больше других известна всем, кто когда-либо учился или учил.

Резюмируя, следует сказать, что целевое пространство лекцион­ной речи профессора университета представляет собой систему, в со­став которой входят следующие элементы:

1) создание единомышленников;

2) пролонгация духовного бытия;

3) реализация воли к власти;

4) принесение добра:

а) совершение желанного для других поступка,

б) передача знаний,

в) "мозговой штурм",

г) помощь в учебном процессе;

5) действие в соответствии с трудовым (финансовым) договором;

6) сохранение высокого социального статуса;

7) завоевание авторитета;

8) интеллектуальный арбитраж;

9) уточнение мыслей;                                            

10) получение удовольствия:          

а) повышение эмоционального тонуса,     

б) энергетическая подпитка.

Видыкоммуникации.

Видыкоммуникациивыделяютсяпосоставукоммуникантов.

интраперсональнаякоммуникацияравнаразговоруссамимсобой;

межличностнаякоммуникациякакправилосвязанасидеальноймодельюкоммуникацииивомногомпервична, внейучаствуютдвоекоммуникантов;

групповаякоммуникация: внутригруппы, междугруппами, индивид–группа (интервьюполитическоголидераилиразговорруководителякомпаниисослужащими);

массоваякоммуникацияпроисходитвтомслучае, еслисообщениеполучаетилииспользуетбольшоеколичестволюдей, зачастуюсостоящееизразличныхпосвоиминтересамикоммуникативномуопытугрупп (телевидение, радио).

Науровнемассовойи, отчасти, науровнегрупповойкоммуникациивозникаютпарадоксальныеявления. Отправителемможетбытьотдельноелицо, аполучателем–группа, коллектив, масса, партия, народит.п. Ноприэтомуполучателявовсенеодноухоинеодинмозг.

Иотправительсообщенияможетбытьтакназываемымколлегиальнымавтором: соднимчеловекомговоритвсяфирма, партия, народ.

Наконец, фирмаможетговоритьсфирмой, партияспартией, народснародом. Дополнительныеразновидностикоммуникации: межкультурная (коммуникациякакмеждународами-носителямиразличныхязыковикоммуникативныхкультур, илимеждугосударствами, такимежличностная–междуотдельнымипредставителямиэтихнародовилигосударств), организационная (коммуникациявделовойипроизводственнойсфере, включающаямежличностную, групповуюиличностно-групповую).

Коммуникациявгруппеможетделитьсянаинформативную (обменинформациеймеждучленамигруппы) иконститутивную (направленнуюнаподдержаниеотношений, наподдержаниесамойгруппы). Конститутивнаякоммуникациязачастуюформальна: товарищгенерал, подобострастныйвзгляд, отдатьчесть. Основныефункциятакойкоммуникации–фатическаяиобъединительная. Семиотическийидеализминогдапринимаетусловностиопределенногопериодавдискурсезачистуюмонету: тещумамойназывал. Коммуникативныенавыки, необходимыедляуспешногообщениявгруппах, восновном, межличностногоплана, ноестьитакие, которыенаправленынасохранениегруппыиподдержаниееестатуса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...