Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Межличностная и групповая коммуникация. Типы групп
межличностнаякоммуникациякакправилосвязанасидеальноймодельюкоммуникацииивомногомпервична, внейучаствуютдвоекоммуникантов; групповаякоммуникация: внутригруппы, междугруппами, индивид–группа (интервьюполитическоголидераилиразговорруководителякомпаниисослужащими); Рассмотримосновныетипыгрупп: семейные, неформальныеиформальные. Семейнаягруппа:этонедобровольная (родителейневыбирают), долгосрочнаягруппасразнообразнымиобщимиинтересами (кровныесвязи, кровныеузы, кровнаяместь). Первичнаяцельсемейнойгруппы–освоениечеловеческогоязыкаидругихсредствкоммуникации, обучениевыживаниюиповедению. Неформальнаягруппа:этодружескаягруппа, добровольная, необязательнодолгосрочная. Общиеинтересывгруппе: игра, атакжесоциализация, обучениеиразвлечениечерезигру. Здесьтакжепроизводитсямоделированиесоциальныхотношенийвформальныхгруппах, определениеисамоутверждениесобственнойиндивидуальностичерез‘трениеосреду’. Последнеевособенностихорошопрослеживаетсявподростковыхгруппах: тусовка, имитациявзрослыхотношений, игравдочки-матери, вшколу, ввойну, уличныеидворовыебанды. Формальнаягруппа:этокакдобровольная (музыкальнаяшкола, кружкииклубы), такинедобровольная (школа, армия) группа, сустановленнымсрокомиусловиямичленства (отднядопожизненности), установленнойструктуройивзаимоотношениямимеждучленами (уставшколы, университета, партии; учредительныедокументыфирмы; неформальные‘присказки’типатыначальник–ядурак), установленнымицелямиизадачами (например, образовательными: обучениеисоциализация; производственными: производствотоваров, услуг, получениеприбыли; социальными: реализациясоциальныхзадачиотношений). Помимоуставныхзадачформальныегруппымогутвыполнятьинеуставные. Сюдавключаетсяразвитиевзаимоотношений (совместныевечеринкиипоездкинаприроду); социальнаязащитачленовгруппы (медицинскаяиюридическаяпомощь, детскиесадыидомаотдыха); развитиеличностиисозданиеимиджа (служащийMcDonald's); развитиеприродныхзадатковиталантовчленовгруппыилипрепятствиеэтому (школа, тюрьма). Коммуникация внутри группы Человекпоприродеявляетсясоциальнымживотным. Социоцентрическийинстинктпризываетегообъединятьсявгруппыпоразличныминтересамссебеподобными. Некоторыеизтакихгруппдостаточностабильныисуществуютдлительноевремя (семья), некоторыесоздаютсясопределеннойцельюнанебольшоевремя (пассажирыавтобусаилиучастникибизнес-проекта).
Дваосновныхконституирующихпризнакагруппы
· общиеинтересычленовгруппыи
Безвзаимодействияивзаимообменамнениямимеждучленамигруппанеможетсформироваться. Характеристикигруппы: · взаимоотношенияикоммуникациямеждучленами; · общепризнанныедлячленовцели, интересыизадачи; · общепринятаядлячленовсистемаценностейинормповедения; · выработанныйчленамигруппынаборповеденческихролейимоделейкоммуникативногоповедениявопределеннойситуации. Этиролимогутменятьсясовременем, развитиемчленагруппыкакличности; · распределениеипринятиеопределенныхролейврамкахгруппы: каждыйизчленовобладаетопределеннымстатусом; · ролькаждогочленагруппыможетподдерживатьсядополнительновербальнымииневербальнымимаркерами.
Каковыосновныеидополнительныецелиобъединениявгруппы? Этодостижениеобщейцелиилисопротивлениеобщейугрозе; получениеощущенияпринадлежностиибезопасности. Собственнаяличностьсоздаетсячерезразличныеобщественныесвязи. Однимиздополнительныхпреимуществчленствавгруппеявляетсялегкостькоммуникацииссебеподобными. Социальные роли и групповая коммуникация Ролиподобныграмматическимфункциям, этоспособповедения, которыйсчитаетсяподходящимдляконкретнойситуации (группыситуаций); сценарийповедения (написанныйродителями, учителями). Бываютислучаисопротивлениянавязываемойроли (подростковыйбунтит.п.). Ноивслучаесопротивления, ивслучаежертвованиячастьюсобственнойсвободырадиинтересовгруппы (например, тишинавзалевовремяконцерта) мывидимпроявлениевзаимодействиякоммуникативнойличностиисреды, давлениясреды (вданномслучаемикросреды–группы). Ролипроявляютсявпроцессекоммуникации. Индивидисполняетвжизнимассуразнообразныхролей. Возможныеобщественныероликоммуниканта-мужчины, исполняемыеимвтомилииномместе, втоилииноевремя - семейные, социальные, производственные. Можновыделитьиследующиевидыролей: · возрастные (дитя, подросток, юноша/девушка, взрослый, старик, здесьнаблюдаетсякультурно-историческаяварьируемостьграницымеждувозрастами); · половые (онияркопроявляются‘поконтрасту’принарушенииобычныххарактеристикроли: плачущиймужчина: плачущийбольшевик, плачущийпремьер; сравнитеобъятияипоцелуиумужчиниженщин, новтожевремятрадиционныйтроекратныйпоцелуйукоммунистическихлидеров). · классовыероли. Общепризнано, чтосуществуютповеденческиестереотипыувысшего, среднегоинизшегокласса, чтовыражаетсядажеввербальныхпредпочтениях: откушать (к-тоблюда) –есть (мясо, рыбу) –жрать, хавать, лузгать (семечки). Многогранность, многоголосиечеловеческойличности, исполняющейразнообразныероливсредеприсохраненииосновногостержняidentity напоминаетлексическиезначенияиполисемиюслов. Человеквыступаеткакмногозначноеслово. Внутригруппыонможетисполнятьфункциональныероли (лидер, организатор) идисфункциональныероли (шут, стукач, надсмотрщик). Аэтоближекграмматикеиеенарушениям. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 202. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |