Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Межличностная и групповая коммуникация. Типы групп




межличностнаякоммуникациякакправилосвязанасидеальноймодельюкоммуникацииивомногомпервична, внейучаствуютдвоекоммуникантов;

групповаякоммуникация: внутригруппы, междугруппами, индивид–группа (интервьюполитическоголидераилиразговорруководителякомпаниисослужащими);

Рассмотримосновныетипыгрупп: семейные, неформальныеиформальные.

Семейнаягруппа:этонедобровольная (родителейневыбирают), долгосрочнаягруппасразнообразнымиобщимиинтересами (кровныесвязи, кровныеузы, кровнаяместь). Первичнаяцельсемейнойгруппы–освоениечеловеческогоязыкаидругихсредствкоммуникации, обучениевыживаниюиповедению.

Неформальнаягруппа:этодружескаягруппа, добровольная, необязательнодолгосрочная. Общиеинтересывгруппе: игра, атакжесоциализация, обучениеиразвлечениечерезигру. Здесьтакжепроизводитсямоделированиесоциальныхотношенийвформальныхгруппах, определениеисамоутверждениесобственнойиндивидуальностичерез‘трениеосреду’. Последнеевособенностихорошопрослеживаетсявподростковыхгруппах: тусовка, имитациявзрослыхотношений, игравдочки-матери, вшколу, ввойну, уличныеидворовыебанды.

Формальнаягруппа:этокакдобровольная (музыкальнаяшкола, кружкииклубы), такинедобровольная (школа, армия) группа, сустановленнымсрокомиусловиямичленства (отднядопожизненности), установленнойструктуройивзаимоотношениямимеждучленами (уставшколы, университета, партии; учредительныедокументыфирмы; неформальные‘присказки’типатыначальник–ядурак), установленнымицелямиизадачами (например, образовательными: обучениеисоциализация; производственными: производствотоваров, услуг, получениеприбыли; социальными: реализациясоциальныхзадачиотношений). Помимоуставныхзадачформальныегруппымогутвыполнятьинеуставные. Сюдавключаетсяразвитиевзаимоотношений (совместныевечеринкиипоездкинаприроду); социальнаязащитачленовгруппы (медицинскаяиюридическаяпомощь, детскиесадыидомаотдыха); развитиеличностиисозданиеимиджа (служащийMcDonald's); развитиеприродныхзадатковиталантовчленовгруппыилипрепятствиеэтому (школа, тюрьма).

Коммуникация внутри группы

Человекпоприродеявляетсясоциальнымживотным. Социоцентрическийинстинктпризываетегообъединятьсявгруппыпоразличныминтересамссебеподобными. Некоторыеизтакихгруппдостаточностабильныисуществуютдлительноевремя (семья), некоторыесоздаютсясопределеннойцельюнанебольшоевремя (пассажирыавтобусаилиучастникибизнес-проекта).

 

Дваосновныхконституирующихпризнакагруппы

 

· общиеинтересычленовгруппыи

  • коммуникациямеждучленами.

 

Безвзаимодействияивзаимообменамнениямимеждучленамигруппанеможетсформироваться.

Характеристикигруппы:

· взаимоотношенияикоммуникациямеждучленами;

· общепризнанныедлячленовцели, интересыизадачи;

· общепринятаядлячленовсистемаценностейинормповедения;

· выработанныйчленамигруппынаборповеденческихролейимоделейкоммуникативногоповедениявопределеннойситуации. Этиролимогутменятьсясовременем, развитиемчленагруппыкакличности;

· распределениеипринятиеопределенныхролейврамкахгруппы: каждыйизчленовобладаетопределеннымстатусом;

· ролькаждогочленагруппыможетподдерживатьсядополнительновербальнымииневербальнымимаркерами.

 

Каковыосновныеидополнительныецелиобъединениявгруппы? Этодостижениеобщейцелиилисопротивлениеобщейугрозе; получениеощущенияпринадлежностиибезопасности. Собственнаяличностьсоздаетсячерезразличныеобщественныесвязи. Однимиздополнительныхпреимуществчленствавгруппеявляетсялегкостькоммуникацииссебеподобными.

Социальные роли и групповая коммуникация

Ролиподобныграмматическимфункциям, этоспособповедения, которыйсчитаетсяподходящимдляконкретнойситуации (группыситуаций); сценарийповедения (написанныйродителями, учителями). Бываютислучаисопротивлениянавязываемойроли (подростковыйбунтит.п.). Ноивслучаесопротивления, ивслучаежертвованиячастьюсобственнойсвободырадиинтересовгруппы (например, тишинавзалевовремяконцерта) мывидимпроявлениевзаимодействиякоммуникативнойличностиисреды, давлениясреды (вданномслучаемикросреды–группы). Ролипроявляютсявпроцессекоммуникации.

Индивидисполняетвжизнимассуразнообразныхролей. Возможныеобщественныероликоммуниканта-мужчины, исполняемыеимвтомилииномместе, втоилииноевремя - семейные, социальные, производственные. Можновыделитьиследующиевидыролей:

· возрастные (дитя, подросток, юноша/девушка, взрослый, старик, здесьнаблюдаетсякультурно-историческаяварьируемостьграницымеждувозрастами);

· половые (онияркопроявляются‘поконтрасту’принарушенииобычныххарактеристикроли: плачущиймужчина: плачущийбольшевик, плачущийпремьер; сравнитеобъятияипоцелуиумужчиниженщин, новтожевремятрадиционныйтроекратныйпоцелуйукоммунистическихлидеров).

· классовыероли. Общепризнано, чтосуществуютповеденческиестереотипыувысшего, среднегоинизшегокласса, чтовыражаетсядажеввербальныхпредпочтениях: откушать (к-тоблюда) –есть (мясо, рыбу) –жрать, хавать, лузгать (семечки).

Многогранность, многоголосиечеловеческойличности, исполняющейразнообразныероливсредеприсохраненииосновногостержняidentity напоминаетлексическиезначенияиполисемиюслов. Человеквыступаеткакмногозначноеслово. Внутригруппыонможетисполнятьфункциональныероли (лидер, организатор) идисфункциональныероли (шут, стукач, надсмотрщик). Аэтоближекграмматикеиеенарушениям.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...