Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические учения Нового времени. Р. Декарт, Б. Спиноза.




Одним из самых значительных событий Нового времени стала философская система, разработанная крупнейшим мыслителем Р.Декартом (1596 – 1650).

Отправным методологическим принципом Декарту служил вопрос о критерии достоверного знания. В качестве такого критерия философ выдвигает интуицию, как состояние умственной самоочевидности. Наличие сомнения есть признак ложного знания.

Исходным тезисом Декарта в объяснении жизнедеятельности живых организмов явилось положение о машинообразном характере их поведения. Декарт переносит физико-механические принципы действия механизмов на жизненные функции животного организма. Более того, Декарт распространяет эти принципы и на функции человеческого тела.

В целом, в поведении и деятельности человека Декарт выделяет три уровня: безусловные рефлекторные акты, страсти души и чистые мышление и воля. Из этих уровней деятельности человека особое внимание Декарта было уделено страстям души.

Опровержение картезианского дуализма продолжается в трудах видного голландского философа Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632 – 1677). Спиноза выдвигает учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах. Первопричиной всего существующего и самой себя является субстанция, которая существует объективно, независимо от какого либо внешнего побудителя или творца. Она несотворима и неуничтожима, бесконечна во времени и пространстве, а также едина.

Сущность единой субстанции выражается и раскрывается в ее коренных свойствах, называемых атрибутами. Человеку доступны всего два атрибута – мышления и протяженности.

Человек является особо сложным единством атрибутов мышления и протяжения. Он выступает одновременно как модус тела и модус мышления. Душевная жизнь индивидуума определяется единством души и тела. Различные движения и действия, производимые человеком при взаимодействии с различными материальными телами, приводят к внутренним изменениям телесных структур. Эти изменения фиксируются в определенных душевных состояниях.

Первоначальными формами душевных состояний являются ощущения и восприятия, представляющие собой осознание внешних воздействий и состояний тела. Но человеческая душа воспринимает не только вещи и состояния тела, но также и образы или идеи этих состояний. Самосознание основывается на основе восприятий собственного тела, а поскольку последние определяются внешними воздействиями, то и самосознание имеет природную детерминацию. Врожденных идей не существует.

Мировоззрение и учение Б.Спинозы о психической деятельности оказало значительное влияние на развитие психологических идей, изменив понимание объекта и метода психологических исследований.

Английская ассоциативная психология. Дж. Беркли, Д. Юм, Дж. Милль, Д. Гартли.

Д.Гартли (1705 – 1757) является основателем ассоциативной психологии. В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона.

Гартли выделяет в структуре психики две подструктуры, - два круга, - большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, является, фактически, рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Внешние воздействия, согласно Гартли, вызывают вибрацию органов чувств, что вызывает в свою очередь вибрацию соответствующих частей головного мозга, которые стимулируют работу определенных мышц, вызывая их движение.

Гартли полагал, что в основе психических процессов лежат ассоциации. При этом ассоциации являются вторичными, отражая реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге. Таким образом, Гартли объяснял самые сложные психические процессы, в том числе мышление и волю. Он считал, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словами, а в основе воли – ассоциация слова и движения.

Взгляды Гартли оказали огромное влияние на развитие психологии. Отметим, что ассоцианизм просуществует почти два столетия и послужит дальнейшему развитию психологии. Большое значение будут иметь и догадки Гартли о рефлекторной природе поведения, а его взгляды на возможности воспитания и управление этим процессом окажутся сходными с подходами рефлексологов и бихевиористов, разработанным в XX в.

По-иному истолковали принцип ассоциации два других английских мыслителя – Джордж Беркли и Дэвид Юм. В качестве первичного они рассматривали не физическую реальность или жизнедеятельность организма, а феномены сознания. Согласно Беркли, опыт - это непосредственно испытываемые субъектом ощущения. Физика предполагает, что пространство дано объективно, но для человека оно – продукт взаимодействия ощущений. Этот комплекс ощущений принято считать существующим независимо от сознания, но, считает Беркли, доказать это невозможно.

Это положение приводит мыслителя на позицию солипсизма – отрицания любого бытия, кроме собственного сознания.

Учение о причинности, по мнению Юма, - не более чем продукт веры в неизбежность определенной последовательности событий. На самом деле это ассоциация представлений, возникшая в опыте субъекта. Да и сам субъект – всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений.

Английский историк и экономист Джеймс Милль (1773-1836) вернулся к представлению о том, что со знание - это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации. Всякий опыт состоит в конечном счете из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сперва простые, затем все более сложные). Никаких врожденных идей не существует.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...