Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологическая диагностика в профессиональной ориентации.
Тесты широко используется в профориентации, они помогают решить следующие практические задачи: • профориентационный отбор, • организация профессионального обучения, • профессиональное консультирование. Для решения приведенных задач необходимо, прежде всего, иметь представление о понятии - психологическая пригодность к профессии. Эта психологическая категория характеризуется двумя главными критериями: успешностью овладения профессией и степенью удовлетворенности человека своим трудом. Психологическая пригодность к профессии – это сочетание профессионально важных качеств индивида, позволяющее обеспечить успешное профессиональное функционирование. Это наличие определенных психологических особенностей работника, соответствующих профессии, и формирующихся за время профессиональной деятельности. Профессионально важные качества и определенные психологические особенности кандидатов выявляются при помощи тестов на профориентацию. Принято выделять два типа профессий Первый тип – с абсолютной профессиональной пригодностью; абсолютный успех в профессиональной деятельности обеспечивается природными задатками. Это профессии, где используется выраженность особенностей нервной системы, пример, искусство. Интересно то, что важные качества в профессиях этого типа носят не компенсируемый характер. Для определения первого типа профессиональной пригодности требуется отбор при помощи тестов на профориентацию. Второй тип – с относительной профессиональной пригодностью. Пригодность к профессиям этого типа может быть сформирована у любого человека, на базе его индивидуальных черт. Для этого типа, отбор при помощи тестов на профориентацию не требуется. При работе с кандидатами второго типа тесты на профориентацию используются для выявления и оценки степени сформированности профессионально важных качеств. Помимо формирования профессиональной пригодности тесты на профориентацию позволяют индивиду сформировать свой индивидуальный стиль деятельности, преодолеть функциональные ограничения, обнаруженные психологом. Еще один важный критерий, который позволяют выявить тесты на профориентацию – это профессиональная мотивация. Для профессиональной ориентации хорошо себя зарекомендовали следующие типологические опросники: MMPI, индивидуально-типологический опросник (ИТО), калифорнийский опросник личности (CPI-462), опросник Д. Кейрси, опросник Олдхема-Моррис; тест направленности личности Смекала-Кучера; определение способностей краткий отборочный тест (КОТ), и др. Понятие психологического диагноза. Психодиагностика- наука и практика постановки психологического диагноза. Психодиагностика направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза на этой основе, нахождение того места, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей. Выделяют два типа диагноза. 1. диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. 2. диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континиума» по выраженности тех или иных качеств. Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза. Психологический диагноз - (от греч диагнозис – распознание)- конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально- психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического тестирования. Рекомендации по развитию или коррекции изучаемых качеств предназначаются не только специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самим обследуемым. Предмет психологического диагноза - установление индивидуально- психологических различий в норме и в патологии. Л.С.Выготский выделил 3 уровня постановки психологического диагноза. 1. уровень - симптоматический (эмпирическим). Этот диагноз ограничивается констатацией определённых особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Здесь работу психолога можно заменить машинной обработкой данных 2. уровень - этиологический диагноз учитывает не только наличие определённых особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. 3. уровень - типологический диагноз заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л.С.Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять "внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития". Выделяют психодиагностические признаки, психодиагностические категории и диагностический вывод. Психодиагностические признаки можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Психодиагностические категории - скрытые внутренние психологические факторы (психологические причины), которые обуславливают определенное поведение и особенности человека. Трудность психологического диагноза заключается в том, что между признаками и категориями часто не существует жестких взаимно-однозначных связей. Технологические приемы получения этих первичных психодиагностических признаков и логические правила их синтеза в диагностические категории - это главный предмет и продукт развития психодиагностики. Основные принципы и математизированная технология создания стандартизированных измерительных психодиагностических методик разрабатываются в психометрике. Для диагностики интеллектуального развития, специальных способностей и профессионально важных психологических качеств людей, их личностных качеств и мотивационной сферы требуется широкий арсенал психодиагностических методик. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 256. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |