Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие валидности методики. Типы валидности.
"Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает" А.Анастази
Валидность - комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о пригодности методики для измерения того, для чего она создана, а с другой стороны, информацию о том, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность. Тест называется валидным, если он измеряет то, для измерения чего предназначен. Основные виды валидности: Валидность очевидная - описывает представление о тесте, сложившееся у испытуемого. Тест должен восприниматься обследуемым как серьезный инструмент познания его личности, чем-то схожий с вызывающим уважение и в какой-то ме- ре трепет медицинским диагностическим инструментарием. Конкурентная валидность оценивается по корреляции разработанного теста с другими, валидность которых относительно измеряемого параметра установлена. Валидность по содержанию - степень соответствия содержания заданий диагностической методики измеряемой области психических свойств. Определяется через подтверждение того, что задания теста отражают все аспекты изучаемой области поведения. Валидность конструктная - показывает, ансколько результаты теста могут рассматриваться в качестве меры некоего теоретического конструкта или свойства. Демонстрируется полным, насколько это возможно, описанием переменной, для измерения которой предназначается тест. Валидность по одновременности - установление соответствия результатов диагностической методики независимому внешнему критерию, отражающему состояние диагностируемой особенности в момент проведения исследования. Валидность конвергентная - установление степени связи диагностической методики с родственными методиками. Валидность дивергентная/дискриминативная - выявление отсутствия связи диагностической методики с методиками, имеющими другое теоретическое основание. Валидность прогностическая (предсказывающая) - важнейший вид валидности диагностической методики, который подтверждает ее пригодность для выдвижения прогноза. Прогностическая валидность доказывается в ходе особого эксперимента: тестирование психического свойства предшествует будущему критериальному поведению (событию), на прогноз которого и должен быть направлен тест. Устанавливается с помощью корреляции между показателями теста и некоторым критерием, характеризующим измеряемое свойство, но в более позднее время. Валидность текущая - характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике. Валидность ретроспективная - установление соответствия результатов диагностической методики независимому внешнему критерию, отражающему события или состояние качества в прошлом. Инкрементная валидность имеет ограниченное значение и относится к случаю, когда один тест из батареи тестов может иметь низкую корреляцию с критерием, но не перекрываться другими тестами из этой батареи. Выбор процедуры валидизации зависит от последующего назначения результатов теста Репрезентативность тестовых норм. Достоверность. Репрезентативность (франц. rеpresentatif — показательный) свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Р. означает, что с некоторой наперед заданной или определенной статистически погрешностью можно считать, что представленное в выборочной совокупности распределение изучаемых признаков соответствует их реальному распределению. Для обеспечения Р. выборки данных необходимо учесть ряд обязательных для любого исследования условий. Среди них важнейшими являются следующие: а) каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попадания в выборку; б) выборка переменных производится независимо от изучаемого признака; в) отбор производится из однородных совокупностей; г) число единиц в выборке должно быть достаточно большим; д) выборка и генеральная совокупность должны быть по возможности статистически однородны ( (выб) – (ген) 0), показатели вариации при увеличении числа наблюдений сближаются между собой: Статистическое определение Р. в практической психодиагностике необходимо для установления Р. норм психометрического теста, а также обоснованности выборок, на которых проводится стандартизация методик. В широком понимании Р. связана с комплексом характеристик валидности методики. Достоверность различия (сходства) — аналитико-статистическая процедура установления уровня значимости различий или сходств между выборками по изучаемым показателям (переменным). Анализ Д. р. имеет практическое значение при оценке статистической значимости разности выборочных средних величин в сопоставляемых распределениях. Этот случай весьма распространен в эмпирических исследованиях. Предположим, перед психодиагностическим исследованием стоит задача проверки валидности текущей (диагностической) разрабатываемого теста методом контрастных групп. Если проверяемая методика является, к примеру, тестом общих способностей, валидизация может базироваться, в частности, на оценке степени устойчивости различий в тестовых оценках у детей со слабой и хорошей школьной успеваемостью. После проведения тестирования той и другой группы необходимо получить подтверждение истинности (а не случайности, напр, за счет ошибки измерений) выявленных различий в средних оценках по тесту в сравниваемых выборках. При проверке нулевой гипотезы о случайности (неслучайности) сходства (различия), в сущности, используется оценка вероятности совместного перекрытия (или не перекрытия) доверительных интервалов, в которые с определенной, наперед заданной вероятностью могут попадать переменные в сопоставляемых выборках. При оценке статистической значимости разности выборочных средних арифметических двух распределений первичных величин применяется t-критерий Стьюдента. Достоверность Если открытие можно повторить, то оно считается достоверным. Помимо этого общего соображения. термин используется более конкретным образом в психологических исследованиях и при оиенке результатов: • Чтобы экспериментальное открытие считалось достоверным, необходимо доказать, что оно с успехом воспроизводится при тех же условиях (ретикация). • Для достоверности психометртеского теста он должен обладать виутреиией и внешней валидностью. Ответы на вопросы в анкете или личностном опроснике можно проверить на наличие противоречий (внутренняя валидность). Кроме того, ответы можно проверять в течение определенного времени, устанавливая степень стабильности результатов (внешняя валидность). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 238. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |