Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ О ВЕСЕННИХ ДЕРЕВЬЯХ
Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи детей. На занятие можно принести цветущие или зеленые веточки деревьев. Это занятие лучше цровести в солнечный день в парке, скверике или на участке детского сада. Воспитатель приглашает детей принять участие в общем разговоре, поделиться своими впечатлениями. — День сегодня такой... — Деревья стоят... — Небо такое... Воспитатель обращает внимание детей на цветущие веточки, предлагает назвать деревья и послушать о них стихотворения. БЕРЕЗКА У красы-березки Платье серебрится. У красы-березки Зелены косицы... (П. Воронько) ОСИНКА Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару... (И. Токмакова) ЧЕРЕМУХА Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. (С. Есенин) Воспитатель анализирует образные языковые средства в стихотворных текстах: — Веточки у березки, как... (косицы). Как сказать по-другому? — Всегда листочки у осинки дрожат, даже поговорка такая есть: «Дрожит как осиновый лист». — Черемуха какая? (Душистая, цветущая, белая, кудрявая.) — Все в природе нарядилось, как будто к празднику. Послушайте стихотворение Елены Благининой: Черемуха, черемуха, Ты что стоишь бела? —- Для праздника весеннего, Для мая расцвета. А ты, трава-муравушка, Что стелешься, мягка? — Для праздника весеннего, Для майского денька. А вы, березы тонкие, Что нынче зелены? — Для праздника, для праздника, Для мая, для весны. — Почему все в природе нарядилось? — Как черемуха, трава, березы встречают праздник? — Стихотворение радостное, праздничное, и рассказывать его надо радостно. Воспитатель повторно читает стихотворение. Далее проводится упражнение на использование вопросительной и утвердительной интонации. Воспитатель предлагает желающим повторить стихотворение, а после проводит игру «Узнай дерево по описанию». Дети и воспитатель поочередно называют признаки деревьев. Закончить занятие можно чтением стихотворения. ОЗОРНИКИ Закружился надо мной Дождь из листьев озорной. До чего же он хорош! Где такой еще найдешь, Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала. Мы плясали, как друзья, Дождь из листиков и я. (Л. Разводова) СТАРШАЯ ГРУППА В этой группе детей учат замечать выразительные средства при восприятии содержания литературных произведений. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли ее понять. При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь детям почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание. Знакомя детей с жанром рассказа, воспитатель должен раскрыть перед ними общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы воспитателя должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев. Приведем примеры занятий. РАССКАЗЫВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК» Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки; упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову. Сначала воспитатель спрашивает: — Дети, вспомните, чем отличается рассказ от стихотворения, сказки? — Кто сочиняет сказки, стихотворения? — Вы знаете немало сказок о животных. Во многих сказках главная героиня или одна из героинь — лиса. Какими словами можно сказать о лисе, о ее внешности? Вспомните сказки, в которых рассказывается о лисе. — Сегодня я расскажу вам еще одну сказку о лисе. Слушайте внимательно, а потом скажите, какими вам цоказались главные герои этой сказки. После чтения сказки проводится беседа. — Кто главные герои сказки? —Расскажите, какой вы представляете себе лису. Какими словами о ней можно рассказать? Вспомните, как говорится о лисе в сказке. — Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других? — Какие сказочные выражения вы запомнили? Воспитатель рассматривает вместе с детьми иллюстрации к сказке. Помогает вспомнить эпизоды, которые они отражают. — Дети, вы уже научились различать сказку, рассказ, стихотворение. А теперь вспомните, что такое загадка. Да, в загадке рассказывается о чем-либо, но сам предмет не называется. Нужно хорошо подумать и отгадать, о чем говорится в загадке. — Сейчас загадаю вам загадки, а вы не просто отгадайте их, но и объясните свои отгадки. 1. С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. 2. Полежала между елками Подушечка с иголками. Тихонько полежала, Потом вдруг убежала. 3. Хоть верь, хоть не верь: Пробежал по лесу зверь. Нес на лбу он неспроста Два развесистых куста. — Как вы догадались, что это... (белка, ежик, олень)? С чем оленя сравнивают? Как еще об этом можно сказать? — А сейчас поиграем в игру «На что похоже». Кто-нибудь из вас выйдет из комнаты, пока мы договоримся, о ком будем загадывать загадку. Потом мы будем говорить, на что похож тот, о ком мы загадали, а ребенок должен отгадать нашу загадку. Игра проводится 3—4 раза. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 348. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |