Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование грамматического строя речи 8 страница




В ходе работы с языковым материалом были выделены критерии отбора пословиц и поговорок:

1) семантическая доступность выражений, т. е. возможность осмысления детьми слов и словосочетаний, а также понятий, которые они обозначают;

2) художественная емкость пословиц и поговорок, выразительность эмоционально-экспрессивной стороны, изобразительность текста;

3) частотность употребления выражений, т. е. относительная регулярность воспроизведения фольклорной формы в речевой практике.

Пословицы и поговорки желательно систематизировать и представить в виде следующих групп: тематической, художественной, логико-тематической и инокультурной.

В тематическую группу вошли тексты, отражающие знакомые детям стороны жизни и связи между явлениями.

Природа

Апрель с водой, май с травой. Береги нос в большой мороз. В зимний холод всякий молод. Два друга — мороз да вьюга. Дыма без огня не бывает. Куда ветер, туда и тучи.

Животные

Волка кормят зубы, а зайца спасают ноги. Бежал от волка — попал на медведя. Крутится, как белка в колесе. Пустили козла в огород. Знает кошка, чье мясо съела. Не будь овцой, а то волк съест. Лиса хитростью берет.

Смелость

За правое дело стой смело. Волков бояться — в лес не ходить. Кто смел, тот и цел. Смелость города берет. Смелый там найдет, где робкий потеряет. Где смелость, там победа. Кто смел, тот наперед поспел.

Ложь

Врет — и глазом не моргнет. Вранье не ведет в добро. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. Лжецу и в правде не верят. Лучше молчать, чем врать. Не верь словам, а верь делам. Шила в мешке не утаишь.

Еда

Запретный плод слаще. Голодной куме все хлеб на уме. Есть сало — да не про кота. Ешь калачи, пока горячи. Кашу маслом не испортишь. Ложки мимо рта не пронесешь. Сытый голодного не разумеет.

Безделье

В лесу живу, а без дров сижу. Под лежачий камень вода не течет. Лень до добра не доведет. Кто труд любит, долго спать не будет. Маленькое дело лучше большого безделья. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. От скуки бери дело в руки.

Добро

Добро того учит, кто слушает. Добро помни, а зло забывай. За добро плати добром. И собака помнит, кто ее кормит. Мир не без добрых людей. При солнышке теплота при матери добро. Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Художественную группу составили пословицы и поговорки в стихотворной форме (с ярко выраженными ритмом, рифмой, созвучиями) и прозаической.

Стихотворные

Всяк сверчок знай свой шесток. Без друга на сердце вьюга. За правое дело стой смело. Конец — всему делу венец. Из огня да в полымя. Доброе братство лучше богатства. Старый друг лучше новых двух. Тяп да ляп — не выйдет корабль. На хотенье есть терпенье. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Хлеб-соль кушай, а правду слушай. Когда я ем, я глух и нем. Рабочие руки не знают скуки. Терпенье и труд все перетрут. Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Прозаические

Лиха беда — начало. Два сапога — пара. Семь раз примерь, один раз отрежь. Бежать сломя голову. Друзья познаются в беде. Хвалилась синица море поджечь. На воре и шапка горит. Тихая вода берега подмывает. Пчела мала, а и та работает. У страха глаза велики. Глаза страшатся, а руки делают. Всяк кулик свое болото хвалит. Лисичка от своего хвостика плачет. Корень ученья горек, да плод его сладок. Под лежачий камень вода не течет.

Логико-тематическая группа включала изречения, выражающие отношения между признаками и свойствами объекта (субъекта):

§ отрицательные или отношения противопоставления: не в свои сани не садись; ни кола, ни двора;

§ утвердительные или с выделением, акцентированием свойства, признака: лучше молчать, чем врать; мал, да удал;

§ проявляющие взаимосвязь, взаимозависимость «причина — следствие», «стимул — реакция»: что посеешь, то и пожнешь; как с гуся вода.

Отрицательные — или отношения противопоставления

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться. Мороз не велик, да стоять не велит. Не в свои сани не садись. Не зная броду, не суйся в воду. На берегу плавать не научишься. После драки кулаками не машут. Не беда ошибиться, беда не справиться. Умелые руки не знают скуки. Любишь есть калачи — не сиди на печи. Волков бояться — в лес не ходить. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. В тесноте, да не в обиде. Не красна изба углами, а красна пирогами. Есть сало — да не про кота.

Утвердительные или с выделением свойства, признака

Уговор дороже денег. Разум силу победит. Делай добро и жди добра. Один за всех, все за одного. Старый друг лучше новых двух. Лучше молчать, чем врать. За правое дело стой смело. Смелость города берет. Ум хорошо, а два лучше. Заставили козла огород стеречь. Совет дороже денег. За добро плати добром. Играй, играй, да и дело знай. Ученье — свет, а неученье — тьма. Долг платежом красен.

Каузальные (взаимосвязь: «стимул — реакция», «причина — следствие»)

Какие труды — такие плоды. Будет терпенье— будет и уменье. Апрель с водой, май с травой. Кто посеет ветер — пожнет бурю. . Куда иголка, туда и нитка. Взялся за гуж — не говори, что не дюж. Как аукнется, так и откликнется. Делай другим добро — будешь сам без беды. Будешь книги читать — будешь все знать. Что посеешь, то и пожнешь. Любишь кататься, люби и саночки возить. Назвался груздем — полезай в кузов. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. Куда ветер, туда и тучи.

Инокультурную группу составляла ограниченная подборка изречений разных языковых культур, предназначенная для ознакомления с общим смыслом выражения и формирования толерантного отношения к речевой культуре других народов.

На этом этапе обучения (11 занятий) внимание сосредоточивается на овладении компонентом слова, а также на поиске связей между словами при сравнении объектов, установлении общего и отличного между ними. Для развития лексической восприимчивости предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов».

Пословицы и поговорки народов Европы

На солнце тепло, а возле матери хорошо. Веселая мысль — половина здоровья. Трусливый заяц и пенька боится. Нужно наклониться, чтобы из криницы воды напиться (укр.). Шея бежит впереди головы (нем.). Какая мать — такая дочь, какой отец — такой сын (нем.). Конец хороший — все хорошо (нем.). Из слов суп не сваришь (рум.). Добро сделаешь — добро найдешь (рум.).Нельзя есть пирог, не имея его (англ.). Можно привести коня к воде, но нельзя заставить его напиться (англ.).

Пословицы и поговорки народов Востока

На устах дыня, а на сердце —- редька (кит.). Не смейся над стариком, сам им станешь (кит.). Если посеял просо — не жди бобов (кит.). Из песчинок гора вырастает (яп.). Лягушка для рыбы — лучший певец (араб.). Игла других одевает, а сама голая (араб.). Палку бросают в то дерево, которое приносит плоды (турец.).

Третий этап обучения посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками: учебно-речевой, игровой, художественно-речевой, бытовой, досуговой. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц, поговорок как фразеологических единиц. С помощью приемов речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц, поговорок углубляется представление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний. На данном этапе происходит последовательное освоение новой речевой информации и одновременно развитие познавательных сил и лексических возможностей детей ориентироваться в этой информации.

Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц и поговорок в самостоятельной речи. Определяется соотношение знаний и точность воспроизведения паремических единиц как целостных сочетаний слов с переносным значением. На этом этапе знания детей нацеливаются на объединение, комплексирование задач (ознакомление, уточнение значений и активизация пословиц, поговорок в речи). Детям предлагается продолжить пословицу по заданному началу: Как аукнется... (так и откликнется); назвать пословицу по рифмующимся словам: руки — скуки (Умелыеруки не знают скуки); подобрать поговорку к заданному слову: белка (Крутится, как белка в колесе); составить рассказ по тексту пословицы. В упражнениях на определение полярных семантических отношений (антонимия: ум — глупость, правда — ложь, трудолюбие — лень), эквивалентных отношений слов (синонимия: лукавство — хитрость, смекалка — ловкость) дети одновременно осваивают ценностную ориентацию изречений (А.П. Илькова).

Приведем основные положения, на основании которых может строиться работа по развитию образной речи. В формировании связной речи ярко выступает взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Задачами художественно-речевой деятельности являются:

§ воспитание любви и интереса к художественному слову;

§ развитие «чувства языка»;

§ формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;

§ воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;

§ формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;

§ развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);

§ развитие умения пользоваться образными выражениями в разговорной речи;

§ воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;

§ формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.

Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.).

Вместе с тем владение этими средствами углубляет, утончает художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к художественному тексту, сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер, т. е. остается подлинно эстетическим восприятием. В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств ддя воплощения художественного образа.

Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте. Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм (зарубить на носу — запомнить навсегда; повесить голову — загрустить) (Н.В. Гавриш).

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.

Основная задача развития образной речи — заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений — былины, сказки, легенды, песни, предания, а также ма-лые формы — частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность.

На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм), развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений: они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы — уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного.

Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки — так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело».

Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображений образ в своем рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.

Тексты большинства предлагаемых для чтения литературных произведений, а также пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов, многие сказки и потешки можно найти в книге «Хрестоматия для маленьких» (сост. Л.М. Елисеева, М., 1997, 1982 и другие издания), а также в книге О.С. Ушаковой и Н.В. Гав-риттт «Знакомим дошкольников с литературой» (М., 1999).

Если в дошкольном учреждений нет репродукций произведений живописи, указанных нами, можно использовать те, которые имеются, а беседу проводить аналогично той, которая предлагается в пособии. Главное, чтобы беседа по пейзажной картине проводилась образно и не превратилась в скучное перечисление изображенного на картине. Это замечание относится и к подбору музыкальных произведений.

Если в начале занятия идет чтение, то затем начинается новое задание — беседа, упражнение, рисунки, сочинение детьми рассказов и сказок, работа над структурой текста (выкладывание полосок, обозначающих начало, середину и конец произведения). Все рисунки и сочинения детей воспитатель может поместить в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми. Иллюстрации к сочинениям детей могут нарисовать родители, старшие братья, сестры. В конце учебного года можно организовать выставку детского творчества, провести совместную конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.

В целом развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах — в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Рассмотрим программные требования к речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой по возрастным группам.

МЛАДШАЯ ГРУППА

В этой группе в работу с художественной литературой вводят разные жанры. Необходимо научить детей слушать сказки, рассказы, стихотворения, т. е. развивать элементарное представление о жанрах. Ставится и задача воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Необходимо обращать внимание на образный язык сказок, стихотворений, привлекая детей к повторению запомнившихся слов, выражений, песенок персонажей.

Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев сказки. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

После слушания сказок «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса» можно предложить ребенку повторить песенку действующих лиц. После чтения сказок ребенок запоминает такие образы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и др.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают детям образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.

Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения. Содержание таких стихотворений, как цикл «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...