Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование грамматического строя речи 6 страница




Индивидуальная работа ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка. Руководство со стороны взрослого проводится в обстановке естественного общения партнеров по игре.

Детям с высоким уровнем речевого развития можно предложить короткие, но довольно сложные по содержанию схемы («Наступила... Ребята.... Они стали... И вдруг.?. Тогда...»; «Однажды дети... Видят... Они говорят ему... И тогда...»).

В индивидуальном общении легче проводить обучение рассказыванию из личного опыта (о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких).

Индивидуальная работа проводится в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка. Если проводятся фонетические и грамматические упражнения, они могут легко и естественно перейти в составление совместного рассказа в контексте выбранной темы. Когда дети начнут хорошо описывать предметы и игрушки, надо научить их составлять повествовательный текст, придумывая интересный сюжет, активно вовлекая их в совместное рассказывание и игру-драматизацию.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказок («Пузырь, соломинка и лапоть») и рассказов (Я. Тайц «Поезд», Е. Чарушин «Курочка», Н. Калинина «Помощники»), как уже знакомых им, так и впервые прочитанных на занятии.

В рассказывании по картине («Кошка с котятами», «Собака со щенятами») дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). После ответов на вопросы по содержанию картины («Что делает собака? Кто лежит около собаки? Что делают щенки?») дети рассказывают о своей собаке или о той, которую они видели: какая она, что делает, как играет с хозяином, какая у нее кличка).

Такое составление высказываний подводит детей к рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам, когда один ребенок рассказывает начало, другой продолжает развивать сюжет по следующей картинке, а третий заканчивает изложение. Взрослый помогает при переходе от одной картинки к другой словами-связками (и вот тогда, вдруг, в это время). Эти приемы закрепляют у детей представление о структуре связного рассказа (начало — середина — конец) и развивают у них умение выстраивать сюжет.

Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам воспитателя, затем совместно со взрослым, а после этого и самостоятельно.

При рассматривании игрушек, которые будут участвовать в выстраивании сюжета, воспитатель обращает внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера, тем самым программируя их поведение: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; зайчик маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок с длинным хвостом, любопытный.

Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается ребенку в естественно-разговорной форме: «Давай подумаем сначала, как бельчонок встретился с зайчиком? Какими словами можно о них сказать по-другому? (Малыши, друзья, Пушок и Рыжик.) Что с ними случилось дальше? Чем их приключения закончились?»

В средней группе продолжается обучение разным типам высказывания — описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи: Мне нравится зима, потому что...). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.

Такому типу высказывания, как описание, в средней группе уделяется особое внимание. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, описывать предметы, картинки, игрушки по следующей схеме, состоящей из нескольких частей: 1) указание на предмет, называние его; 2) описание признаков, качеств, действий предмета (или с предметом); 3) оценка предмета или отношение говорящего к нему.

Объекты, предлагаемые для описания и повествования, усложняются. Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры:

1. Название предмета (что это? кто это? как называется?).

2. Раскрытие микротем: признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий (какой? какая? какое? какие? что у него есть? чем отличается от других предметов? чем интересен? что может делать? что с ним можно делать?).

3. Отношение к предмету или его оценка (понравился? чем?). Такое обучение описательной речи развивает у детей умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность текста (начальное определение предмета высказывания, описание его свойств и качеств, конечную оценку и отношение к предмету).

Например, ребенок описывает лису (можно взять в руки игрушку-лису или составлять описание по предметной картинке): «Это лиса. Она рыжая, пушистая. Лиса очень хитрая, она любит ловить мышей. Она очень красивая».

Описание можно проводить и при обращении к предмету (игрушке). Сначала детям загадывают загадку: «Рыжая; пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». Дети отгадывают, что это белка. Затем белка (воспитатель) говорит детям: «Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать».

При затруднении воспитатель помогает связками: «Ты — красивый зверек... (белочка); шубка у тебя... (рыжая, пушистая, гладкая, мягкая, блестящая); на ушках... (висят кисточки, маленькие, пушистые); хвостик у тебя... (длинный, пушистый, рыжий, красивый); ты умеешь... (грибы собирать и сушить их на зиму) и очень любишь... (орешки грызть, прыгать, скакать, веселиться, играть)».

У детей продолжают формировать навыки повествовательной речи, для этого им даются схемы составления совместного рассказа. Тем самым дети глубже осознают структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному (однажды, как-то раз, дело было летом и т. п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет: «Как-то раз... (собрались звери на полянке). Стали они... Вдруг... Взяли звери... И тогда...» Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представления о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Параллельно с этим развивается и интонационный синтаксис — умение строить и произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

Для составления историй-повествований можно использовать набор игрушек, представляющий элементарный сюжет: девочка, елочка, корзинка, еж.

Для закрепления представлений о структуре рассказа взрослый использует схему, которую дети заполняют своим содержанием: «Мама купила Алеше... Она была... Алеше захотелось... Тут пришел... Они стали...»

«Решил щенок... Тут пришел... И спрашивает... Щенок отвечает... А его друг говорит... И стали они...»

При составлении сказки «Приключения Маши в лесу» воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то)». Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты их развития.

Широко используется в средней группе коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком.

Специальную роль в обучении рассказыванию играет индивидуальная работа (при описании игрушки, предмета, картинки) и при подведении ребенка к самостоятельному рассказыванию.

Задания по развитию связной речи органически сочетаются с лексическими, фонетическими и грамматическими упражнениями.

Обучение детей связности высказывания совершенствует умение составлять описательные и повествовательные рассказы, использовать элементы рассуждения, развивает умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц.

Описание может органически включаться в повествовательный рассказ. При этом сначала идет выполнение лексических и грамматических упражнений, которые помогут детям сделать содержание рассказа занимательным и интересным.

«КТО ЗАБЛУДИЛСЯ»

Цель: учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобранные слова в связное высказывание.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? {Зайчонок, зайчик, заинька.) Помните, мы с вами рассказывали про зайчика, который заблудился? остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)

— Закончите предложения: «Если зайчик потерялся, мы... (поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим). Если он будет грустить, мы его... (развеселим, утешим)».

— Давайте составим рассказ про зайчика о том, как он потерялся и как его нашли и утешили друзья.

«ШИШКА»

Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова шишка.

— Что растет на елке?

— Шишки да иголки.

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно шишек.

— Про какие шишки говорится в первом случае и про какие— во втором?

— Подберите к слову шишка складные слова (малышка, мышка, мишка...). Вспомните стихотворение про мишку.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

— Про кого эта загадка: «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается»? (Про белку.)

Белка-шалунья сидела на елке,

Бросила шишку прямо на волка.

Ох, какая она шалунишка!

У волка на лбу сразу выросла... (шишка).

— Давайте составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажите, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а вы заканчивайте. Как-то раз белочка побежала погулять... (и шишек набрать). Она залезла... (на высокую сосну). А на сосне шишек... (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку... (увидела волка). Но белочка... (не испугалась). Она бросила... (шишку прямо на волка). На лбу у него... (выросла шишка).

Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

СТАРШАЯ ГРУППА

В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.

Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.

В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов — описательные, повествовательные, контаминированные.

У детей формируются элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. Необходимо научить их понимать тему высказывания, использовать различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озаглавить. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделенный на три части — зеленую (начало), красную (середина) и синюю (конец), по которой дети самостоятельно составляют текст. В процессе работы над текстом в целом особое внимание необходимо уделять формированию контроля через прослушивание речи, записанной на магнитофон.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: научить использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения.

— Закончите начатые мною предложения: Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него... (отошел). Утром ребята пошли в гости, а вечером... (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он... (вышел). Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они... (перебежали) на левую. Дети играли в прятки: Они забежали за дом. Их долго не находили, и они... (выбежали).

— Придумайте предложения со словами: шел — перешел — пошел — подошел — вошел — вышел - отошел.

— Замените словосочетание другими словами: ползет муравей — движется, передвигается; ползет поезд — едет очень медленно; плывет человек —плавает; плывет лодка — движется по воде; плывет облако — движется по небу; сложить дрова — уложить их; сложить песню — написать; бить посуду — разбить что-то; свет бьете глаза — ярко светит.

— Какие слова, связанные с движением людей, животных, транспорта, вы знаете? (Идти, бежать, мчаться, нестись, лететь, двигаться, ползти.)

Придумайте короткий рассказ на тему «Лететь стрелой».

«КАК ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ»

Цель: подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к заданной ситуации.

— Вспомните, как мы читали с вами рассказ В. Бианки «Купание медвежат». Я расскажу вам про этих медвежат. Вот выкупались они и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные! Первый медвежонок веселый, подвижный, очень любил играть. Залез он на дерево. Чует — медом пахнет. Обрадовался, полакомился медом, слез с дерева и побежал к маме-медведице. Какой был медвежонок? К слову веселый подберите слова, близкие по смыслу {радостный, оживленный, шустрый, бодрый, резвый). И к маме он не просто побежал, а... (помчался, понесся, полетел стрелой, помчался сломя голову).

— А другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный. А как можно о нем сказать по-другому? (Нерасторопный, неуклюжий, неловкий, неповоротливый.) Только он хотел меду поесть, его ужалила пчела. Совсем ему стало плохо и невесело или... (грустно, скучно, обидно). Какой он был? (Грустный, обиженный, огорченный, печальный.) И к маме он не просто пошел, а... (побрел, поплелся).

— Придумайте рассказ о том, как неугомонный и веселый медвежонок развеселил своего братца и заставил его забыть про свою медлительность.

Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умения ребенка осознанно пользоваться звуковой стороной речи, правильно пользоваться в зависимости от ситуации всеми характеристиками речи развиваются как в специальных упражнениях, так и в процессе любого высказывания.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Задача развития связной речи тесно связана со всеми другими речевыми задачами: овладением словарным богатством родного языка, правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания.

В развитии связной речи на первый план выступает формирование умений дошкольников строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, контаминированные тексты), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания. %

Дети должны осмысленно анализировать структуру любого высказывания: есть ли в нем зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет) или раскрываются микротемы, имеется ли завершение (конец). Развитие связности высказываний обеспечивается системой обучения, включающего формирование элементарных знаний о теме высказывания, расположении его структурных частей, умений использовать самые разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах.

Виды занятий по развитию связной речи остаются теми же, что и в предыдущих группах: пересказ литературных произведений, рассказывание по картине об игрушке, на темы из личного опыта, творческое рассказывание на самостоятельно выбранную тему. Однако задачи в каждом виде усложняются.

На занятиях проводятся беседы о том, что такое описание, сюжетный рассказ. Точность словоупотребления формируется в таких упражнениях, когда дети образовывают слова со смысловыми оттенками увеличительности, уменьшительности, ласкательное (рука — ручка, нога — ножка, старый — старенький, полный — полноватый).

Смысловые оттенки глаголов в зависимости от приставки дети различают в таких упражнениях. Называется глагол играть, дети находят разные формы этого глагола и составляют предложения (Я играю на гармошке; Я заигрался и не заметил, как время пролетело; Миша выиграл у друга в шахматы и т. п.). После этого дети придумывают рассказ, т. е. развивают тему. Таким образом, здесь виден прямой выход от отдельных упражнений в связную речь.

Или задание на подбор глаголов движения. Дети сначала называют инфинитив (бегать, прыгать, ходить, ехать), затем словосочетания (идти домой, ехать на велосипеде, играть в футбол)доставляют одиночное предложение (Я спускаюсь на парашюте. Я лечу стрелой), а затем два предложения (Я учусь бегать быстро. Каждый день я играю в футбол).

Каждое занятие и все упражнения направлены на то, чтобы использовать слово, словосочетание, предложение в высказывании, а представление о структуре закрепляется в рассказывании по серии сюжетных картин. Каждая такая серия состоит как минимум из четырех картин, которые представляют собой развитие сюжета (см. серию картин «Расскажем о зверятах» издательства «Карапуз»).

В рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют текст коллективно («командами»), при этом каждый раз изменяются варианты предъявления картин. Сначала детям показывается только одна открытая картина, остальные закрыты. Затем, когда первая группа детей составила рассказ по такому раскладу, открывается следующая картина — рассказывает другая группа («команда») детей. Наконец, открываются все картины, и дети составляют коллективный рассказ по открытым картинам. Варианты предъявления картин могут быть такими: открывается последняя картина (дети видят, чем заканчивается сюжет), а затем открываются все остальные, могут быть открытыми первая, третья и пятая картины. Распределение детей для рассказывания по первой, второй или последней картине развивает у них представление о композиции рассказа. С другой стороны, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать сверстникам.

Дети могут нарисовать недостающие структурные части к предложенной картине. Например, они рисуют начало или конец к предложенному сюжету. Они могут нарисовать на четырех маленьких листочках и весь задуманный сюжет, а после этого индивидуально рассказать педагогу всю последовательность своего высказывания. Такие упражнения четко демонстрируют умение ребенка выстраивать сюжет, связывать между собой части текста.

Развитие умений детей выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у них элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно-образного и логического мышления.

Приведем примеры игр и упражнений, которые формируют у детей представление о типах высказывания — описании, рассуждении, повествовании.

«НАРИСУЕМ ПОРТРЕТ»

Цель: формировать представления детей об описании и его структурных элементах, определять недостатки описания.

В гости к детям приходит Незнайка и "просит нарисовать портрет своего друга. Дети спрашивают: какой он? Незнайка описывает: «Моего друга зовут Сиропчик. Он очень хороший».

— Все ли понятно из описания Незнайки? Можно ли представить друга Незнайки, чтобы нарисовать его? Каких сведений не хватает? (Для точного портрета надо описать, какого роста Сиропчик, какого цвета его волосы, глаза, во что он одет.)

— Давайте нарисуем схему нашего описания. Это может быть солнце, а признаки и качества — это его лучи: сколько признаков назовете, столько и будет лучей. Можно назвать и действия, которые выполняет ваш персонаж. Не все их можно нарисовать, но мы можем дать словесное рисование, т. е. не только описать, какой друг у Незнайки, но и рассказать, какой у него характер, чем он отличается от других мальчиков и что умеет делать. Если вы описали его внешний вид (рост, цвет глаз, предметы одежды) — это деловое описание, если же вы описываете его характер, сравниваете его глаза с яркими звездочками или с васильками, то это будет художественное описание. В любом описании должны быть начало, середина и конец. Чтобы ваше описание стало образным, надо научиться подбирать разные сравнения и определения к словам.

— Подберите сравнение к зимней елочке, представьте ее и скажите, на что она похожа? (На Снегурочку в белой шапочке и белой шубке.) На что похожи желтые листья? (На золотые кружочки, они плавают в воде, как золотые рыбки.) Не забывайте эти слова, когда будете сочинять сказки и рассказы про зиму или осень.

«ВЫБЕРИ КОНЦОВКУ РАССКАЗА»

Цель: определить наиболее подходящую концовку для описательных рассказов — деловых и художественных.

— Послушайте мое описание, скажите, о чем оно, какие признаки описываются в нем: «Ты в осеннем лесу. Стоишь среди деревьев, а они как бы роняют прощальные слезы. Красавица-рябина надела праздничные красные бусы». Если мы так закончим текст: «Эти плоды являются кормом для птиц», будет ли это правильным? Как лучше закончить такое описание? Придумайте конец. А к какому тексту подойдет концовка, которую вам предложили?

«ВЫБЕРИ НАЧАЛО»

Цель: познакомить детей со структурой повествовательного текста и с первой частью — началом, вспомнить разные зачины в сюжетных рассказах и сказках.

Педагог читает детям рассказ М. Пришвина «Еж», опуская начало.

— Какой части не хватает в рассказе? Почему вы решили, что не было именно начала? Вспомните, как начинаются многие рассказы? (Как-то раз, однажды, дело было летом и! т. п.). Сказки? (Жили-были, в некотором царстве и т. п.)

Воспитатель предлагает детям модель рассказа: поезд, состоящий из трех вагончиков — начала, середины, конца (все вагончики разного цвета). Дети составляют из них последовательность изложения.

Детям читается короткий рассказ, где все части перепутаны местами: «Пришла мать и сказала: «Сядьте вместе». В субботу вечером Катя и Варя должны были мыться в ванне. Вышла у них ссора, кому прежде влезть». Получился ли рассказ? Что надо сделать, чтобы он получился? (Поставить каждую часть на место: второе предложение — это начало, третье — середина, а первое — это конец рассказа.)

«УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ»

Цель: подвести детей к составлению рассуждений и пониманию его особенностей: тезиса, доказательства, выводов.

Детям предлагаются картинки-небылицы (летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы...).

— Докажите, что в этих картинках нарисовано неправильно. Что надо изменить? Используйте слова во-первых, во-вторых, чтобы все поняли последовательность ваших рассуждений.

«СОСТАВЬ РАССУЖДЕНИЕ»

Цель: учить составлять рассуждение, располагать аргументы в определенной последовательности.

— Составьте рассуждение на тему «Весна в этом году ранняя». Используйте для связи предложений слова: вот потому, потому что, в связи с этим...

— Послушайте рассказ: «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима, а с нею и Новый год пришел. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник. Но никого в лесу не нашел. Почему?»

— Выберите любую тему, которую вы сможете доказать (почему старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» АС. Пушкина осталась у разбитого корыта; почему следует быть честным).

«СОСТАВИМ РАЗНЫЕ РАССКАЗЫ»

Цель: показать возможности развития сюжета.

Воспитатель напоминает детям, что описание обозначается кругом, разделенным на три части, повествование (сюжетный рассказ) — поездом, у которого вагончики разного цвета, а рассуждение — это знак вопроса трех цветов (полукруг — зеленый, средняя часть — красная и окончание — синяя точка). Начало каждого высказывания (верхняя часть круга, первый вагончик, верхняя часть знака вопроса) зеленого цвета, середина (центральная часть круга, второй вагончик, средняя часть знака вопроса) — красного, конец (нижняя часть круга, третий вагончик, точка в нижней части знака вопроса) — синего цвета.

Воспитатель делит детей на три команды ( по три человека в каждой) и предлагает им послушать текст: «Вчера я был в лесу и видел там зайца. Он так меня испугался...» Первая команда детей составляет описание, какой был заяц. Остальные дети (слушатели) составляют, сидя за столами, модель описания, чтобы получился крут (если присутствуют все части описания).

Вторая команда составляет историю, что же случилось с зайцем дальше. Дети, сидящие за столами, выкладывают поезд из вагончиков. Третьей команде предлагается составить рассуждение, почему заяц такой пугливый и всего боится. Сидящие за столами дети выкладывают знак вопроса из трех частей: верхней (зеленой), средней (красной) и точки синего цвета.

Затем набираются новые три команды, и им дается новая тема — картинка об осени. Одни дети составляют описание осени, другие придумывают историю о том, что случилось в осеннем лесу, а третья команда доказывает, что на картинке изображена осень. Остальные дети выкладывают модель высказываний — описания, повествования и рассуждения — у себя на столах. В конце рассказывания дети оценивают, какая команда лучше всех составила описание, историю, рассуждение.

«ЧЕТВЕРОНОГИЙ ДРУГ»

Цель: составлять рассказы разных типов (описание, повествование, рассуждение), используя разнообразные средства связи между частями высказывания.

— Дети, под нашей дверью оказался щенок. Кажется, он потерялся. Чем мы можем ему помочь? Как найти его хозяина? Наверное, лучше всего написать объявление. Надо так хорошо описать щенка, чтобы хозяин его сразу узнал: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру?

Дети описывают щенка, выделяя его характерные особенности.

— Давайте представим такую ситуацию. Вы нашли на улице щенка, принесли его домой и просите маму оставить его у вас дома. А мама никак не хочет щенка оставлять. Попробуйте доказать ей, что собака — самый верный друг человека и что этот щенок вам просто необходим.

Воспитатель берет на себя роль мамы и опровергает аргументы детей своими доводами («у меня и так хватает забот; кто с ним будет гулять, нас целый день нет дома; чем мы будем его кормить; он порвет нам обои, будет грызть мебель...» и т. д.).

— Хорошо, вы меня убедили. Щенок радуется вместе с вами и хочет узнать, где он будет жить. (В будке, конуре.) Мы сможем построить конуру по точкам на листе бумаги, называя слова-действия. Что умеют делать собаки? Кто называет слово, тот и соединяет точки по порядку.

— Посмотрите, щенок порвал книгу, и ее невозможно прочитать. Давайте поможем восстановить текст рассказа. Я прочитаю начало, а вы будете продолжать и заканчивать: «Однажды Миша пошел гулять. Вдруг он услышал, что кто-то под кустом жалобно пищит. Он заглянул туда и увидел щеночка. Он был такой маленький, крошечный. Мише стало жаль щенка, он взял его на руки, прижал к себе и решил отнести домой».

Дети придумывают продолжение и окончание рассказа. А все остальные выкладывают на столах модель рассказа, чтобы получилось три части: начало, середина, конец.

— Давайте закончим фразу, которую я начну, чтобы получилось складно: «Мы на улицу пошли...(и щеночка там нашли). Наш щеночек маленький...(грелся на завалинке). Ты, собачка, где гуляла? (Детям косточки искала.) Мы с собачкою гуляли., .(ничего не потеряли)».

— Миша подружился со щенком, так что про них можно было бы сказать водой не разольешь. Как вы понимаете это выражение? Можно ли его использовать в рассказах? В каких?

«ЖДЕМ ГОСТЕЙ»

Цель: учить описывать предметы посуды, опираясь на характерные признаки.

— Дети, послушайте, какое письмо нам написали из другого детского сада: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам Маша и Ойка. Посмотрите Ойкины рисунки, она рисовала посуду, но что-то у нее не получилось. Помогите ей. До свидания!»

— Посмотрите рисунки и скажите, чего не хватает (чашка без ручки, чайник без носика, нож без лезвия, ложка без ручки).

— К нам придут гости. Как будем накрывать стол? В чем будем подавать сахар? Конфеты? Соль? Масло? Хлеб? Салфетки? Из чего будем кормить и поить гостей? Где можно приобрести посуду? Я предлагаю сходить в магазин «Посуда» и приобрести все необходимое. Только сначала уточним, что из чего сделано. Кто быстро и правильно ответит, тот и пойдет в магазин. Давайте поиграем с мячом. Кому я кину его и назову предмет, тот должен ответить, из какого материала он сделан.

В игре «Магазин» воспитатель берет на себя роль продавца и говорит: «Здравствуйте, дети! Приглашаю вас в магазин. Как вы думаете, какая посуда у нас продается? Тарелки какие бывают? (Глубокие и мелкие.) Чашки и блюдца? (Фарфоровые.) Вилки и ножи? (Стальные.) Ложки? (Столовые и чайные, металлические и деревянные)».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...