Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие телевидения в застойный период.




Третий этап (1970-1985 гг.)

Период 1970–1985 гг. в отечественной истории получил название периода застоя. В истории развития телевещания он характеризуется как период отсутствия критики телевидения, пропагандистской риторики, жесточайшей цензуры, но при этом качественного изменения в развитии материально-технической базы телевидения.

Реальная роль телевидения в деле пропаганды осознавалась партийным руководством страны, и оно планомерно содействовало развитию материально-технической базы и творческой работы студий телевещания.

В 1970 г. Государственный комитет при Совете Министров СССР по телевидению и радиовещанию преобразуется в Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. 5 июля 1978 г. Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию переименовывается в Государственный комитет по телевидению и радиовещанию СССР (Гостелерадио СССР), который, соответственно, наделяется большими полномочиями. В структуру Госкомитета входило Главное управление местного телевидения и радиовещания, курировавшее вещание региональных студий.

Расходы на производство телевидения, на развитие технической базы вещания предусматривались государственными планами. Гостелерадио, руководствуясь указаниями ЦК КПСС, распределяло средства между центральным, республиканским и местным телевидением.

Для увеличения зоны телевещания строились телевизионные станции и ретрансляторы, запускались в эксплуатацию новые кабельные и радиорелейные линии связи, подключались дополнительные космические ретрансляторы. Развитие наземных и космических линий телевизионной трансляции позволило принимать телепередачи в соответствии с местным временем во всех 11 часовых поясах.

Один из исследователей истории телевидения В.Л. Цвик отмечает, что «все развитие средств телевизионной связи… шло по пути увеличения возможностей доставки центральной программы во все уголки необъятной территории Советского Союза. Это было императивом государственной информационной политики, вещательной политики Центрального телевидения».

В 1977 г. Центральное телевидение ведет вещание по 8 программам, 4 из которых предназначены для отдаленных районов страны.

«1-я программа является общесоюзной, включает передачи информационной, общественно-политической, художественной и познавательной тематики, среднесуточный объем вещания составляет 13 ч.Принимается в Европейской части СССР и ряде прилегающих районов.

2-я программа – информационно-публицистическая и художественная, среднесуточный объем вещания 4 ч, принимается в Москве, Подмосковье и близлежащих районах; значительный объем составляют передачи о жизни Москвы и Московской области.

3-я программа – учебная, научно-популярная, включает передачи для учащихся средних, специальных и высших учебных заведений, специалистов народного хозяйства, среднесуточный объем вещания 7 ч, распространяется в ряде областей Европейской части СССР.

4-я программа – художественная, познавательная, спортивная, среднесуточный объем вещания 5,5 ч, транслируется в Европейской части СССР, большая часть передач является повторными.

Дубль 1-й программы – программа «Восток» с учетом поясного времени готовится для Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркменистана, ряда областей Казахстана и Урала, среднесуточный объем вещания 13 ч.

Программы «Орбита» 1-я, 2-я и 3-я формируются из передач 1‑й программы. Передаются с помощью космической системы связи в районы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, в ряд областей Казахстана и Средней Азии, среднесуточный объем вещания соответственно 12,6; 12,1;12,6 ч.».

Телепрограммы союзных и автономных республик и областей включают передачи на родном языке коренной национальности.

С развитием техники видеозаписи и видеомонтажа к середине 1970‑х гг. на телевидении прекращается выпуск передач в прямом эфире. Большинство передач Центрального телевидения готовится в видеозаписи. К этому же времени относится возникновение жанра видеофильма.

С 1970 г. отечественное телевещание возглавлял член ЦК КПСС С.Г. Лапин. С его именем связано ранее невиданное ужесточение порядков в работе телевещания и полное подчинение работы телевидения пропагандистским задачам, которые ставила партия.

Для этого периода характерно создание целых циклов пропагандистских телепередач, посвященных памятным датам: «Летопись полувека», «По ленинским местам», «Союз нерушимый», «Память лет». Как и передача «Ленинский университет», знакомящая с материалами и документами Коммунистической партии, эти циклы были, в целом, малоинтересными, своеобразным ликбезом, и практически не имели зрителей, хотя занимали много места в сетке телевещания. Из передач пропагандистской направленности следует выделить цикл «Пятилетку – досрочно!», выходивший в 1971–1975 гг., в его передачах отражались социально-экономические успехи всех советских республик. Этот цикл передач был, скорее, познавательным, так как давал возможность познакомиться с национальным колоритом, культурой и обычаями народов, населявших Советский Союз.

Для телевидения этих лет характерна жесткая цензура, в первую очередь это относилось к публицистическим и информационным программам.

Главной информационной программой Центрального телевидения по-прежнему является «Время». Структура программы не меняется: в первом блоке внутриполитические новости и экономическая хроника. «По словам председателя Гостелерадио С.Г. Лапина, повседневная обязанность телевидения состояла в том, чтобы “восславить человека труда”». Блок экономической хроники и был посвящен в основном «восславлению человека труда». Во втором блоке – международные новости: сначала из стран социализма, а затем из стран капитала. Третьим блоком идут спорт и прогноз погоды. Новости считывают с листа одетые в строгие костюмы дикторы, самыми популярными из которых были И. Кириллов, А. Шатилова, С. Жильцова, А. Волкова, А. Лихоченко, Т. Судец.

Международной тематике посвящалась информационная программа «Сегодня в мире», передачи «9-я студия», «Содружество» и «Советский Союз глазами зарубежных гостей». Программа «Сегодня в мире» появилась в 1978 г., с обзором международных новостей в ней вместо дикторов выступали журналисты. В 1975 г. начинает выходить программа «9-я студия», ее ведущим был международник В. Зорин. Гостями студии Зорина были известные государственные и общественные деятели. Программы международной тематики пользовались повышенным интересом у зрителей.

Советское телевидение огромное внимание уделяло вопросам культуры, образования, нравственного и эстетического воспитания, что находило свое отражение в широком диапазоне научно-образовательных, познавательных, художественно-публицистических, музыкальных и учебных программ.

Создается «золотой фонд» театральных спектаклей – к 1976 г. снято на пленку более 150 спектаклей.

Снимаются первые телевизионные многосерийные фильмы: «Адъютант его превосходительства», «Семнадцать мгновений весны», «Операция “Трест”» и др.

Среди научно-популярных и познавательных передач этого периода следует отметить передачи «Человек. Земля. Вселенная», «Наука сегодня», «Очевидное – невероятное» (1973 г.), «Слово – ученому». В них рассматриваются актуальные проблем науки и техники. Передача «Очевидное – невероятное» является еще одним долгожителем отечественного телевидения. Она в легкой, занимательной форме знакомила с научными открытиями и интересными явлениями, происходящими в природе. Долгое время ведущим передачи был Л. Николаев.

Особое место занимают программы учебного телевидения, которые готовятся совместно с органами народного образования. Образовательные передачи идут в форме лекций, учебного театра, телеэкскурсии, являются информативными и благодаря интересной форме подачи материала позволяют легко усваивать различные учебные дисциплины. Передачи для средней школы охватывают основные темы большинства школьных дисциплин и позволяют школьникам в свободное время получать дополнительные знания. Небезынтересны передачи для учителей («Экран – учителю»), для поступающих в вузы, студентов заочных и вечерних вузов. Интересен цикл передач для специалистов народного хозяйства, который позволял без отрыва от производства повышать квалификацию.

Особой популярностью у зрителей пользуются музыкальные передачи: «Музыкальный киоск», «Час Большого симфонического оркестра», «Встреча с песней», эстрадно-развлекательные программы «Бенефис», «Арт-лото», рубрики редакции народного творчества «Наш адрес – Советский Союз», «Товарищ песня», «Песня далекая и близкая», «Родные напевы».

Новости и достижения культуры находят отражение в рубриках «Литературные беседы», «Поэзия», «Страницы творчества советских писателей», «Мастера искусств», «Рассказы о художниках» и др.

В 1978 г. вышла в эфир юмористическая программа «Вокруг смеха», ведущим которой был литературный пародист А. Иванов.

Большое внимание уделяется программам для детей и юношества. Для молодежи предназначены телевизионные программы: «В эфире – молодость», «В добрый путь», «А ну-ка, девушки», «Служу Советскому Союзу». Наибольшую популярность завоевала интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» с ведущим В. Ворошиловым, которая появилась на экранах в 1976 г.

Для детей выходят передачи: «Отзовитесь, горнисты!», «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки» (1976 г.), телевизионные олимпиады, «Музыкальные вечера для юношества», «Веселые старты», «Умелые руки», «Будильник» и др.

Самым запоминающимся телевизионным событием тех лет было ведение трансляций с Олимпиады‑80. В период подготовки к Олимпиаде рядом с Останкинским телецентром был выстроен телерадиокомплекс (ОТРК). Оборудованный самой современной по тем временам техникой, он сделал возможной трансляцию для 1,5 млрд телезрителей, проживающих на разных континентах.

На время работы Олимпиады‑80 происходит кратковременное возвращение советского телевидения к прямому эфиру. В разных точках Москвы работали 280 телевизионных камер, 73 передвижные телевизионные станции, было оборудовано 1112 комментаторских мест и, помимо этого, 100 мест в Ленинграде, Киеве, Минске и Таллинне. Все 16 олимпийских дней передачи с мест событий транслировались по всем каналам.

В сетке телевизионного вещания всегда имеется большое количество спортивных передач: это и трансляция футбольных и хоккейных матчей, традиционно собиравших огромное число телезрителей, и репортажи с различных чемпионатов, и интервью с заслуженными спортсменами-чемпионами и их тренерами.

Советское телевидение принимает участие в международных конкурсах: фестиваль телефильмов в Праге, неделя документальных и короткометражных фильмов для кино и телевидения в Лейпциге, фестиваль телевизионных театров в Софии, телефестиваль в Монте-Карло, фестиваль телепрограмм на «Приз Италии» во Флоренции, фестиваль молодежных и детских телепрограмм на «Приз юности» в Мюнхене и др.

Гостелерадио СССР является организатором фестиваля телефильмов «Человек и море» (с 1966 г.), международного фестиваля телепрограмм о творчестве «Радуга».

Гостелерадио СССР издает еженедельник «Говорит и показывает Москва», журналы «Телевидение и радиовещание», «Кругозор».

Подготовкой кадров по радиовещанию и телевидению в 1975 г. занимались в 9 вузах.

Для третьего этапа в развитии отечественного телевидения характерно наращивание материально-технической базы, зоны распространения телевещания, становление цветного телевидения, появление программ на национальных языках в союзных и автономных республиках, рост числа пропагандистских, культурно-просветительных и воспитательных программ. Этот период в истории телевещания является эрой дикторского телевидения.

 

МОДУЛЬ 4.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...