Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Второй этап (1957-1970 гг.) развития отечественного телевидения.




 

29 января 1960 г. было принято Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения». Это Постановление сыграло огромную роль в дальнейшем развитии телевещания. Основной функцией советского телевидения являлась пропаганда идей правящей Коммунистической партии. Деятельность телевидения осуществлялась в соответствии с указаниями ЦК КПСС. Телевидение было обязано заниматься пропагандой социалистического образа жизни, для этого было необходимо организовывать регулярные выступления партийных и хозяйственных руководителей, передовиков производства и сельского хозяйства, представителей науки и культуры. Также телевидение должно было заниматься культурным, нравственным и физическим воспитанием населения. Особое внимание уделялось созданию разнообразных программ для детей и юношества. ЦК КПСС создал условия для развития необходимой материально-технической базы телевидения, отечественная промышленность обязана была оснастить телестудии необходимой аппаратурой для создания телепрограмм, трансляции, ретрансляции и приема телесигнала, создания вторых программ телевидения в союзных и автономных республиках, а также введения дневного вещания, создания киностудий для производства телевизионных фильмов.

Оснащение телестудий привело к росту телецентров: в 1960 г. работали 84 телецентра; в 1965 г. – 121, в 1970 г. – 129. В 1962 г. советское телевидение подключилось к системе Интервидения и Евровидения. Предварительная запись программ Центрального телевидения на видеомагнитную пленку началась с середины 1960-х гг., это позволило улучшить качество передач, но производство отечественных портативных видеомагнитофонов было начато только в 1984 г.

Советский Союз первым использовал спутники связи для телевизионного вещания. В 1965 г. был запущен ИСЗ «Молния-1». К 1967 г. были введены в эксплуатацию первые 20 наземных станций спутниковой системы связи «Орбита». Система «Орбита» охватывала все 11 часовых поясов страны – от Камчатки до Калининграда. Затем были приняты в эксплуатацию более экономичные системы «Экран» и «Москва».

4 ноября 1967 г. в эксплуатацию был сдан новый московский телевизионный центр в Останкине, имеющий самую высокую телебашню в Европе – 540 м и оснащенный самым современным оборудованием.

В стране увеличивается количество собственных корреспондентов, телеоператоров, растет число всех штатных работников телевидения. Численный рост кадров телевидения привел к снижению профессионального уровня. Первая в стране кафедра радиовещания и телевидения была создана в 1958 г. на факультете журналистики Московского университета; она не могла обеспечить растущую потребность в кадрах.

В 1960-е гг. телевидение становится рупором советского государства и Коммунистической партии, в сетке телевизионного вещания увеличивается объем программ общественно-политической тематики, рождаются новые формы подачи информации.

В 1960 г. на Центральном телевидении (ЦТ) информационная программа «Последние известия» была переименована в «Телевизионные новости» («ТН»). Произошла не только перемена названия, но и качественное изменение подхода к подаче информации. Теперь не только повторялись выпуски радионовостей, но и показывались репортажи, снятые специально для «ТН». С течением времени в «Телевизионных новостях» стало больше съемок с мест событий, прямых включений, коротких интервью. Было зафиксировано время выхода первого выпуска в 19.00, остальные два выпуска выходили в эфир в перерывах между передачами. По-прежнему с новостями телезрителей знакомил диктор. Характерным было отсутствие негативных материалов, выпуски новостей носили официальный характер и освещали только положительные события, происходящие в стране. Дикторами «ТН» были Н. Кондратова, В. Леонтьева, И. Кириллов, А. Шилова, С. Жильцова и др.

3 декабря 1961 г. в эфире появилась программа «Эстафета новостей», которая являлась еженедельным обозрением текущих событий. Вел «Эстафету новостей» журналист Юрий Фокин. Основными жанрами программы были интервью, собеседование, комментарий. Программа шла в прямом эфире. За время выхода в эфир в этой программе приняли участие несколько тысяч человек. В форме прямого общения перед камерой гости студии принимали участие в беседах на общественно-политические темы, обстановка в студии отличалась непосредственностью и эмоциональностью. Передача была импровизационной, не имела жесткого сценария. Для участия в ней приглашали известных людей, обсуждались актуальные темы.

Основная часть передачи содержала самые важные новости, в нее входило несколько 10-минутных страниц. «Эстафета новостей» просуществовала в эфире 10 лет.

Самой популярной информационной программой отечественного телевидения стала программа «Время», которая впервые вышла в эфир на первом канале 1 января 1968 г. Было установлено фиксированное время выхода в эфир в 21.00. Отличительной чертой программы являлась структурированная подача информации: программа состояла из трех пятнадцатиминутных блоков: отечественные новости, зарубежные новости и блок спортивных новостей и прогноза погоды. Продолжается эра дикторского телевидения. Программа новостей начинается с официальной хроники, язык подачи информации безэмоциональный, беспристрастный. «Время» собирало многомиллионную аудиторию, было легко узнаваемо благодаря постоянной заставке и музыкальному сопровождению к ней и блоку прогноза погоды. Программе принадлежало право сообщать первой об общественно важных новостях, что повышало ее популярность и снижало значимость других информационных программ.

Росло значение новостей региональных телестудий; материал, содержавшийся в них, был ближе интересам зрителей регионов. Как правило, местные новости региональных телестудий начинались с сообщений ТАСС (1962 г.), а с 1968 г. – с дублирования сообщений программы «Время».

Для телевидения 1960-х гг. характерно появление общественно-политических программ международной тематики: начали выходить еженедельные обозрения «Мир сегодня», «Международная панорама», которые знакомили телезрителей с информацией из-за рубежа. Эта информация для советских телезрителей была более интересной, чем информация о событиях в нашей стране, выпуски «Международной панорамы» пользовались огромной популярностью. В качестве ведущих выступали высококвалифицированные журналисты-международники: В. Зорин, В. Зубков, Д. Потапов, Г. Боровик, В. Овсянников, В. Овчинников, А. Бовин, А. Каверзнев. Среди них наибольшей популярностью у зрителей пользовались В. Зорин, А. Бовин, Г. Боровик.

В это же время на ЦТ появляются тематические информационно-публицистические программы «Сельский час», «Москва и москвичи», «Новые книги», «Кинопанорама».

Информационно-публицистическая программа «Кинопанорама» начала выходить в 1961 г. и знакомила телезрителей с новостями отечественной и зарубежной кинематографии. В передачу входили отрывки из фильмов, комментарии к ним, рассказы о режиссерах, актерах, операторах. Гостями студии становились известные деятели искусства, кино, культуры. Программа была авторская, поэтому огромное значение в ней имела личность ведущего. Первым ведущим «Кинопанорамы» был Зиновий Герд. Также ведущими «Кинопанорамы» были Э. Рязанов, О. Табаков, Д. Орлов, А. Каплер, профессионально занимающиеся киноискусством.

Представляет интерес публицистическая программа «От всей души» с ведущей В.М. Леонтьевой. Передача была интересна благодаря высокому профессионализму ведущей.

Значительное место в телепрограммах 1960-х гг. занимали телепередачи, посвященные успехам СССР в освоении космоса; ведущим большинства передач космической тематики был Ю. Фокин.

В 1960–1970 гг. появляются новые культурно-просветительские программы. В 1960 г. в эфир выходит «Клуб кинопутешествий» («Клуб путешественников»), в 1962 г. – «Музыкальный киоск», в 1968 г. – «В мире животных», появляется программа «Здоровье»; выходили передачи, посвященные проблемам науки: «Наука сегодня», «Человек. Земля. Вселенная»; о рационализаторских проектах – «Это вы можете».

«Клуб кинопутешествий» – программа, собиравшая огромную аудиторию, является одним из долгожителей отечественного телевидения. Передача состояла из трех блоков. В двух блоках давалась информация о просторах нашей страны, в третьем телезрителей знакомили с зарубежными странами. Основу программы составлял красочный фото- и киноматериал. Первым ведущим программы был путешественник В. Шнейдеров, которого в 1973 г. сменил Ю. Сенкевич.

6 апреля 1962 г. впервые на телеэкране появилась художественно-развлекательная передача «Голубой огонек», сохранившая свою привлекательность для зрителя на долгие годы. Отличительной особенностью передачи, на фоне преобладающего официоза, была непринужденность. Участие в передаче принимали популярные артисты и известные всей стране люди. Со временем передача стала выходить в канун Нового года и превратилась в новогодний «Голубой огонек».

К художественно-развлекательным игровым программам относится «Клуб веселых и находчивых», а проще – КВН, который появился на телевидении 8 ноября 1961 г. Игра заключается в соревновании в остроумии и эрудиции двух студенческих команд. Сначала игра была импровизационной. Играющие команды поддерживали болельщики – студенты тех же вузов. Постепенно игра приобретает международный характер. Первой ведущей была диктор телевидения С. Жильцова; и вот уже на протяжении долгих лет несменным ведущим является А. Масляков.

В 1965 г. на ЦТ открывается третий канал вещания, спецификой которого были учебные программы. Поначалу объем его вещания составлял 7 часов в сутки, в 1970–1980-е годы — до 13 часов. Утренние программы были рассчитаны на школьников, дневные выходили за рамки учебной программы и привлекали более широкую аудиторию. Транслировались учебные передачи по эстетическому, правовому воспитанию, профориентации, факультативным занятиям. Уделялось внимание повышению квалификации учителей. Лекции, беседы, экскурсии по музеям и выставочным залам, очерки и репортажи составляли основу телевизионных уроков. Программа способствовала качественному росту профессиональных знаний специалистов разного профиля, немаловажной была и ее культурно-просветительская роль. Наиболее интересные передачи учебной редакции показывались по первому общесоюзному каналу.

1 октября 1967 г. на ЦТ появляется новая редакция – главная редакция цветных программ, положившая начало переводу телевидения на цветное вещание. К 1982 г. все программы телевидения СССР стали полностью передаваться в цвете.

Появившиеся технические возможности не только позволили увеличить объем вещания, но и значительно расширили площадь распространения. Благодаря спутниковому распространению сигналов телевидение приходит в самые удаленные районы страны. К концу 1960-х гг. телевещание становится многопрограммным. Телевидение этого периода является самым популярным средством информации и пропаганды.

Руководил Госкомитетом по телевидению и радиовещанию при Совете Министров СССР до 1970 г. Н.И. Месяцев.

 

МОДУЛЬ 3.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...