Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первый этап (1907-1957 гг.) развития отечественного телевидения




МОДУЛЬ 1.

Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.

Первый этап (1907-1957 гг.) развития отечественного телевидения

Развитие электронного телевидения в России началось с работ Бориса Львовича Розинга, ученого Петербургского технологического института. В 1907 г. он теоретически обосновал возможность передачи сигналов на расстояние с использованием катодной электронно-лучевой трубки и применил ее на практике в 1911 г.: он продемонстрировал картинку, состоявшую из пересекающихся линий на светлом фоне. В современном ТВ развертка изображения осуществляется по тому же принципу.

Мировая и гражданская войны, разруха и голод не помешали продолжению экспериментов с телеизображением.

К 1926 г. молодой инженер Л.С. Термен в Ленинградском физико-техническом институте при содействии академика А.Ф. Иоффе создал три установки «электрического дальновидения» – сначала на 6 строк развертки, а затем – на 32 и 64. Созданная им установка позволяла передавать движущееся изображение с расстояния до 50 м на полутораметровый экран.

И в Европе, и в США параллельно разрабатывалось два типа получения телеизображения: механический и электронный. В Советской России зимой 1929–1930 гг. во Всесоюзном электротехническом институте (Ленинград) для дальнейших исследовательских работ по «дальновидению» (так тогда называлось телевидение) были созданы две группы: группа под руководством В.И. Архангельского занималась оптико-механическим телевидением, группа П.В. Шмакова и С.И. Катаева – электронным. Группа Архангельского 29 апреля и 2 мая 1931 г. передала телевизионные изображения живого лица и фотографий по радио. С помощью вращающегося диска Нипкова изображение разлагалось на 30 строк. Общие планы на изображении просматривались с трудом – экран телевизора был чуть меньше спичечного коробка.

1 октября 1931 г. считается днем рождения отечественного регулярного телевещания с механической разверткой изображения. Группа Архангельского получает помещение в здании радиовещательного узла на Никольской, 7. Уже в августе 1932 г. удалось показать движущееся изображение, а в ноябре 1934 г. – изображение со звуком.

Появление звука и возможность передавать изображения с синхронным звуком качественно изменили характер передач. В телепрограмме появились дикторы, артисты, общественные деятели – зарождалась телевизионная журналистика. Первыми телевизионщиками, как правило, ранее работавшими в театрах и кино, исследовались возможности нового средства массовой информации.

Использование телепередатчика прямого видения привело к регулярному телевещанию. Разработкой и изготовлением аппаратуры для широковещания занимался цех телевидения в НИИС, руководимый В.А. Архангельским. Эта аппаратура позволяла показывать объекты при обычном освещении и в полной темноте. Значительно расширилась и съемочная площадка: можно было вести трансляции с улиц при естественном дневном освещении – в передатчике были применены фотоэлементы со вторичной эмиссией. Строка передатчика раскладывалась на 42 элемента: 40 – для развертки изображения и 2 – для синхронизации.

В.А. Архангельский, руководитель разработки первой отечественной системы оптико-механического прямого видения, писал в марте 1935 г. в журнале «Радиофронт», что регулярные передачи изображения и звука начались с 18 декабря 1934 г.

Первая в СССР передача со звуком была проведена 16 декабря 1934 г. из Московского радиотехнического узла с помощью телеоборудования прямого видения – это был телевизионный эстрадный концерт, который длился 25 минут. С этого времени начинает свою историю отечественное звуковое телевидение.

Всего было проведено шесть экспериментальных передач, которые сопровождались синхронизированным звуком. Передачи представляли собой телеконцерт, который вел диктор-конферанс и в котором принимали участие чтецы, вокалисты, музыканты, драматические артисты. Регулярные передачи прямого видения дополнили демонстрацию звуковых кинофильмов. Телепередачи начинались после 24 часов, когда заканчивало работу радио, из студии на Никольской, 7.

Достоинством оптико-механического телевидения с диском Нипкова по сравнению с электронным была передача сигнала на длинных и средних радиоволнах, поэтому зона приема сигнала телезрителями была неограниченной. Недостатком малострочного телевизора был маленький экран, ограниченный размерами диска Нипкова: тогда в телевизор смотрели по очереди одним глазом, как в микроскоп. В передатчике прямого видения, в отличие от системы бегущего луча, освещался объект, а не диск; при помощи объектива в кадре (диске), площадь которого была ограничена рамкой, получалось действительное изображение объекта. При вращении диска свет проходил через его отверстия, перемещающиеся в поле рамки, падал на расположенный за диском фотоэлемент, с которого снимались фотосигналы. Камера находилась за толстым стеклом.

Московский телецентр был одним из самых технически совершенных телецентров мира. Значительное место в программе телевидения занимали передачи общественно-политического характера, а также эстрадные концерты, фрагменты театральных постановок (опера и балет). Так зарождалась тележурналистика.

В 1934 г. при Всесоюзном радиокомитете создается отдел телевидения, которым руководит А.И. Сальман.

Параллельно с передачами из Москвы началось вещание оптико-механического телевидения в Ленинграде, а потом и в Одессе. Передачи транслировались по-разному: в Москве 12 раз в месяц по 60 минут, а в Ленинграде и Одессе трансляции были нерегулярными.

Передачи оптико-механического телевидения продолжались даже после того, как в 1938 г. в Москве открылся телецентр на Шаболовке, использующий в своей работе принцип электронного телевидения. Механическое ТВ просуществовало до апреля 1940 г.

Опытные передачи с использованием телевизионного передатчика с бегающим лучом были проведены в нашей стране в октябре 1931 г. на Московском радиотехническом узле, на основе которого была создана группа телевидения «Радиофильм».

После установки телепередатчика был разработан и установлен кинопередатчик, что сделало возможной демонстрацию фильмов. Кинопередатчик соответствовал стандарту: 1200 элементов, 30 строк. Кроме демонстрации фильмов стали транслировать праздничные парады 1 мая и 7 ноября, проходившие на Красной площади.

Электронные ТВ устройства создавались в НИИ телемеханики. Здесь трудились лучшие электронщики страны: Г.В. Брауде, А.В. Дубинина, А.А. Железов, В.К. Кенигсон, А.П. Константинов, Б.В. Круссер, А.В. Москвин, П.В. Шмаков и др.

В феврале 1935 г. государственная комиссия принимала телевизионную установку (создатель передающей телевизионной трубки и кинескопа на 180 строк – С.И. Катаев). 5 сентября 1935 г. НИИ телемеханики был преобразован во Всесоюзный НИИ телевидения (ВНИИТ), который в 1936 г. принял заказ Всесоюзного радиокомитета (ВРК) на разработку и изготовление аппаратуры Ленинградского телецентра, а также первого отечественного серийного электронного телевизора, который был назван «ВРК».

В 1938 г. начались экспериментальные передачи электронного телевидения телецентрами Москвы и Ленинграда. Экспериментальные приемники давали четкость изображения в 431 строку, была достигнута четкость, принятая стандартной на Западе, но передачи Опытного ленинградского телецентра пока шли на оборудовании с 240 строками.

Московский телецентр на Шаболовке был оснащен американским оборудованием на 343 строки. Пробный показ телецентра состоялся 25 марта 1938 г. – транслировали кинофильм Ф. Эрмлера «Великий гражданин». Экспериментальные передачи из нового телецентра длились почти год. В Москве насчитывалось тогда, по разным данным, от 20 до 30 телевизоров, так что аудитория первого телекинопоказа была невелика. К началу войны количество выпущенных телевизоров приблизилось к тысяче. Первыми сотрудниками телецентра были режиссеры Н. Бровко, А. Дорменко, художник В. Кащенко. Оборудование состояло всего из одной телекамеры.

Регулярное вещание с использованием электронного способа началось 10 марта 1939 г. – это была демонстрация хроникального фильма о XVIII съезде ВКП(б). Передачи велись пять вечеров в неделю, как правило, показывали спектакль и кинофильм. В этом же году стали относительно регулярно выходить выпуски телефотохроники (в Ленинграде они были ежевечерними). Постепенно на телеэкран перенесли весь репертуар Малого театра. Показывали большие концерты, фильмы. Шли приготовления к выпуску общественно-политических программ.

Конструкторы продолжали работы по улучшению четкости, пытались перевести телевещание на стандарт в 441 строку. Затем был признан стандарт в 625 строк, которого аналоговое российское ТВ, как и европейское, придерживается и в настоящее время.

Первая редакция телевидения была создана в 1936 г., штат редакции составляли: режиссер, литературный редактор, музыкальный редактор, художник, диктор; первым диктором отечественного телевидения была О. Высоцкая.

4 апреля 1938 г. в эфир вышла первая студийная программа. Первая общественно-политическая передача, посвященная 20‑летию Первой Конной армии, состоялась 11 ноября 1939 г. Первые информационные сообщения стали появляться в 1940 г., это были повторения радиовыпусков «Последних известий» и читали их дикторы радио. Тогда же появляется в эфире телевизионный журнал «Советское искусство»; в основном программы телевидения предвоенных лет состояли из концертов, театральных спектаклей и кинофильмов.

Телепередачи в Москве и Ленинграде, как и во всей Европе, во время войны были прекращены. Оборудование московского телецентра демонтировали и отправили в Свердловск. В 1943 г. в Московском энергетическом институте была создана кафедра телевидения, которая занималась разработками телевизионной техники. В середине 1944 г. оборудование телецентра было возвращено в Москву, и телепередачи возобновились 7 мая 1945 г., в День радио. Сначала передачи были нерегулярными, и только с января 1955 г. вещание становится ежедневным. Ленинградский телецентр возобновил послевоенное вещание 18 августа 1948 г., ежедневным оно стало в октябре 1956 г.

Первые заводские испытания оборудования передвижных телевизионных станций (ПТС) на отечественном телевидении начались в мае 1948 г. в Ленинграде, и уже в 1950 г. Ленинградский телецентр был ими оснащен.

Московский телецентр получил передвижную станцию в июне 1949 г. С приобретением ПТС стало возможным проведение прямых трансляций – телезрители увидели концерты, спектакли, спортивные соревнования, парады и демонстрации на Красной площади не только в записи. Первая внестудийная передача состоялась 2 мая 1949 г. со стадиона «Динамо», транслировался футбольный матч ЦДКА (ЦСКА). С появлением ПТС на телевидении появилась возможность принципиального видоизменения телевизионных программ: телезритель становился очевидцем событий. Внестудийные передачи заняли в программах видное место.

Подчеркивая возросшую роль телевидения в жизни страны, Совет Министров СССР 22 марта 1951 г. принимает Постановление о создании Центральной студии телевидения, которая структурно входит в состав Всесоюзного комитета по радиоинформации. ЦСТ была позднее реорганизована в Центральное телевидение СССР.

В структуру ЦСТ входили следующие редакции: литературно-драматического вещания, музыкального вещания, детского и общественно-политического вещания. В 1954 г. к ним добавляются киноредакция и редакции научно-популярных, промышленных, сельскохозяйственных и спортивных программ.

14 февраля 1956 г. выходит в эфир Вторая (московская) телепрограмма.

Первые журналисты появились на Шаболовке в 1954 г. До этого они, как правило, работали на радио или в прессе, поэтому был закономерным перенос на телевидение традиционных информационно-публицистических жанров.

Репортаж – один из основных жанров журналистики – получил свое развитие и на телевидении. Рождение телерепортажа относится к концу 1940‑х гг. Скорее, это был кинотелерепортаж. Режиссер Разумный в 1949 г. снял футбольный матч, проходивший на стадионе «Динамо». В сопровождении спортивного комментария на следующий день футбольный матч был показан зрителям. Одними из первых спортивных комментаторов отечественного телевидения были В. Синявский и Н. Озеров.

Журналист в кадре появился в ноябре 1954 г. Им был Е. Рябчиков. В своем очерке он рассказывал о начавшемся строительстве электростанций.

Репортаж Ю. Фокина с промышленного предприятия в феврале 1955 г. считается первым в истории российского телевидения, проведенным «в технически сложных условиях». В июне этого же года был снят первый событийный репортаж о приезде вьетнамского президента Хо Ши Мина.

1 мая 1956 г. Центральное телевидение показало репортаж с Красной площади, который стал традиционным в дни официальных празднеств 1 мая и 7 ноября. Съемки этих репортажей были хорошей школой мастерства: работало несколько телекамер, установленных в разных точках Красной площади, усложнялся сценарий передач, росло профессиональное мастерство режиссеров, операторов, комментаторов.

С начала 1950-х гг. среди студийных передач в эфирном времени преобладали тематические журналы: «Юный пионер» для детей, «Искусство», «Знание», «Для вас, женщины», «Молодость», «Наука и техника», «Мир и труд» и др.

Значительную часть эфирного времени занимал показ кинофильмов и спектаклей, идущих на столичных сценах.

ТВ показывало популярный цикл лекций о зарубежном кино профессора ВГИКа Г.А. Авенариуса, пользовались популярностью программы писателя С.С. Смирнова, писателя и искусствоведа И.Л. Андроникова.

Повышенный интерес населения страны к телепередачам стимулировал развитие телевещания и создание материально-технической базы. К середине 1950-х гг. был построен первый завод, изготавливающий телевизионные приемники, и начался массовый выпуск отечественных телевизоров «КВН-49», названных по именам конструкторов: Кенигсон, Варшавский, Николаевский. Размер экрана первого черно-белого телевизора был 18 см по диагонали. В ноябре 1954 г. на московской Опытной станции цветного телевидения начинается выпуск первых отечественных цветных телевизоров «Радуга» с кинескопом диаметром 18 см. В 1964 г. появляется первый портативный телевизор «Юность», затем «Шилялис» и «Рубин-401».

В 1954 г. в Советском Союзе уже было 225 тысяч телевизоров, которые собирали у экранов более миллиона зрителей. Производство телевизоров и строительство телецентров были включены в государственный народно-хозяйственный план. В конце 1950-х гг. в СССР работало порядка 60 программных студий.

В начале 1957 г. в преддверии VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов был создан Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. Появились новые редакции: фестивальная, позднее преобразованная в Главную редакцию программ для молодежи ЦТ, и редакция «Последних известий», ставшая затем Главной редакцией информации ЦТ. Работа телевидения, также как радио и печати, подвергалась жесткой цензуре, что накладывало отпечаток на тематику телевизионных программ.

К концу 1950-х гг. телевидение стало общесоюзным. В систему советского телевидения входят центральное, республиканское и местное (краевое, областное) телевещание, используются передачи Интервидения и других зарубежных телеорганизаций. Телецентры в столицах союзных республик начали действовать с 1952 г.

Московский телевизионный центр на Шаболовке был преобразован в Центральную студию телевидения, таким образом, была оформлена структура управления телевизионным процессом в стране.

Так выглядит начальный этап развития телевещания в СССР.

 

 

МОДУЛЬ 2.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...