Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 4. Таможенное регулирование и таможенное дело в Таможенном союзе.




В действующем законодательстве четко определен предмет таможенного регулирования, т.е. круг общественных отношений, подлежащих правовой регламентации. Регулирование отношений в таможенной сфере осуществляется на двух уровнях: наднациональном и национальном.

В связи с этим в п. 2 ст. 1 ТК ТС указано, что в рамках Союза таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, – в соответствии с законодательством государств-членов.

Обратимся к нормам Закона о таможенном регулировании, п. 2 ст. 1 которого очерчен круг вопросов, образующих предмет регулирования на национальном уровне. К ним относятся:

1) отношения, связанные с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, их перевозкой по территории РФ под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией РФ и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;

2) определение полномочий органов государственной власти РФ по предмету правового регулирования указанного Федерального закона;

3) определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

4) установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов РФ;

5) регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в РФ и вывозимыми из РФ.

Анализ положений ТК ТС, Закона о таможенном регулировании позволяет выявить критерий разграничения полномочий между органами правотворчества в ЕврАзЭС и национальными органами в части таможенного регулирования. В единый ТК ТС сведены нормы, регламентирующие отношения, возникающие по поводу перемещения товаров и транспортных средств через общие таможенные границы:

§ статус невластных субъектов,

§ таможенные процедуры и порядок совершения таможенных операций,

§ отдельные вопросы производства таможенного обложения и таможенного контроля.

В национальном ведении находятся отношения, направленные на организацию деятельности таможенных органов и обеспечение вопросов национальной безопасности, не решенных в рамках отдельных соглашений между странами Таможенного союза, а также вопросы, прямо указанные в ТК.

Действительно, п. 1 ст. 4 названного Закона гласит: «Правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза».

Целями таможенного регулирования в РФ являются:

1) обеспечение выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела;

2) обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;

3) совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;

4) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в РФ и вывозимыми из РФ;

5) создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела (ч. 1 ст. 1 Закона о таможенном регулировании).

Таможенное дело представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ (п. 1 ст. 2 Закона о таможенном регулировании).

В целом в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза (п. 2 ст. 2 Закона о таможенном регулировании).

Однако законодатель предусматривает возможность установления подобных ограничений в одностороннем порядке (п. 3 ст. 2 Закона о таможенном регулировании). Подобные случаи и образуют особый пример регулирования на национальном уровне, исходя из интересов национальной безопасности.

Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ст. 3 Закона о таможенном регулировании). Таким органом на основании Постановления Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 является Федеральная таможенная служба (ФТС России).

ФТС России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории РФ таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле (п. 2 ст. 3 Закона о таможенном регулировании).

П. 3 ст. 4 Закона о таможенном регулировании установлено, что отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Последнее, помимо Закона о таможенном регулировании, состоит из принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.

В данном случае речь идет и о нормах национального законодательства о внешнеторговой деятельности (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Отношения, связанные с соблюдением валютных ограничений, а также уплатой таможенных платежей, относящихся к налогам, регламентируются международными актами и национальным законодательством – валютным и налоговым (п. 4, 5 ст. 4 Закона о таможенном регулировании).

Цель таможенного дела как комплекса правовых средств воздействия на участников таможенных отношений заключается в обеспечении соблюдения ими установленных запретов и ограничений. Указанный комплекс правовых средств образуют:

§ создание системы и организация работы таможенных органов;

§ издание актов управления, принимаемых таможенными органами в ходе правоприменительной контрольно-надзорной деятельности;

§ таможенный процесс в целом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 153.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...