Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модель политической системы Д. Истона




В соответствии с этой моделью механизм функционирования политической системы включает четыре фазы. Во-первых, это «вход (input)», воздействие внешней среды (социальной и внесоциальной, природной) на политическую систему в форме требований и поддержки. Например, это может быть требование населения снизить подоходный налог при одновременной легитимной поддержке деятельности правительства в целом. Во-вторых, «конверсия» (или преобразование) социальных требований в подготовку альтернативных решений, являющихся определенным реагированием правительства. В-третьих, это «выход (output)», принятие решений и их реализация в форме практических акций. И наконец, в-четвертых, результаты деятельности правительства влияют на внешнюю среду через «петлю обратной связи» (feedback loop). Политическая система является «открытой системой», получающей постоянные импульсы от окружающей среды. Ее основной целью являются выживание и сохранение устойчивости системы посредством адаптации и приспособления к среде. В основе этого механизма лежит принцип «гомеостатического равновесия», согласно которому политическая система для поддержания внутренней стабильности должна постоянно реагировать на нарушение её баланса со внешней средой.

Несмотря на сильную критику системного подхода в конце 1960--начале 1970-х гг. Д. Истон в своей новой работе «Анализ политической структуры» (1990) продолжает концептуальную разработку своей модели путем изучения внутренней структуры «черного ящика», то есть политической системы, опираясь на критический анализ неомарксистского структурализма Н. Пуланзаса. «Политическая структура подобна невидимой силе, царящей в глубине политической системы» Вообще различные политические структуры, по его мнению, образуются из таких элементов, как государственные органы, партии и групповые объединения, элитные группы и массовидные силы, а также из играемых всеми ими политических ролей. Сама же «политическая структура» выступает как атрибутивная характеристика политики, которая обуславливает ограничения в поведении индивидов и групп, так же как одновременно может и способствовать достижению их целей. Истон выделяет различные типы политических структур, составляющих «начинку» политической системы: высокоорганизованных и низкоорганизованных, формальных и неформальных, режимных и дифференцированных институтов.

Недостатками модели политической системы по Истону являются:

· чрезмерная зависимость от "требовании-поддержки" населения и недооценка ее самостоятельности;

· некоторый консерватизм, ориентирующий на сохранение стабильности, неизменности системы;

· недостаточный учет психологических, личностных аспектов политических взаимодействий.

Понятие государства. Основные концепции происхождения государства. Факторы возникновения государства.

Гос-во – центральный институт политической системы, которому тяготеют другие политические силы. Оно отличается от других полит. институтов: наивысшей концентраций власти, суверенитетом, наибольшей формальностью, наличием территории, принудительностью, рядом исключительных прав на: использования насилия, на принятие общих обязательных законов, на взимание налогов.

Начало складывания и функционирования гос-ва относится к поздним формам общинно-племенного строя. В общественных науках существует ряд концепций о происхождении гос-ва. 1) Патриархальная теория рассматривает гос-во как большую семью, созданную на основе добровольного слияния малых семей под покровительство отеческой власти. 2) теократическая концепция рассматривает гос-во, как возникшее на основе божьего установления. 3) договорная концепция (Гоббс, Локк, Спиноза) трактует возникновение гос-ва а основе соглашения, договора между правителями и подданными в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. 4) теория насилия объявляет гос-во результатом прямого полит. действия – внутреннего или внешнего насилия, завоевания. 5) социально-экономическая объясняет такими социально-эк. факторами, как общественное разделение труда, эк. интересами, социальными противоречиями и т.д.

Функции.  Внутренние:1) политическая – обеспечение полит. стабильности, осуществление властных полномочий, выработка полит. курса. 2) экономич. – организация, координация, регулирование эк. процессов с помощью налоговой и кредитной политики, санкции и т.д. 3) организаторская – исполнение решений, формирование и использование гос. аппарата, осуществление контроля выполнения законов и т.д. 4) правовая – обеспечение правопорядка, установление правовых норм. 5) социальная – удовлетворение жизненно-важных потребностей людей в работе, жилье, здоровье. 6) культурно-воспитательная – приобщение к культуре, творчеству, воспитание нравственности, удовлетворение культурных потребностей людей. Внешние: 1) Оборона страны – обеспечение целостности, безопасности суверенитета гос-ва. 2) взаимовыгодное сотрудничество – в эк, соц, технологической, торговой и др. сферах с другими странами.   

Элементы государства. Форма государства и ее составляющие.

Формы государства - это способы организации и осуществления государственной власти. Понятие формы государства является емким и включает три значения: 1) формы правления - порядок формирования, организации и деятельности высших органов государственной власти; 2) формы государственного устройства - организация системы государственных органов на основе административно - территориального деления страны и отношений между центральными и местными органами государства; 3) политические режимы - методы осуществления государственной власти. Эти три значения «формы государства» определяют в совокупности своеобразие форм любого государства.

Нужно отличать структуру государства как систему государственных органов, то есть механизм государства, от форм государства, то есть конкретного решения вопросов организации этого механизма, построения его отдельных элементов, всей системы государственных органов, их деятельности и взаимодействия. Механизм государства и формы государства раскрывают разные, хотя и взаимосвязанные грани организации государственной власти.

Система одних и тех же основных видов государственных органов имеет разное закрепление в конкретных государственных структурах, что проявляется в разнообразии форм государства. Они многовариантны и изменчивы даже при государственной власти одинаковых социальных сил (классов).

Различают монархии, парламентарные и президентские республики, унитарные и федеративные государства, демократические и антидемократические политические режимы.

Все формы государства - это внешнее выражение системы органов государства, их деятельности, взаимоотношений между основными элементами этой системы, в первую очередь между ее высшими и местными звеньями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...