Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лоббизм как социально-политическое явление. Европейская модель лоббирования. Корпоратизм и неокорпоратизм.




Целенаправленное воздействие групп интересов на орган власти с целью реализации специфических интересов получили на звание лоббизма. Слово “лобби” (англ. lobby - кулуары) первоначально применялось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, а в 40-х гг. XVII в. так назывался вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с заинтересованными лицами, которые не допускались на пленарные заседания. Существование лоббизма как политического явления тесно связано с функционированием групп интересов и возможностями их влияния на органы власти. Его развитие зависит от таких факторов, как уровень развития плюрализма, степень институционализации политического участия, характер политических партий. На последнее обстоятельство обращают внимание американские политологи. По их мнению, чем сильнее политические партии и эффективнее их деятельность, тем меньше возможностей у групп интересов оказывать влияние на выработку политических решений и, наоборот, чек слабее партии и чем ниже их эффективность, тем больший размах приобретает лоббистская деятельность.

 

В отличие от США, в Германии лоббизм регулируется несколькими законодательными актами. Среди них важнейшую роль игра- “Единое положение о федеральных министерствах”, “Регламент деятельности германского бундестага”, “Кодекс поведения члена бундестага”, закон об обязательной публикации списка официальных лоббистов. Согласно правовому положению, каждый депутат обязан отражать в официальных документах свои прошлые и настоящие контакты с имеющимися объединениями, союзами, фирмами (т.е. открыто заявлять о своих лоббистских связях и функциях).

Организация парламентского и правительственного лоббизма в Германии во многих чертах сходна с описанным выше механизмом лоббирования в США. Значительную роль играют различные комитеты, комиссии, совещательные советы, созданные при правительственных органах власти. Специфической чертой немецкого лоббизма является его тесная связь с партиями. Различного рода ассоциации оказывают “практическую помощь” партиям в разработке экономических разделов их программ, таким образом влияя на формирование экономической политики и принятие благоприятных для себя решений.

Специфической формой представительства групповых интересов, наряду с лоббизмом, является корпоративизм. Термин “корпорация” (лат. corpus - тело) возник в период средневековья. Корпорациями в XIV--XV вв. назывались сословно-профессиональные организации цехового типа, защищавшие и отстаивавшие интересы своих членов. Организации этого типа являлись своего рода “переходным звеном” между общинным типом общества и гражданским обществом. Вхождение индивида в ту или корпорацию определяло возможности профессиональной деятельности и отстаивания социальных интересов; вне корпорации социальная жизнь становилась невозможной.
Основанная на корпоративных принципах, система представительства интересов получила название корпоративизм. Корпоративизм характеризуется американским политологом Ф. Шмиттером как “ограниченное число принудительных, иерархически ранжированных и функционально дифференцированных групп интересов”, которые “монополизируют представительство соответствующих сфер общественной жизни перед государством в обмен на контроль последнего за отбором их лидеров и его участие в определении их состава и формировании их требований”.

К специфическим чертам корпоративизма относятся: участие в политической жизни организаций, а не отдельных индивидов; рост влияния профессиональных представителей специфических интересов в ущерб гражданам; привилегированное положение некоторых ассоциаций и их более широкие возможности влияния на принятие решений; замена конкуренции интересов их монополией в определенных сфера
Длительное время корпоративизм рассматривался как явление, враждебное демократии. Политические изменения, начавшиеся в некоторых странах Западной Европы в середине и заставили политологов по-новому оценить данный феномен политической жизни. Была выдвинута концепция о формировании неокорпоративизма, вписывающегося в плюралистически модель демократии.

Согласно этой концепции, неокорпоративизм – это демократическая система представительства и согласования интересов различны ми фирмами, ассоциациями и организациями; система согласования интересов трех субъектов - государства, предпринимателе й и наемных работников; навязывание государством остальным участникам “переговорного” процесса приоритетов и ценностей, выводимых из общенациональных интересов; система межкорпоративного взаимодействия, члены которой несут взаимные обязательства по выполнению взаимных соглашений.

Наиболее сильно неокорпоративистские тенденции проявились в странах, где имелись мощные социал-демократические партии, где существовало культурное и языковое единство.
11. Лоббизм как социально-политическое явление. Англо-американская модель лоббирования.
В 1946 г. в США был принят “Федеральный закон о регулировании лоббизма”. Основная идея этого законодательного акта стояла в том, чтобы поставить лоббистскую деятельность под контроль и исключить коррупцию. Согласно основным положен данного закона, каждая организация, собирающаяся вести лоббистскую деятельность, обязана зарегистрировать в палате представителей и в сенате своего лоббиста, указав при этом цели предполагаемые расходы. По некоторым данным, в Конгрессе зарегистрировано около 15 тыс. лоббистов.

Парламентский лоббизм нацелен на принятие законов, удовлетворяющих определенные групповые интересы. Поэтому основными методами лоббирования здесь выступают работа в комитетах по разработке законопроектов, а также дебаты и слушания в парламенте. Главными лоббистами являются депутаты и служащие Конгресса, а также эксперты, привлекаемые к разработке проектов законов. Между заинтересованной группой и депутатом-лоббистом устанавливаются прочные связи, основанные на взаимном интересе. Группа ожидает от депутата эффективного представительства своих интересов в парламенте. В свою очередь депутат, лоббирующий интересы определенной группы, рассчитывает на ее финансовую и организационную поддержку в период выборов.

Значение правительственного лоббизма определяется прежде всего тем, что в органах исполнительной власти разрабатывают различные законопроекты и решения, поступающие затем на утверждение в Конгресс. Кроме того, правительственный лоббизм – это широкие возможности в толковании законов институтом исполнительной власти. Между лоббистами - членами правительств заинтересованными группами складываются отношения взаимного интереса. Лоббируя интересы той или иной корпорации, высокопоставленный чиновник питает надежду на то, что после ухода в отставку он сможет занять в ней один из ведущих постов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...