Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ ТРАНСФОРМАТОРА




Цель работы:познакомиться с устройством и принципом работы трансформатора; научиться определять коэффициент трансформации.

Оборудование:источник регулируемого переменного напряже­ния, трансформатор лабораторный разборный, вольтметры пере­менного тока (или авометр), ключ, провода соединительные.

Описание работы

Повышение и понижение напряжения осуществляют с помо­щью трансформаторов.

Трансформатор состоит из двух катушек изолированного про­вода, намотанных на общий стальной сердечник .

На одну катушку (называемую первичной обмоткой) подают переменный ток одного напряжения, а с другой катушки (вторич­ной обмотки) снимают переменный ток другого напряжения.

 

Действие трансформатора основано на явлении электромаг­нитной индукции. Переменный ток в первичной обмотке создает переменное магнитное поле. Оно сосредоточено в основном внут­ри стального сердечника, так что обе обмотки пронизываются одним и тем же переменным магнитным потоком. Поэтому вслед­ствие явления электромагнитной индукции в каждом витке каж­дой обмотки возникает одна и та же ЭДС индукции.

Суммарная ЭДС в каждой из катушек равна сумме ЭДС во всех ее витках, так как витки соединены друг с другом последователь­но. Поэтому отношение напряжений U1 и U2 на вторичной и первичноq обмотках равно отношению числа витков в них: U1 / U2 = N1/ N2.

Коэффициент трансформации — величина, рав­ная отношению напряжений в первичной и вто­ричной обмотках трансформатора : k= U1 / U2 = N1/ N2.

Повышающий трансформатор — трансформатор, увеличивающий напряжение (U2 > Ul). У повы­шающего трансформатора число витков N2 во вторичной обмотке должно быть больше числа витков Nt в первичной обмотке, т. е. k < 1.

Понижающий трансформатор — трансформатор, уменьшающий напряжение (U2 < U1). У пони­жающего трансформатора число витков во вто­ричной обмотке должно быть меньше числа вит­ков в первичной обмотке, т. е. k > 1.

ХОД РАБОТЫ:

1. Ознакомьтесь с устройством трансформатора. Определите первичную обмотку (клеммы с надписью 36 В) и две вторичные (клеммы 2,2 В и 4,4 В). Разберите трансформатор, выньте сердеч­ник и рассмотрите его устройство. Соберите трансформатор.

2. Присоедините первичную обмотку трансформатора к сети переменного тока напряжением 36 В и замкните цепь.

3. Измерьте напряжение на одной из вторичных обмоток.

4. Вычислите коэффициент трансформации.

5. Проделайте аналогичные действия для другой вторичной обмотки.

6. Результаты измерений и вычислений запишите в табли­цу:

№ опыта U1 U2, B k
1 36    
2 36    

  7. Присоедините одну из вторичных обмоток трансформато­ра к сети переменного

     тока напряжением 4 В и замкните цепь.

8. Измерьте напряжение на первичной обмотке.

9. Вычислите коэффициент трансформации.

10. Присоедините другую вторичную обмотку трансформато­ра к сети переменного тока напряжением 4 В, замкните цепь и измерьте напряжение на первичной обмотке.

11. Вычислите коэффициент трансформации.

12. Результаты измерений и вычислений запишите в табли­цу:

№ опыта U1 ,B U2,B k
1 4    
2 4    

13. Запишите вывод: что вы измеряли и какой получен результат.

 

II. Ответить на вопросы:

1. Почему электрическую энергию передают на большие расстояния под высоким напряжением?

2. Почему высокое напряжение нельзя вводить в жилые дома?

3. Как повышают и понижают напряжение? Какие приборы при этом используют? На чем основано их действие?

4. Приведите примеры потребления энергии на производстве, на транспорте, в системах связи, торговле, городском хозяйстве, при создании интеллектуальной продукции, в быту.

5. Во сколько раз уменьшаются потери на нагревание проводов при повышении напряжения в 100 раз?

Сделате вывод о проделанной работе.

                                                                                                                            .

                                                                                                                             .

                                                                                                                            .

                                                                                                                             .

                                                                                                                            .

                                                                                                                              .

                                                                                                                             .                                                                                                                          

Оценка и комментарий преподавателя:

                                                                                                                            .

                                                                                                                            

                                     Лабораторная работа №8.

                       «Измерение показателя преломления света».

 

Цель работы: Измерить показатель преломления стеклянной пластины, имеющей форму трапеции.

 

Приборы и материалы: Стеклянная плоско - параллельная пластина, имеющая форму трапеции, набор из четырех булавок(игл), лист бумаги, карандаш, линейка, циркуль, лазерная указка ( или другой источник света, дающий световой пучок).

 

                                         Введение

       При переходе света из одной среды в другую происходит преломление лучей, измеряется направление распространения света. Это явление объясняется тем, что в различных средах скорость света различна.

     Отношение скорости света “C” в вакууме к скорости света U в данной среде называется абсолютным показателем преломления n этой среды: n=C/U.

     Из данной формулы легко получить другую , связывающую n с углами падения α и преломления β: n=sin α/sin β.

 

                             Закон преломления света:

1) падающий луч, переломленный и перпендикуляр , восстановленный в точку падения лежат в одной плоскости.

2)отношение синуса угла падения α к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух данных сред.

 

        Таким образом, для вычисления n достаточно измерить два угла α и β.

 

       Так как скорость света в воздухе составляет 99,9% скорости света в вакууме, то во многих случаях, не требующих очень большой точности, можно за абсолютный показатель преломления среды принять ее показатель преломления, измеренный при переходе луча в данную среду из воздуха.

     Проходя через стеклянную пластину, пучок света испытывает двукратное преломление. Показатель преломления стекла относительно воздуха определяется по формуле: n=sin α/sin β,где α- угол падения пучка света на грань пластины из воздуха в стекло, β- угол преломления светового пучка в стекле(рис.1).

 

       Так как sin α=AE/AB и sin β=CD/BC, AB=BC (как радиусы), то формула для определения показателя преломления стекла имеет вид:

                                                   n пр. =AE/DC,

        Максимальную относительную погрешность измерения находим по формуле:

 

                                           ε = ▲AE/AE + ▲DC/DC

 

       Максимальную абсолютную погрешность находим по формуле:

 

                                                  ▲n= n пр.∙ε,

 

                                            тогда: n = n пр.  ▲n ,

 

                 n пр. – приближенное значение показателя преломления.

                    Описание экспериментальной установки:

   

(Рис.1)

В работе изменяется показатель преломления стеклянной пластины, имеющей форму трапеции. На одну из параллельных граней пластины наклонно к ней направляют узкий световой пучок. Проходя через пластину, этот пучок света испытывает двукратное преломление. Источником света служит электрическая лампочка, подключенная через ключ к какому - либо источнику тока.

Световой пучок создается с помощью металлического экрана со щелью. При этом ширина пучка может меняться за счет изменения расстояния между экраном и лампочкой.

Показатель преломления стекла относительно воздуха определяется о формуле: n=sin α/sin β , где α- угол падения пучка света на грань пластины из воздуха в стекло,

β- угол преломления светового пучка в стекле.

       Для определения отношения, стоящего в правой части формулы, поступают следующим образом. Перед тем как направить на пластину световой пучок, ее располагают на столе, на листе миллиметровой бумаги (или листе бумаги в клетку) так, чтобы одна из её параллельных граней совпадала с предварительно отмеченной линией на бумаге.

       Эта линия укажет границу раздела сред воздух – стекло. Тонко отточенным карандашом проводят линию вдоль второй параллельной грани, эта линия изображает границу раздела двух сред стекло – воздух. Суть опыта заключается в том, что на одну из параллельных граней пластинки направляют пучок света под произвольным углом α. Отмечают точки A, B и F по ходу луча. (Вдоль падающего на пластину пучка и вышедших из нее световых пучков тонко отточенным карандашом ставят точки 1,2,3,4). После этого лампочку выключают, пластину снимают и с помощью линейки прочерчивают входящий, выходящий и преломленный лучи.

       Через точку B границы раздела сред воздух – стекло проводят перпендикуляр к границе, отмечают углы падения α и преломления β.

Далее с помощью циркуля проводят окружность с центром в точке B и строят прямоугольные треугольники ABE и CBD.

Так как: sin α=AE/AB, sin β=CD/BC и AB=BC то n пр. = AE / DC.

Длину отрезков DC и AE измеряют по миллиметровой бумаге или с помощью линейки. При этом в обоих случаях инструментальную погрешность можно считать равной 1 мм. Погрешность отсчета надо взять так же равной 1 мм для учета неточности в расположении линейки относительно края светового пучка.

Измерив, указанные расстояния можно определить n.

 

 

                            Измерение и обработка результатов:

1. Подключить лампочку через выключатель к источнику тока. С помощью экрана с щелью получить тонкий световой пучок.

2. На середину листа бумаги положить плашмя стеклянную пластину и карандашом обвести ее контуры. Расположить так, чтобы глаз находился на уровне пластины.

3. С другой стороны стекла наколоть возможно дальше две булавки друг от друга так, чтобы прямая, проходящая через них, не была параллельна одной из параллельных граней пластины.

4. Третью и четвёртую булавку расположить по грани с другой стороны стекла и вколоть ее так, чтобы, смотря вдоль всех булавок через стекло, видеть их расположенными на одной прямой.

5. Стекло, булавки снять, места наколов отметить точками 1,2,3,4. Через точки 1 и 2, 3 и 4 провести прямые до пересечения с контурами стекла. Через точку B провести перпендикуляр к границе сред воздух – стекло.

6. Отметить угол падения, угол преломления.

7. С помощью циркуля проводят окружность с центром в точке B и строят прямоугольные треугольники ABE и CDB.

8. Измерить длины отрезков AE и DC с помощью линейки.

9. Вычислить приближенное значение показателя преломления n пр. = AE/DC

10. Вычислить ▲AE=▲ DC =▲AEинструментальную + ▲AEотсчета

11. Найти максимальную относительную погрешность: ε = ▲AE/AE + ▲DC/DC

12. Найти максимальную абсолютную погрешности по формуле: ▲n= n пр.∙ε.

13. Сравнить результаты, полученные по формулам:

                                    n1 пр. -▲n1< n1< n1 пр. +▲n1;

                                    n2 пр. -▲n2< n2< n2пр. +▲n2.

14. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу

п/п

Измерено:

 

Вычислено:

▲AE ,мм. ▲ DC ,мм. n пр. ▲AE, мм. ▲ DC ,мм. ε ,% ▲n
1.              
2.              

 

15. Повторить то же самое при другом угле падения

16. Сделать вывод о зависимости показателя преломления от угла падения.

                              Контрольные вопросы.

  1. В чем сущность, явления преломления света и какова причина этого явления?
  2. В каких случаях свет на границе раздела двух сред не преломляется?
  3. Что называется коэффициентом преломления и в чем различие абсолютного и относительного коэффициентов преломления?
  4. Покажите на чертеже ход луча из стекла в воду?
  5. Ч то можно сказать о длине и частоте светового луча при переходе его из воздуха в алмаз?

Сделате вывод о проделанной работе.

                                                                                                                            .

                                                                                                                             .

                                                                                                                            .

                                                                                                                             .

Оценка и комментарий преподавателя:

                                                                                                                            .

                                         Измерения и вычисления










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 376.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...