Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ранней психологической подготовки подростков к преодолению




Кризисных ситуаций жизни

 

Тема 1.(1-3 занятие) Знакомство, принятие правил группы, первичная самодиагностика.

 

Тема 2.(4-7 занятие) «Кто Я? Какой Я?»

       Я - индивид. Я - личность. Я - индивидуальность. Мое физическое Я. Мои потребности, интересы, склонности, способности.

       Мой темперамент. Особенности моего характера. Направленность моей личности. Самодиагностика (методики «Личный коэффициент преодоления», «Самооценка черт характера», «Письмо к себе - 1»).

 

Тема 3.(8-20 занятие) «Мой эмоциональный мир».

       Богатство моего эмоционального мира. Физиологическая основа эмоций. Внешнее выражение эмоций. Индивидуальные различия эмоциональной жизни.

       Что такое аффекты и страсти? «Я переживаю стресс или фрустрацию?». Способы совладания со стрессом. Техники расслабления. Приемы саморегуляции.

       «Я переживаю кризисную ситуацию». КС - возможность для саморазвития. Стратегии преодоления КС: преобразующие, адаптивные, защитные техники, деструктивные стратегии (алкоголизм, наркомания, суицид). Ритуализм как стратегия преодоления КС.

       «Как стать несчастным без посторонней помощи?» (правила неудачника). Личностные качества «бойца». Интернальность-экстернальность.

       КС различных сфер жизни: КС семьи, здоровья, учебной и внеучебной деятельности, внутреннего мира личности.

       Ситуации учебной и внеучебной деятельности. «Опять двойка!». Как успешно сдать экзамен? Если сегодня не стал победителем…

       Ситуации личной жизни: смена места жительства, школы, класса. Перемены - это хорошо или…? Новенький в классе.

 

 

Тема 4.(21-31 занятие) «Мой стиль общения с другими».

       Мой круг общения. Общение в группах: большой, малой (в классе, секции, студии, компании); референтной. Давление групповых норм. Конформность, устойчивость, внушаемость. «Хочу быть лидером!». «Мы с Тамарой ходим парой…» (общение в диаде).

       «Кто входит в мою группу психологической поддержки?» Правила доверительного общения. Техники эффективного слушания и высказывания.

       Способы самоанализа и самокоррекции в сфере общения.

       Конфликты со сверстниками. Соперничество или компромисс? «А если это любовь?»

       Ссоры в семье. Причины, «безопасные» стратегии поведения. Позитивная и негативная роль ссор.

       «У меня родители разводятся». «Если мама (отец) влюбилась» (появление в семье отчима (мачехи).

       «Так надо!» (ситуация вынужденной разлуки с родителями).

       «Почему люди болеют?» (ситуация нарушения здоровья). «Не хочу никого терять!» (ситуация смерти близких).

Если трудно понять взрослого…(конфликт со значимым взрослым). «Они все время заняты или куда-то спешат!» (ситуация дефицита внимания, поддержки со стороны значимого взрослого).

 

Тема 5.(32-36 занятие) «Я и мое будущее»

       Я - реальное. Я - идеальное. «Программа выполнена!» (Личный коэффициент преодоления). Проект «Я - будущее» (самопрезентация). «Чемодан в дорогу». «Телеграммы». Письмо к себе - 2.

 

                                                                                                       Приложение 2.

 

                   Опросник «Мой опыт» (модификация методики Р.М. Загайнова)

 

Вопросы Цель вопроса
1.Каким осталось в памяти Ваше детство (счастливым, не очень счастливым, неудачным, тяжелым)?  

Получить интегральную оценку детства, а также выяснить наличие в памяти подростка преодоленных и непреодоленных кризисных ситуаций (КС).

 Знание преодоленных в прошлом КС позволит напомнить о них при подготовке к их преодолению в настоящем, поднять самооценку и уверенность подростка.

 Знание непреодоленных КС позволит планироватьработу с подросткомпо изменению оценки своего прошлого.

 

2. Какие переживания детства остались в Вашей памяти навсегда? Они помогают или мешают Вам сейчас?
3.Память о каких людях осталась для Вас святой?  

Знание таких людей дает возможность воздействовать на мотивационную сферу подростка, помогая ему сформировать конкретный мотив к преодолению КС (посвятить памяти дорогого человека или мотив «Доказать!»)

 

4. Остались ли в Вашей памяти люди, которым Выи сейчас хотели доказать свою правоту
5. Каким остался в памяти Ваш первый учитель? Эта информация позволяет диагностировать опыт первых контактов со значимым взрослым  
6. Как Вы переживали свои первые неудачи, поражения, срывы? Кто помогал Вам их пережить? Фиксация первичного опыта совладания с кризисной ситуацией и переживаниями; получение информации о существовании близких людей, способных оказать поддержку.  
7. К чему Вы стремились в детстве, чего хотели добиться больше всего? Что было для Вас особенно важным? Диагностика общей активности подростка, его потребностной сферы.
  8. Что сегодня может вызватьу Вас очень сильные переживания? Эта информация позволяет создать картину настоящего с помощью значимых переживаний;  
9. Что Вы хотели бы, но не смогли забыть из своего прошлого? Дополнение картины настоящего, «привязка к прошлому»;  
1. Что Вас тревожит сейчас, чего Вы опасаетесь? Какая проблема для Вас сейчас самая главная?   Определение основных источников возникновения КС;
11. Как Выдумаете, что приводит Вас к неудаче, что Вы делаете неправильно?   Определение пути подростка к КС
12. Как Вы думаете, какое поведение не приведет к неудаче? Диагностика представлений человека о своем оптимальном поведении;  
13. Ради чего Вы живете и хотите добиться успеха? Диагностика ведущих мотивов основной деятельности;  
14. Кто из людей будет особенно рад Вашей удаче? Кому бы Вы хотели посвятить свою самую ответственную работу и удачу в ней?   Определение состава ГПП;
15.Есть ли среди людей, которые Вас окружают те, кому бы Вы очень хотели доказать свою правоту, силу, свое право на успех?   Определение людей, которые могут сыграть негативную роль (роль помех) в процессе преодоления КС.
16. Каким Вы представляете себе свое будущее: желаемое и реальное?   Диагностика «зоны преодоления»;
17. Какие задачи Вам предстоит решать на пути к главной цели? Какие помехи и трудности могут возникнуть на пути?   Прогноз будущих КС; «репетиция»;
18. Какие качества Вам необходимы для успеха? Рефлексия личностных ресурсов
19. Кто и что может реально помочь Вам в достижении цели?   Выявление дополнительных ресурсов совладания;
20. Кто и что может помешать Вам в преодолении КС?   Определение помех с целью предварительной к ним подготовки

 

 

                                                                                                                   Приложение 3.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...