Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Организация занятий по Программе РППСтр 1 из 6Следующая ⇒
В кризисной ситуации
Проведенный нами анализ теоретических положений и результаты экспериментальных исследований самостоятельного опыта совладания у подростков (Туманова Е.Н.2000, 2001, 2002, 2003, 2007), позволили нам предположить, что любая из трудных ситуаций жизни подростка, затрагивающая значимые сферы жизнедеятельности и создающая угрозу целостности «я»,может перерасти в кризисную в результатеразвития представления о трудности или невозможности ее преодоления. В свою очередь, неэффективность или истощение ресурсов совладания с кризисной ситуацией (далее - КС) жизни могут вызывать у подростка переживания КС внутреннего мира личности (появление чувства неудовлетворенности собой, неуверенности в себе, разочарование в других, переоценка прошлого и настоящего опыта, утрата жизненных перспектив). Стадии КС внутреннего мира личности, на наш взгляд, идентичны завершающим стадиям внутреннего конфликта (Захаров А.И., 2000). Невозможность разрешения переживаний КС внутреннего мира личности, равно как и неразрешимость переживаний внутреннего конфликта вызывают чувства безысходности, беспомощности и бессилия, которые сопровождаются снижением выносливости, упадком сил, потерей интереса, отсутствием веры в свои силы, сомнениями в принимаемых решениях и беспокойством в новых ситуациях, а также тревожно-депримированным фоном настроения. Эти признаки являются последствиями непреодоления КС и сообщают о развитии реакций дезадаптации (кризисных состояний), невротических изменений, самостоятельная коррекция которых для подростка практическиневозможна. Кризисная ситуация возникает на фоне биографического стресса как ситуация затруднения выполнения стоящей перед подростком задачи в условиях высокой значимости результата выполняемой им деятельности. Ее ведущими характеристиками являются психическая напряженность, значимые переживания как особая работа по преодолению жизненных событий или травм, изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и в психологической поддержке извне. Вероятность кризисности того или иного «момента проживания» может быть определена с наибольшей достоверностью при условии комплексного исследованиякак специфики реальной ситуации и отношения к ней, так и особенностей психики и личности подростка (личностных ресурсов), отягощающих и защитных факторов, характерных для его индивидуального жизненного опыта. В ходе изученияособенностей «стихийного» опыта преодоления подростками КС жизни нами была выявлена актуальностьпрофилактической работы, развивающей устойчивость подростков в КС и обучающей их поиску индивидуальных адаптивных стратегий совладания. Программа ранней психологической подготовки (ПРПП) проходила свою апробацию с 1995 по 2002 г.г. на базе общеобразовательных школ и гимназий г. Саратова. Знакомство с опытом реализации программы проходит в рамках курсов повышения квалификации СОИРО для педагогов-психологов ОУ, а также при проведении магистерского учебного курса «Социально-психологическое сопровождение семьи» (Туманова Е.Н.,2006) в РГПУ им. А.И. Герцена. Организация ранней психологической подготовки (РПП) подростков к преодолению КС жизни базируется на следующих принципах: а) обеспечение необходимых условий для роста личностных ресурсов подростка, определяющих психологическую устойчивость, путем: - построения в группе доверительного общения подростков друг с другом и психолога с подростками; - подбора индивидуальных приемов самостоятельной работы подростка с учетом его личного опыта преодоления; б) безусловноепозитивное отношение психолога к самому себе, владение широким репертуаром уверенных форм поведения, демонстрируемых как на занятиях, так и в повседневной жизни; г) привлечение к совместной работе членов семьи подростка, а также значимых взрослых (тренера, учителя, старшего друга и т.п.), выступающих в ролиэкспертов или возможных членов группы психологической поддержки (ГПП); д) помощь подростку в поиске и формировании ГПП, состоящей из значимых для него людей, демонстрирующих оптимистические модели совладания с трудностями и способных к доверительному общению с подростком; д) интеграция приемов различных направлений психологии и психотерапии, оказывающих терапевтическое и развивающее воздействие на потребностно-мотивационную, когнитивную, коммуникативную и эмоционально-волевую сферы подростков; е) сочетание группового характера занятий с индивидуальными консультациями подростка и членов его семьи. Основными задачами организации ранней психологической подготовки подростков к преодолению КС жизниявляются: 1) формирование представлений о КС жизни как возможности для саморазвития; 2) анализ неконструктивного разрешения предыдущих КС; 3) коррекционная работа со страхами и психогенными травмами, препятствующими разворачиванию потребности в самореализации; 4) формирование представлений подростка о своих способностях к совладанию на основе анализа успешного опыта преодоления; 5) создание условий для формирования у подростка внутренней готовностипринять помощь, поддержку извне и способности к критической оценке собственных возможностей. Осуществление этих задач предусматривает комплексное использование в технологическом процессе конкретных процедур,приемов и методов, описанных далее. Необходимо отметить, что темп работы по Программе РПП, а также содержание каждого конкретного занятия могут значительно отличаться в зависимости от подготовленности группы (класса), особенностей психологического климата, наличия или отсутствия проблем во взаимоотношениях с учителями, количества «новеньких» в классе, количества детей из негармоничных семей и т.д. Поэтому, в представленной нами Программе РПП мы указываем лишь общие требования к организации занятий и особенности реализации основных этапов курса.
Организация занятий по Программе РПП
Целью ПрограммыРПП являляется повышение устойчивости подростков в КС, развитие способности к поиску индивидуальных адаптивных стратегий преодоления КС жизни. На занятиях курса РПП используется методический аппарат различных теоретических направлений. Выбор психологом приемов и процедур, а также время необходимого подключения каждого из основных технологических методов определяются темой занятия, индивидуальными особенностями членов группы и характером групповой динамики. В ходе курса используются как известные приемы и упражнения, заимствованные из тренинговых программ личностного роста и самореализации личности, коммуникативной компетенции (Парыгин Б.Д., 1997; Прутченков А.С., 1996; Хрящева Н.Ю., 2014; Дубровина И.В.,1995), так и модифицированные или созданные автором разработки. Важными особенностями Программы РПП являются: а) профилактический характер и доступность для всех подростков как любая образовательная программа средней школы; б) возможность применения в многочисленной группе (до 30 чел.); в) легкость включения в учебный план в рамках курсов психологии, валеологии, ОБЖ и т.д. Организация занятий, необходимые материалы. Разработанный курс рассчитан на 36 академических часов. Занятия проводятся психологом 1 раз в неделю по 45 мин. (возможен интенсивный вариант – 2 раза в неделю по 90 мин.). Для работы на занятиях каждому подростку необходимы: папка для черчения или рисования, в которой хранятся все выполненные по программе задания («личный архив»); тетрадь или листы для рабочих записей; общая тетрадь («Дневник значимых переживаний»); цветные карандаши, фломастеры, акварель, кисти. Помещение (классная комната) оборудовано шторами для затемнения, аудио- и видеоаппаратурой. Пространство класса позволяет проводить работу за партами, «в кругу», выполнять двигательные упражнения. Схема построения занятия. I. Ритуал приветствия (психогимнастические упражнения, требующие эмоциональной выразительности). II. Рефлексия эмоционального состояния (вербальные или невербальные техники – графика, цветопись). Индивидуальное ознакомление с записями ведущего в Дневниках значимых переживаний (на основном этапе курса) III. Основной блок. Работа с примером КС (групповая дискуссия, игровые приемы, методы технологии РПП, элементы психодраматизации, арттерапии, музыкотерапии). IV. Блок приемов саморегуляции (психомышечная тренировка, дыхательная гимнастика и т.д.). V. Рефлексия эмоционального состояния. Ритуал прощания. Полный курс РПП включает в себя следующие темы (тематическое планирование курса РПП - см. Приложение 1). Тема 1. «Знакомство» (1-3 занятие). Тема 2. «Кто Я? Какой Я?» (4-7 занятие). Тема 3. «Мой эмоциональный мир» (8-20 занятие). Тема 4. «Мой стиль общения с другими» (21-31 занятие). Тема 5. «Я и мое будущее» (32-36 занятие). На первых занятиях курса психолог проводит знакомство с классом («Визитки»), представляет правила «безопасного» общения в группе; после их обсуждения и дополнения следует ритуал принятия правил группы. Далее, демонстрируются видеосюжеты из фильмов, где герои переживают кризисные ситуации жизни («Общество мертвых поэтов», «ФоррестГамп»). Используются музыкальные материалы (С. Никитин «Каждый выбирает по себе…»). В результате групповой дискуссии подростками формулируется актуальность проблемы самостоятельного выбора, стрессоустойчивости, самоконтроля и самопомощи в КС жизни. Психолог приводит примеры технологий подготовки человека к встрече с критическими ситуациями (подготовка спортсмена-чемпиона, космонавта, моряка – подводника и т.д.). Группа предлагает свои варианты подготовки, а также условий эффективности человека в любой значимой деятельности. Вводный этап заканчивается серией диагностических процедур, позволяющих подростку познакомиться с собственным уникальным опытом преодоления различных жизненных ситуаций, а также актуализировать конструктивные переживания успешного опыта преодоления ( опросник «Мой опыт» – см. Приложение 2). Целью занятий по теме 2 «Кто Я? Какой Я?» является создание благоприятных условий для самопознания, осознания подростком сильных сторон своей личности. На этом этапе подростки осваивают приемы самоанализа, учатся позитивному самопринятию (упражнения «Мои сильные стороны», «Свет мой, зеркальце, скажи…?» и т.п.). При условии создания атмосферы доверия в группе подростки выполняют один из основных технологических приемов - строят программу личностного роста (методика «Личный коэффициент преодоления»-приведена ниже). Завершение темы сопровождается заполнением листа «Самооценка черт характера», который наряду с функцией входной диагностики выполняет развивающую задачу, наполняя словарь подростка психологическими понятиями, облегчающими письменный самоанализ переживаний и поступков (см. Приложение 3). Одновременно с построением программы личностного роста подростки приступают к заполнению Дневника значимых переживаний. Задачами следующего этапа курса (тема 3 «Мой эмоциональный мир») является создание условий для дальнейшего повышения уровня доверия в группе, знакомство с «эмоциональным Я» своей личности, способностями узнавать и адекватно передавать эмоциональное состояние (упражнения «Скульптуры», «Пойми меня» и т.д.). Подростки знакомятся с такими понятиями как «стресс», «фрустрация», «факторы стрессоустойчивости» и т.д. С помощьюролевых игр подростки ищут эффективные приемы совладания в типичных стрессовых ситуациях. Осваивают техники расслабления, приемы саморегуляции (Прихожан А.М.,1994) Ключевым моментом этого этапа является освоение метода активизации стихийного опыта преодоления КС. На каждом занятии подросткам предлагается для анализа один вид типичной КС. Ребята учатся в процессе самоанализа определять характер используемых ими стратегий (преобразующие, адаптивные, защитные или деструктивные стратегии). В ходе групповой дискуссии или ролевой игры группа выбирает приемлемые стратегии совладания. На занятиях подростки создают личные «помогающие» ритуальные техники, придумывают девизы, «тайные» талисманы. Тема 4 «Мой стиль общения» позволяет ребятам освоить техники эффективного слушания и высказывания. В ролевых играхтипа «Контакты» (Прутченков А.С., 1996) усваиваются навыки продуктивного общения, способы самоанализа и самокоррекции в сфере общения. Подростки знакомятся с феноменами давления групповых норм, внушаемости. После освоения этих понятий продолжается работа с типичными КС, связанными с отношениями с другими. Завершает курс РПП тема 5 “Я и мое будущее”. Задача заключительного этапа - закрепление установки на саморазвитие, представления о способности к самоизменению. Подростки осваивают технику направленного воображения (М. Мольц), готовят самопрезентацию, проект “Я-будущее” с последующей публичной защитой. Ключевым моментом завершающего этапа является подведение итогов Программы личностного роста. Ребята снова заполняют лист “Самооценка черт характера” (выходная диагностика). Группа выполняет упражнение “Чемодан в дорогу”. Каждому подростку все члены группы кладут в “архив” те качества, которое должны помочь ему преодолевать препятствия, и те, которые могут помешать ему. На последнее занятие подростки приносят “телеграммы” (пожелания, напутствия) и обмениваются ими. В Дневнике выполняетсяПисьмо к себе - 2. Для оценки эффективности программы в начале и в конце курсаосуществляетсядиагностика самооценки личностных особенностей подростков. Процедура заполнения карты черт характера подросткатакже предлагается учителям, работающим в этих классах. С участниками программыпроводитсяинтервью, в котором подростки даютоценку эффективности курса РПП.
Осуществление задач ранней психологической подготовки подростков к преодолению КС жизни предусматривает использование в технологическом процессеследующих процедур, приемов и методов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 281. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |