Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ?




 

Одной из важнейших характеристик личности является ее социальный статус. Социальный статус – это обобщающая характеристика положения человека в обществе. Особенностью социального статуса является то, что он соотносит социальную позицию личности с социальными позициями других людей. Поэтому социальный статус можно определить как социальную позицию, занимаемую человеком в системе социальных связей и отношений. На статусе человека отражается профессия, квалификация, занимаемая должность, национальность т.п. Поэтому, каждый человек может иметь несколько статусных позиций в обществе. Например, молодой человек может быть студентом, сыном своих родителей, членом спортивной команды, выборным лицом в студенческом совете, представителем городской элиты и др. Совокупность всех статусов каждого человека называется статусным набором. Тем не менее, выделяют главный статус, определяемый чаще всего по профессиональной принадлежности, например, учитель, врач, рабочий, банкир и т.п. В нашем примере с молодым человеком, главным статусом с точки зрения социальной позиции является статус студента. Личный статус характеризует положение индивида в малой группе, зависящего от того, как его оценивают другие участники группы. Студент, к примеру, может иметь авторитет в студенческой группе, но на первой производственной практике мнение о нем и отношение к нему могло сформироваться другое.

 Американский ученый Р. Линтон ввел понятие двух статусов – предписываемого и достигаемого. Предписываемый статус (его еще называют аскриптивным) зависит от того, к какой социальной среде принадлежит индивид по праву рождения – к высшим, средним или низшим классам, к определенным этническим, расовым и др. группам. Достигаемый статус есть результат собственных усилий человека, его творческих и профессиональных достижений, индивидуальных особенностей. Например, бывшие президенты СССР и России М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин были выходцами из крестьянских семей.

 Статус также бывает постоянным(родители)ивременным. В качестве временного может быть статус учащегося, студента или практиканта, временно неработающего или безработного. 

Понятие социального статуса близко связано с понятием социальной роли. Социальная рольэто модель поведения, объективно заданная статусом личности. Роль еще можно определить как социальную функцию, связанную с выполнением определенных прав и обязанностей, предписанных определенному статусу. Например, статус президента фирмы связан с определенными должностными обязанностями по ее управлению. Поэтому социальную роль часто рассматривают как ожидаемое, типичное поведение. В таком случае говорят о ролевом предписании и ролевом ожидании. В социологии обращают внимание также на то, как личность исполняет роль (ролевое исполнение) и насколько это исполнение (ролевое поведение) соответствует ролевому предписанию и ожиданию. Тем самым, социальная роль выступает как деиндивидуализированный образец поведения человека, имеющего соответствующий статус.

В процессе выполнения соответствующей роли может возникнуть ролевой конфликт. Р. Мертон называл ролевым конфликтом ситуацию, связанную с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей. Например, конфликт между профессиональной и семейной жизнью женщины.

Понятие «социальная роль» как бы связывает поведение личности с функционированием общества. Сторонники ролевой теории Р. Линтон, Дж. Мид, Я. Морено, Т. Парсонс рассматривали личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность тем самым есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид.

Ролевое поведение тесно связано с социальными нормами. Отступление от этих норм может привести к отклоняющемуся поведению или социальной аномии.

 

 5. КАКОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОДХОДЫ В ТЕОРИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ?

 

Во всех обществах поведение человека не всегда укладывается в рамках социальных норм. Часто его поступки и модели поведения не соответствуют социальным ожиданиям, тому, что другие рассматривают как допустимое поведение. Такое поведение принято называть отклоняющимся, или девиантным(от латинского deviatio – отклонение).Девиацияэто отклоняющееся и вступающее в противоречие с общепринятыми нормами поведение, рассматриваемое большей частью общества как предосудительное и недопустимое.

Когда в социологии говорят о девиации, то чаще всего имеют в виду его оценочное определение. Различают негативноеотклоняющееся поведение, наносящее обществу ущерб и позитивные отклонения, к которым относят различные формы социального творчества. А последнее, как форма новаторства неразрывно связано с нарушением существующих норм, типов деятельности (вспомним гонения властных структур на художников, музыкантов, литераторов времен СССР, чье искусство не отвечало принципам социалистического реализма). Этот пример показывает, что общество само решает, считать или не считать какое-то поведение отклоняющимся от нормы. Тем более что сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия, одобряемые в одних обществах, являются недопустимыми в других (сравните положение женщины в христианских и мусульманских странах). Таким образом, можно говорить об относительности девиации, причина которого в неопределенности социальных ожиданий. С точки зрения общественной морали сквернословие, несомненно, девиация, а с точки зрения культуры определенных (чаще всего маргинальных) групп использование ненормативной лексики - норма. Это вовсе не означает, что такие явления, как убийство, кражи, насилие, психические извращения, жестокое обращение с детьми могут быть одобрены в современных обществах. Если под девиацией понимают несоответствие моральным нормам, то поведение людей в приведенных примерах не соответствуют правовым юридическим нормам; оно является уголовно наказуемым деянием. В теории девиации такой тип поведения называется делинквентным.

Отклонение от социальной нормы всегда вызывается социальными причинами. Э. Дюркгейм считал, что девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку она способствует осознанию границ дозволенного и побуждает людей к подтверждению своей приверженности моральному порядку. Дюркгейму принадлежит идея аномии(от франц. anomie - беззаконие, безнормность) – такое состояние общества, в котором часть людей, зная о существовании обязывающих норм, относятся к ним негативно или равнодушно и часто перестают их выполнять. Эта проблема, по мнению ученого, порождена переходным состоянием общества – перехода от традиционного, аграрного общества, где господствует коллективное сознание и установлены строгие границы тому, чего законно мог добиваться индивид, к обществу современному, промышленному, где уже подорваны основы коллективного надзора и усиливается свобода и индивидуализм личности. В периоды быстрых общественных изменений, когда возникают новые контрактно - экономические отношения, люди перестают ориентироваться в том, что институционально разрешено, а что нет. Твердые жизненные цели, нормы и образцы поведения людей размываются. Это сопровождается дестабилизационными процессами, неустойчивостью социальных связей. В такие периоды резко усиливается уровень отклоняющегося поведения. Это состояние социальной аномии и девиации можно без труда проследить на примере постсоветской России.

Американский ученый Р. Мертон применил теорию аномии к анализу современной ему Америки. Он выделил два элемента социальной и культурной структуры. Первый связан с определением культурно предписанных целей, общих для всего общества (для Америки, например, такая социально значимая цель – стремление индивидов к высокому материально-денежному успеху). Второй элемент связан с определением социально приемлемых способов достижения этой цели (автор называет их институализированными средствами). Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь                    почти «предписанной» каждому человеку цели институализированными, правовыми способами.

 Автор рассматривает пять типов приспособления индивидов к существующим в обществе культурным целям и нормам.

Первый тип – конформность – это такой тип приспособления и поведения в обществе, когда для достижения общественно-предписанной цели используются легитимные средства ее достижения. Конформистское поведение является обязательным условием в сохранении стабильности и преемственности в развитии общества. Чем успешнее общество в экономическом развитии, тем более распространен этот тип поведения. Конформность не сопровождается аномией и девиацией.

Второй тип приспособления назван Р. Мертоном инновацией. Инновация есть следствие несовпадения элементов ценностно-нормативной структуры общества и институализированных средств достижения цели. Она возникает тогда, когда достижение желаемых целей невозможно реализовать правовыми способами. Мертон говорит, что «обращение к законным способам «добывания денег» ограничено классовой структурой на всех уровнях не полностью открытой для способных людей. Несмотря на широко распространенную идеологию «открытых классов», продвижение к «цели – успеху» является сравнительно редким и значительно затруднено для людей, имеющих формально низкое образование и незначительные экономические ресурсы» Чтобы достичь желаемого, часть этих людей готовы идти на риск и преступления.

«Ритуализм». Он связан с отказом от культурных целей при безусловном следовании институциональным нормам; их соблюдение становится почти ритуальным. Этот тип поведения распространен в условиях острого беспокойства индивидов по поводу своего статуса, (к примеру, боязнь увольнения). Один из способов уменьшения этого беспокойства – снижение уровня притязаний, по принципу: «Не ставьте высоких целей - не будет разочарований».

Ретритизм – бегство от действительности. Это отказ как от социально-значимых целей, так и от одобряемых норм поведения. К ретритистам Р. Мертон относил алкоголиков, наркоманов, бродяг – т.е. подлинных «чужаков», не разделяющих общие ценностные ориентации и чье поведение не соответствует институализированным нормам.

Последняя форма приспособления к существующим в обществе нормам – мятеж. Мятеж – это отказ от целей и норм, одобряемых обществом, но при этом предлагаются новые цели и нормы, которые устанавливаются исключительно в борьбе. Это наиболее радикальный способ адаптации, когда существующее общество по многим параметрам исчерпало себя – как с точки зрения целей, так и принятых в нем средств его изменения.

 

               IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ

1.ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ  ГРУППА?     

       Социальная группа – одна из основных составляющих социальной структуры общества. В основе объединения в группы лежит общий для всех ее участников интерес, выраженный определенным набором целей. Группы создаются для того, чтобы содействовать достижению определенных целей, желательных для всех их членов. Социальная группа – это связующее звено между отдельным человеком и обществом в целом. Но группы – это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы.

     Общество и отдельный индивид живут по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина, нравственность – являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, иначе говоря, закладываются основы социальной жизни.                                                     

       Социальная группа – совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм и ценностей, жизненных ориентаций, устойчивых образцов поведения, благодаря которым у индивидов формируется чувство групповой солидарности (ощущение «мы – группа»).

       Социальнаягруппа обладает рядом характеристик, которые очень важны с точки зрения ее целостности:

1. В социальной группе должно происходить более или менее устойчивое взаимодействие, благодаря которому связи между членами группы становятся более прочными и сохраняются длительное время.

2.Оотносительно высокая степень единства и сплоченности.

3. Однородность состава, предполагающая наличие признаков, свойственных всем членам группы.

4.Способность входить в более широкие социальные образования в качестве структурных единиц.

       Однако не любое объединение людей выступает как социальная группа. В повседневной жизни часто встречаются такие объединения, как толпа, аудитория слушателей, социальные круги и др., для которых характерно: спонтанность образования, неустойчивость взаимосвязей, отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо прием или передача информации), кратковременность совместных действий. Такие общности называют «квазигруппами» или «социальными агрегациями». Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего - либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы.

       Признаками организованности группы является наличие в ней органов управления, системы контроля, а также разграничение функций ее членов. Важным признаком организованности группы является также элемент обособления – это основа возникновения чувства солидарности, чувства «мы», а вместе с тем и основа идентичности группы. Члены данной группы отделяют себя от других, которые для них «чужие». Это может быть достигнуто с помощью различного рода атрибутов, символов и других способов отделения.

 

     2. КАКОВЫ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП?

 

       В зависимости от характера отношений и связей индивидов выделяют группы первичные и вторичные. Под первичной понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборот американским социологом и социальным психологом Ч. Кули. В первичных группах преобладают экспрессивные связи, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним. Мы рассматриваем своих друзей, членов семьи, возлюбленных как самоцель, любя их такими, какие они есть. В таких группах ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга прежде всего как личности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребности в общении. В рамках первичных групп мы испытываем такие чувства, как взаимопонимание, любовь, безопасность и ощущение благополучия в целом.

       В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально деловой характер. Во вторичных группах превалирует инструментальный тип связи, поскольку здесь индивиды рассматриваются как средства достижения цели, а не как самоцель взаимного общения. В такой группе не обязательны дружеские личные контакты с другими членами, но все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. Например, продавец как член коллектива работников магазина должен быть внимательным и вежливым, даже когда клиент не вызывает у него симпатии, или член спортивной команды при переходе в другую команду знает, что взаимоотношения с коллегами у него будут сложными, но зато перед ним открывается больше возможностей для достижения более высокого положения в данном виде спорта.

       Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп. Спортивная команда, производственная бригада, школьный класс или студенческая группа всегда внутренне разделены на первичные группы индивидов, симпатизирующих друг другу, на тех, у кого межличностные контакты более часты. При руководстве вторичной группой, как правило, учитываются первичные социальные образования, особенно при выполнении единичных заданий, связанных с взаимодействием небольшого числа членов группы.

       По размеру или численности выделяют группы малые и большие. Большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Непосредственные связи между всеми членами большой группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает опосредованное взаимодействие. К ним относятся социально-классовые, профессиональные, политические, религиозные, этнические и другие группы. Как правило, они состоят из малых групп. От малой группы ее отличают: значительное число членов, отсутствие обязательных личных контактов, относительно малая степень сплоченности и организованности.

       Малая группа – это малочисленная социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом. Например, производственная бригада, где все друг друга знают и общаются между собой в ходе работы – это малая группа. С другой стороны, коллектив предприятия, где работники не имеют постоянного личного общения, - это большая группа. О студентах одной группы, имеющих друг с другом личный контакт, можно сказать, что это малая группа, а обо всех студентах института – большая группа.

 Во всех отношениях между членами малой группы выступает элемент личного знакомства, приводящий к тому, что взаимодействия никогда не являются полностью обезличенными, что имеет место в больших группах, где воздействия людей друг на друга в основном анонимны. В малых группах создается вид связи между членами, создающий большие возможности полной идентификации члена с группой, чем в больших группах. Наличие непосредственных контактов формирует развитое чувство принадлежности индивида к группе, особые групповые ценности и нормы.

       Иногда малые группы отождествляют с первичными, что не совсем справедливо, ибо не всякая малая группа является первичной. Существуют в высшей степени формализованные группы, отношения в которых регулируются строгими служебными предписаниями. Например, экипаж самолета, космический экипаж, воинское подразделение. Что касается большой группы, то она может быть только вторичной.

       По способу и характеру организации выделяют группы формальные и неформальные. Формальная группа (официальная) – это группа, обладающая определенным правовым статусом. В таких группах отношения и взаимодействия устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями). Например, в производственной организации характер взаимодействия обусловлен как особенностями технологического процесса, так и административно-правовыми нормами. Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции. Эти функции не существуют сами по себе: они воплощаются в виде предписаний, содержащихся в инструкциях и других нормативных актах.

       Взаимодействие в формальных группах нередко носит обезличенный характер. Это обусловлено в первую очередь необходимостью сохранения жизнеспособности социальной группы. Если кто-то из ее членов выбывает, то на смену ему может прийти любой другой человек, поскольку в формальных группах важны не столько индивидуальные качества, сколько способность выполнять определенные функции.

       Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их объединение осуществляется главным образом за счет авторитета, а также фигуры лидера. Примерами неформальных групп являются дружеские компании, объединения «неформалов» среди молодежи, любителей рок-музыки и т.д. Отношения внутри неформальной группы регулируются внутренними факторами. Неформальная группа формируется в основном за счет стремления отдельных людей к контакту. Между ее членами естественным образом устанавливаются эмоциональные отношения, основанные на любви, дружбе, привязанности, доверии. Естественно, это не означает, что неформальные группы исключают негативные (ненависть, зависть) и агрессивные эмоции (стремление соперничать). Однако эти чувства обязательно должны сочетаться с положительными, уравновешиваться ими; если этого не происходит, то группа распадается. В любой формальной группе нередко возникают неформальные отношения между членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. Этот фактор играет важную роль в скреплении группы.

       Референтные группы. Личность испытывает многообразные воздействия со стороны различных групп. Но нельзя не заметить, что одни группы существенно оказывают влияние на личность, другие – незначительно. Сила влияния той или иной группы на человека зависит от множества факторов. Наибольший эффект наблюдается в тех случаях, когда социальная группа является референтной (эталонной) для данной личности. Референтная группа означает реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения и ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Референтная группа может быть или не быть группой, к которой принадлежим мы сами. Подросток, играя на гитаре или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезд или спортивных кумиров. Работник в организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства.

       Референтные группы выполняют как нормативные, так и сравнительные функции. Поскольку нам хотелось бы видеть себя полноправными членами какой-нибудь группы (или мы стремимся к членству в какой-то группе), мы принимаем групповые стандарты и принципы. Мы «культивируем в себе» соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы. Поведение индивида задается принадлежностью к конкретной группе. Например, эмигрант, приезжающий в другую страну, пытается как можно быстрее освоить нормы, традиции, культуру коренных жителей, чтобы быть принятым в их общество. Мы также используем стандарты своей референтной группы для оценки самих себя как эталонную отметку, по которой мы оцениваем свою внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень.

       Возможны также и негативные референтные группы, по отношению к которым тот или иной индивид находится в дистанцировании. Это группы, которые символизируют что-либо неприемлемое для данного индивида.

                      3.ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ И БРАК?

         Семья и брак относятся к тем явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая современным обществом, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.

       Семья представляет собой социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и строят совместную жизнь на основе экономического сотрудничества и заботы о детях. Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу. Понятия «семья» и «брак» в социологии тесно связаны между собой и переплетены, но не тождественны. Брак всегда остается только социальным институтом, а семья сочетает в себе черты социального института и малой социальной группы.

       Как социальный институт семья обладает моральным и правовым узаконением, общественной и государственной поддержкой, характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми и другими родственниками (например, между братьями и сестрами). При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, специфичные для определенного типа культуры или социальных групп, характерные роли и распределение власти в семье. При анализе семьи как малой социальной группы основное внимание обращается на специфику формальных и неформальных санкций в сфере брачно-семейных отношений, выяснению причин и мотивов, вследствие которых люди женятся, любят или ненавидят, стремятся, иметь детей или не иметь их, а их брачный союз оказывается устойчивым или неустойчивым, счастливым или нет.

       Современная социология классифицирует исторические формы брака по нескольким основаниям.

       1. В зависимости от размеров и структуры брачной группы различают моногамию (брачный союз одного мужчины и одной женщины) и полигамию (брачный союз более чем двух партнеров). Разновидностью полигамии были полигиния (многоженство), полиандрия (многомужество) и различные формы группового брака (брачный союз нескольких мужчин с несколькими женщинами).

       2. В зависимости от способов выбора брачного партнера различают брак экзогамный, когда член группы обязан выбирать брачного партнера вне своей группы, и брак эндогамный, когда возможный выбор супруга ограничивался рамками своей собственной группы. Первоначально границы «своей группы» совпадали с границами рода или племени, а затем, по мере развития общества, постепенно расширялись до рамок этнических, расовых, религиозных, сословных, территориальных, классовых общностей.

       Классификация исторических типов семьи также производится по различным основаниям.

       1. По родственной структуре семья может быть нуклеарной и расширенной. Нуклеарная семья включает в себя только два поколения – родителей-супругов и их детей и является формой моногамного брака. Расширенная семья включает в себя три и более поколений, которые, проживают совместно и ведут общее хозяйство.

       2. По структуре распределения власти между супругами выделяют семьи, в которых главные решения единолично принимает один из супругов (патриархальные, матриархальные), и эгалитарные, в которых жизненно важные решения принимаются супругами совместно.

       3. По месту жительства различают семьи патрилокальные (супруги живут в семье родителей мужа, ведут с ними одно домохозяйство), матрилокальные (супруги живут в семье родителей жены) и неолокальные (супруги живут отдельно от родителей). Семья, характеризующаяся как нуклеарная, эгалитарная, неолокальная, является формой семьи, наилучшим образом приспособленной к современному индустриальному обществу.

       Семья выполняет определенные функции, отражающие как социальную значимость семьи, так и ее индивидуальные потребности в различных сферах. Важнейшими традиционно считаются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреационная функции.

       Репродуктивная функция. Если общество хочет сохранить себя, оно должно воспроизводить новых членов. И общество обычно стимулирует своих граждан к деторождению. Современная демографическая ситуация в России вызывает озабоченность: происходит снижение рождаемости, старение населения, увеличивается число однодетных и бездетных семей, растет внебрачная рождаемость.

       Воспитательная функция (функция первичной социализации). Эта функция тесно связана с репродуктивной. Семью нельзя заменить никакими социальными институтами, она жизненно необходима для нормального, полноценного развития ребенка. Для естественного формирования многих социально значимых качеств ему необходимы внимание, забота, тепло, непосредственный эмоциональный контакт, прежде всего с матерью и с взрослыми. Семья играет роль главного передатчика культурных норм общества, связывает индивида с «большим» миром.

       Хозяйственно-экономическая. Эта функция характеризуется следующими аспектами семейных отношений: ведением домашнего хозяйства, составлением и использованием домашнего бюджета, организацией семейного потребления, проблемой распределения домашнего труда, поддержкой и опекой над престарелыми и инвалидами и т.д.

       Рекреационная функция. Эта функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Семья должна быть «оазисом» спокойствия, уверенности, безопасности, психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетичные моменты, организацию семейного досуга и отдыха, общую культуру семейных отношений.

       Социально-статусная. Семья дает индивиду статусы, которые ориентируют его на множество межличностных отношений, включая отношения с родителями (родитель – ребенок), с братьями и сестрами, с родственниками (тетями, дядями, бабушками и дедушками), а также на национальную, расовую, религиозную принадлежность к конкретному сообществу людей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...