Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Физическая картина мира в ее развитии.(4 часа)




Планы семинарских занятий.

Тема № 1. Естествознание как единая наука о природе.

1. Понятие естествознания. Виды естественных наук, их цель и предмет. Методология естествознания.

 2. Принципы координации и субординации составных частей естествознания

3. Математика как необходимый универсальный язык точного естествознания

4. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Проблема двух культур и

роль курса «Современная научная картина мира».

 5. Естественнонаучная картина мира (ЕНКМ) и ее главные компоненты.

6. Закономерный характер развития естествознания. Четыре глобальных естественнонаучных революций и их закономерный характер.

 

                                          Литература

 1.Горбачев В. В. Концепции современного естествознания. М., 2008.                                                                                                                                                                                2. Горбачев В. В., Безденежных Концепции современного естест­вознания. М., 2004                                                                                                                                 3. Суханов А. Д., Голубева О. Н. Концепции современного естест­вознания. М., 2004.

4. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. М., 2004. .

5.Гуляев С.А., Жуковский В.М., Комов С.В. Основы естествознания. Екатеринбург,2001.

6.Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2006.

7.Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Екатеринбург, 2004.

8.Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2008.

9.Иконников Н.И. Концепции современного естествознания. М., 2008.

10. Концепции современного естествознания под редакцией С.А.Лебедева. М., 2007.

11. Философия естественных наук под редакцией С.А.Лебедева. М., 2008.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Естественнонаучный и гуманитарный подходы и их единство при построении картины Мира.

2. Философия науки. Структура научного познания: эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

3. Математика как необходимый универсальный язык точного естествознания. Ключевые источники естествознания. Естествознание как система.

4. Важнейшие закономерности развития естествознания. Глобальные научные революции

 

 

Примерный план докладов и рефератов:

 

Естественнонаучный и гуманитарный подходы и их единство при построении картины Мира.

Две культуры по Ч. Сноу. Их сходство и различия. Цивилизационная значимость естествознания. Человек и природа. Классическая и неклассическая стратегии естественнонаучного мышления. Естествознание как трансдисциплинарная отрасль научного знания. Отличие междисциплинарных отношений от трансдисциплинарных отношений. Примеры междисциплинарных отношений. Значение синергетики. Возможности ее применения в гуманитарных исследованиях.

 2.Философия науки. Структура научного познания: эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

Основные этапыразвития философии науки: позитивизм, неопозитивизм, философия науки во второй половине ХХ в.Специфика научного познания. Два уровня естественнонаучного познания. Соотношение эмпирического и теоретического уровней. Способы эмпирической проверки знаний: верификация и фальсификация. Понятие решающего эксперимента.

Математика как необходимый универсальный язык точного естествознания. Ключевые источники естествознания. Естествознание как система.

 Место математики среди наук и искусств. Основные черты математики и ее особенности.

 Математика и реальность. Связь математики и естествознания. Выдающиеся философы, физики и математики о связи математики и естествознания.

 Понятия суммативного и системного множеств, эмерджентности. Составные части естествознания. Принцип координации и субординации составных частей естествознания. Холизм и редукционизм.

Важнейшие закономерности развития естествознания. Глобальные научные революции.

Естественнонаучная картина мира. Четыре глобальные естественнонаучные революции и их закономерный характер.

Структура научных революций по Т. Куну. Что такое « нормальная наука»? Определение парадигмы и исследовательской программы.

Научно – техническая революция. Ее основные достижения: создание атомной бомбы, выход в космос, нанотехнологии, квантовый компьютер, использование новых материалов и химических соединений, сверхпроводимость. Роль современного естествознания в достижении каждого из этих результатов.

 

Тема № 2.

Физическая картина мира в ее развитии.(4 часа)

1. Понятие физической картины мира.

2. Физическая наука в античной, средневековой науке и классической физике.

3. Развитие физической картины мира в теории относительности, квантовой механике и физике элементарных частиц.

4. Основные понятия и принципы электромагнитной картины мира (ЭМКМ). Трудности ЭМКМ.

 

 

Темы докладов и рефератов:

 

1. Важнейшие закономерности развития естествознания. Глобальные научные революции.

2. Пространство и время в классической физике. Эволюция этих понятий от древности до современности.

3. Механистическая картина мира. Труды И. Ньютона.

4. Теория относительности Эйнштейна – мост между механикой и электромагнетизмом.

5. Античная наука. Картина мира Аристотеля.

 

Примерный план докладов и рефератов.

1.Важнейшие закономерности развития естествознания. Глобальные научные революции.

Естественнонаучная картина мира. Четыре глобальные естественнонаучные революции и их закономерный характер.

Структура научных революций по Т. Куну. Что такое « нормальная наука»? Определение парадигмы и исследовательской программы.

Научно – техническая революция. Ее основные достижения: создание атомной бомбы, выход в космос, нанотехнологии, квантовый компьютер, использование новых материалов и химических соединений, сверхпроводимость. Роль современного естествознания в достижении каждого из этих результатов.

 2.Пространство и время в классической физике. Эволюция этих понятий от древности до современности.

 Система мира античных философов. Измерения Земли и неба. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Материальное единство небесного и земного с точки зрения механики Ньютона.

Специальная теория относительности (СТО), ее основные принципы. Принцип соответствия.

Общая теория относительности (ОТО). Принцип эквивалентности.

Концепция единого пространства-времени. Понятия пространства, времени и материи.

Структурные уровни организации материи.

Фундаментальные взаимодействия в физике. Попытки построения Теории Всего Сущего (ТВС).

3.Механистическая картина мира. Труды И. Ньютона.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Черты их сходства и различия. Материальное единство небесного и земного с точки зрения механики И. Ньютона.

Абсолютное пространство и абсолютное время. Механика дискретных объектов и описание их движения. Законы сохранения в классической механике и принцип наименьшего действия. Законы Ньютона – Галилея. Принцип дальнодействия. Классический лапласовский детерминизм.

4. Теория относительности Эйнштейна – мост между механикой и электромагнетизмом.

 Открытия в области электричества и магнетизма начала 19 столетия. Опыт Майкельсона – Морли. Принцип относительности Галилея и электромагнитные явления. Принцип близкодействия.

Специальная теория относительности, ее основные принципы. Принцип соответствия.

Общая теория относительности. Принцип эквивалентности. Определение понятия поля. Законы Фарадея – Максвелла. Электромагнитное поле. Гравитационное поле. Электромагнитная картина мира.

 

                                     Литература

                                     

1.Гуляев С.А., Жуковский В.М., Комов С.В. Основы естествознания. Екатеринбург,2001.

2.Бабушкин А. Н. Современные концепции естествознания. Лекции. Екатеринбург, 1998.

3.Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. М., 2008.

4.Горелов А. А. Концепции современного естествознания. М., 2004.

5.Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 2006г.

6.Концепции современного естествознания. Авторский коллектив под руководством Самыгина С. И. Ростов-на-Дону, 2001.

7.Найдыш В. М. Концепции современного естествознания. М., 2007.

 

 

Тема № 3. Квантовая механика и физическая реальность.

1. Формирование идеи квантования физических величин ( заряда, энергии, импульса).

2. Корпускулярно - волновой дуализм света и вещества. Принцип дополнительности Бора.

3. Соотношение неопределенностей и границы применимости классической механики.

4. Описание состояния и движения микрообъектов в квантовой механике.

5. Основные понятия и принципы квантово-полевой картины мира (КПКМ) и их краткая характеристика.

6. Самоорганизующиеся системы и модели описания их эволюции.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ К СЕМИНАРУ№ 3.

    1. Уровни организации материи. Микро- , макро- и мега- миры.

 

2. Цивилизационная значимость и методологические уроки квантовой физики

     3.Фундаментальные взаимодействия и константы во Вселенной. Проблема единства физики на пути к Великому объединению.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 387.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...