Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос: Концепции, признающие решающую роль познания в человеческой жизнедеятельности.




В истории философской мысли есть подход с мощной традицией, для которого познание - это своеобразная вершина человеческой деятельности, отличающая подлинно человеческое существование. Поэтому для представителей этого подхода познание - отправная точка и та призма, сквозь которую оценивается все происходящее в человеческой жизни. Авторитетнейшей фигурой этого похода является Э.Гуссерль. Принимая во внимание всю прошедшую историю человечества он выделяет два возможных способа отношения человека к миру , две жизненных установки - практическую и теоретическую. Практическую установку он нередко называет мифо-религиозной и по сути отождествляет их, соединяя в понятии мифо-практической установки.

Главный признак теоретической установки, по Гуссерлю, в том, что она целиком и полностью непрактична.

Итак, в рассматриваемой концепции теоретико-созерцательная установка (=познавательная деятельность как таковая) прямо противоположна по своей сути практической (утилитарно-практической, мифо-практической); тем самым познание сопоставляется, а точнее, противопоставляется практике. Любопытно, какие характеристики он придает познанию и практике, анализируя их различия.

И современная, и вся предшествующая европейская философия свидетельствуют о том, что Гуссерль далеко не одинок в своих убеждениях. Из современных философов обратим внимание на аргументы в пользу подобного же подхода К.Ясперса (1883-1969), одного из выдающихся мыслителей ХХ столетия.

Итог наших размышлений этому вопросу таков. При оценке места и роли познания в человеческой жизнедеятельности достаточно разнообразны концепции, которые придают познанию решающую роль. С теоретико-познавательным отношением связывают собственно человеческое отношение к миру, свойственное современному типу человека. При этом познание противопоставляется практике. Первенство и приоритет в развитии теоретико-познавательного отношения к миру авторы подобных концепций отдают европейской, западной культуре.

Вывод: 1. Логически первый шаг в философском осмыслении познания заключается в решении вопроса о месте и роли познания в целостной структуре человеческой деятельности. На этот счет существует множество позиций, которые группируются в два основных подхода - сторонники одного из них признают решающую роль познания (Кант, Гегель, Гуссерль, Ясперс и др.), сторонники другого отрицают таковую (Маркс, Ницше, Фрейд и др.). Мотивацию этих подходов следует искать в жизненных обстоятельствах мыслителей.



Вопрос: концепции, отрицающие решающую роль познания.

Среди концепций, которые принципиально иначе оценивают роль теоретической, познавательной деятельности в человеческой жизни и в истории человечества, в первую очередь следует назвать марксизм, понятый как целостное философское учение, представленное именами К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина.

Начиная с самых первых своих работ, Маркс категорически не приемлет идеи мирового господства теории.

Противоположная позиция заключается в том, что теоретическая деятельность (= познание), понятая как мыслительная активность, связанная с продуцированием идей, не самоценна и уж тем более не играет той революционизирующей роли, о которой возвещают философы-теоретики. Производство идей первоначально вплетено в материальную деятельность людей, которая несколько пренебрежительно называется теоретиками естественной, наивной, повседневной, утилитарной, а Фейербахом толковалась в грязно-торгашеском духе. Именно она (материальная деятельность) создает условия для жизни.

работы М.Н.Руткевича и И.Я.Лойфмана Главный принцип, которого придерживаются данные авторы в отношении интересующей нас проблемы, состоит в следующем, а именно: понять познание можно только через сопоставление с практикой, а также их связь с исходными категориям философии - материей и сознанием. Реализуя этот принцип, они рассматривают ...практику и теорию (теоретическое познание) как единство противоположностей, причем такое единство, в котором практике принадлежит доминирующая роль; при этом практика понимается как материальное освоение , а познание как идеальное освоение действительности.

Значит, философско-гносеологический взгляд на любой конкретный вид человеческой деятельности и на ее целостность предполагает, с их точки зрения, выделение в нем практического и познавательного элементов.

В рамках тех подходов, где отрицается решающая роль познания, как правило, на его место выдвигают прямо противоположную по характеру деятельность - практику. При этом для характеристики познания используют те же признаки, о которых шла речь при раскрытии первого вопроса, а именно: идеальность, теоретичность, интеллектуализм, непременное присутствие критического момента, ориентацию на достижение истины. Немаловажное обстоятельство, которое следует подчеркнуть в выводах, - полярность взглядов на роль познания в человеческой деятельности трудно объяснить, замыкаясь только на логике аргументов, ни один из рассмотренных подходов нельзя упрекнуть в нелогичности, надо оценивать и взвешивать роль мотиваций и жизненных обстоятельств сторонников того или иного подхода.

Итак, и признание решающей роли познания и отрицание таковой имеют под собой вес не только философских аргументов, но, прежде всего, существенные жизненные реалии. Поэтому вряд ли здесь пройдет попытка разделить сложившиеся концепции по удобному принципу - правильные или неправильные.

Обзор философских позиций позволил обозначить широкий спектр видов деятельности (в первую очередь, практика, жизнь, бессознательные инстинктивные влечения, отношения-встречи, забота о себе и пр.), по отношению к которым и определяется специфика познания










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...