Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия античного скептицизма.
Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном (испытавшем влияние раннего буддизма), затем средней академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик). Отвергали познаваемость жизни. Принципиально избегали каких-либо оценок. Бытие многообразно и текуче. У него нет смысла. Живи как хочешь. Всякое суждение есть вместе с тем и отрицание… подлинная философия – молчание. Следуйте «миру явлений», сохраняйте внутренний покой. Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть — это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа — это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.
Философия неоплатонизма и стоицизма. Неоплатонизм Плотин (204\205-270). Стремились дать философскую картину всего сущего: Мир устроен иерархически: Единое-Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место принадлежит Единому Благу (Бог) – оно подлинно первосущее. Все идущее от блага прекрасно… Познать его можно не рациональным путем, а только в сверхразумном экстазе. Единое Благо (Бог) «изливается» (эманация), образуя Мировой Ум. Единое существует по средством Ума. Эманация ума приводит к Мировой душе, она производит все живые существа. Материя – низшая форма бытия, она костна, все зло от материи. Идеи - первообраз всех вещей. Основная задача человека – прочувствовать свое место в космосе. Люди – актеры, сценарист – мировой ум. Стоицизм С 3 в. до н.э. до 3 в. Зенон Китийский (333-262 до н.э.), Клеанф (330-232 до н.э.), Хризипп (281-208 до н.э.) – ранние Сенека (3\4 до н.э. – 64), Марк Аврелий (121-180) – поздние Главный вопрос – место человека в мире. На первый план выдвигали идеи долга, благоразумия, справедливости Стоическое понимание долга: соответствие природе, бесстрастное повиновение судьбе. необходимость культивировать добродетели При невозможности жить разумно и морально считали оправданным самоубийство. Человек подвластен року, судьбе. Фатализм. Смысл жизни. Лектон (смысл) – осуществляется во внутренней жизни человека, создавая состояние душевного покоя и невозмутимости. Страсти мешают счастливой жизни. Их надо контролировать с помощью добродетелей, которые вырабатывает разум. Этический идеал стоиков – мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия) и независимый от внешних обстоятельств.
Характерные черты античной философии: Синкретична – слитность философских проблем (еще не разделена, не систематизированна) Космоцентрична – охватывает весь космос, в том числе и мир человека Пантеистична – Космос считает абсолютным божеством, ему – главное внимание. Выработала понятийный аппарат, почти не выработала законов. В основном это логика общих имен. Этика добродетелей, а не ценностей Функциональна – стремление найти для человека путь к счастью. Патристика (2-6 вв.) – период создания христианской теологии. Важнейшие положения учения были разработаны «святыми Отцами и Учителями церкви» Василий Кесарийский, Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Святой Иероним (переводчик Библии на латынь), Аврелий Августин (Блаженный) На Никейском (325 г.) и на следующем — Константинопольском (381 г.) соборах разработана догматика христианства и Символ веры. Важнейшие задачи: упорядочением различных сторон церковной жизни, углубленная разработкой вероучения и философии христианства. Аврелий Августин (354-430).Создал образцовую теологическую теорию Все символизирует Бога. Бог – подлинное бытие, он вечен. Остальной мир временен. Основной упор на свободу воли человека. Ключевой идеей размышлений Августина можно считать: «Познай Бога и собственную душу» Чем лучше познает человек самого себя, тем ближе он становится к Богу. Размышление над прожитым, словесное проговаривание своих ощущений и переживаний, хотя бы и мысленное, — таков основной путь самопознания. («Исповедь») О природе зла и свободе воли Августин отрицает дуализм, т.е. признание добра и зла в качестве двух равноправных субстанций. Зло не субстанциально, не имеет собственных источников существования. Оно не есть бытие, но лишенность бытия, его отсутствие. Августин выделяет три уровня зла: метафизический, моральный, физический. С метафизической точки зрения зла как такового нет в Космосе. С точки зрения моральной зло есть нарушение человеком божественных заповедей, т.е. грех. Отпадение от добра и есть коренной источник порочной воли. Добро есть «норма бытия», зло — изъян, нарушение нормы. С точки зрения физической зло представлено болезнями, недугами и наконец смертью. Причина этого вида зла вполне определенна — она в грехопадении первых людей. О граде Божьем Главная добродетель – любовь к богу. Заслужившие спасения образуют Град божий (Истинная Церковь, сообщество праведных). Он противостоит Граду земному (граду диавола) - людям, живущим вне благодати, под воздействием страстей. 6 возрастов человечества: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость. Второе пришествие – конец Града Земного Эсхатология – учение о конце света Историю Августин мыслит не в замкнутой цикличности, но в поступательном движении к максимальному нравственному совершенству, к эпохе, когда победит божественная благодать. Тогда люди обретут состояние «невозможности грешить». Смысл истории — нравственный прогресс. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |