Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исторические формы диалектики.




Для Сократа и софистов – это искусство аргументации, наука логики (Сократ, софисты).

Для Гегеля – это логика идей, использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время эта сама закономерность.

Марксизм: диалектика – внутренняя закономерность развития всего сущего. Противоречивость всего сущего. В борьбе тезиса и антитезиса происходит синтез, рождается принципиально новое.

  Диалектический (спекулятивный) метод Гегеля

Метод саморазвития и самопознания абсолютной идеи (и всех идеальных систем, и материальных – как производных от идеальных)

Метод описания процесса саморазвития абсолютной идеи

Законы диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон перехода количественных изменений в качественные (важнейшие категории: мера, скачек)

Закон отрицания отрицания.

Философия истории:

Человеческая история – постоянный процесс развития, она прогрессивна

Главный критерий прогресса – «нарастание свободы в обществе»

Прогресс осуществляется через прогресс духа отдельных народов.Абсолютная идея по отношении к истории проявляется как мировой разум.

Развитие происходит с Востока на Запад:

Восточные народы. На Востоке свободным был один человек – деспот.

 Греко-римские народы. Свободна элита, меньшинство.

 Германо-христианские народы. В Германии свободны все. Идея об избранности германских народов.

Фатализм. Все было предусмотрено и предрешено. Все имеет свои объективные причины.

Чем больше мы знаем, тем мы свободнее (Свобода – осознанная необходимость). Наша свобода – в осознанном следовании логики развития абсолютной идеи.

Историческая личность – личность, обладающая способностями улавливать и воплощать абсолютную идею, действовать в согласии с логикой развития мирового разума.

Историческая личность может нарушать моральные нормы и законы, она стоит выше закона.

   Общие черты философии Гегеля

бог = философствующий ум, который только в совершенной философии достигает своего собственного абсолютного совершенства

диалектика: сущность проявляется, явление существенно

природа и человеческая жизнь – проявление абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем

цель абсолютной идеи – самопознание – 3 этапа:

1. пребывание в себе, в стихии чистого мышления,

2. «Инобытие» - явление природы,

3. развитие в истории человечества – история духа. идея развития: от высших форм к низшим, переход количественных изменений в качественные, источник развития – борьба противоположностей – это принцип всякого самодвижения. Основное противоречие: философия Гегеля – последнее слово в истории самопознания абсолютной идеи.

 

Философия А. Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр (1788-1860)

«Мир как воля и представление» последователь Канта. Сторонник волюнтаризма (воля – высший принцип бытия). Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление берется в развитом виде. В историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса насекомых. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без объекта». Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы (для нас). Вторая составляющая мира - воля, некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. Шопенгауэр различает стадии активизации воли. Волевые начала:

1. притяжение,

2. магнетизм,

3. химизм (неорганические).

На живом уровне высшая стадия – 4. мотивированная воля (у человека). Мотивы могут вступать в борьбу. Существует исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Абсолютна слепая воля проявляется на уровне неорганической природы. Прорывается в органический мир в поисках пищи. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир.

Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. «Все к худшему в этом худшем из миров» (в противоположность Лейбницу). Философия глобального пессимизма. Говорил о упанишадах и буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии.

Крайне негативно относился к христианству. Осознав такое устройство мира человек может сознательно укротить свою волю. Самоубийство - уход из жизни, из-за того что жизнь не удовлетворяет его потребности. Общий потенциал злой воли в результате самоубийства не меняется. Нужно пытаться укрощать свои потребности.

Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Провозглашает приоритет художника как гения по природе. Классификация родов и видов искусств (для Гегеля литература является высшим видом искусства, более всего духовного). Для Шопенгауэра наоборот, ближе к проявлению сил природы изначальный порыв воли - музыка. Слова затуманивают. Динамика человеческой воли, кристаллизирующаяся в музыке, отражает динамику культуры.

 

 

Философия Ф. Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) — немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения.

Философия Ницше не организована в систему. Волю к системе Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают всевозможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и так далее. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.

Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов»[6], тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни и разложения. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называет «сверхчеловеком».

В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы быть способными управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчёт о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.

 

22.Основные философские идеи К.Маркса и Ф.Энгельса.
Карл Маркс (1818-1883); Фридрих Энгельс (1820-1895)

Три составные части марксизма: 

политическая экономия,

философия

научный коммунизм.

Философия сводится к двум составным частям:

диалектическому материализму (философия марксизма есть материалистическая философия по методу решения основного вопроса философии и диалектическая по своему методу).

историческому материализму (одна из разновидностей диалектического материализма, диалектический материализм в применении к обществу).

Возникает марксизм в первой половине 40-х годов XIX века под влиянием рабочего движения и естественнонаучных открытий, в процессе критики идеалистической философии Гегеля и метафизического материализма Л. Фейербаха. Духовными источниками философии марксизма являются английская политэкономия (А. Смит), французский социализм-утопизм (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) и немецкая классическая философия (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).

Маркс был одним из последователей Гегеля. Но Гегель – идеалист, Маркс – материалист.

Сторонник диалектического метода Гегеля. Принцип единства и борьбы противоположностей, по мнению Маркса и, оказался принципом, применяя который можно объяснить наличие в мире движения, не прибегая к первотолчкам, неподвижным перводвигателям, ньютоновским и вольтеровским часовщикам и т. д.

Материя имеет начало движения в самой себе. Этим началом движения является принцип единства и борьбы противоположностей – основной закон диалектики.

Материалистическое понимание общества:

Главный вопрос: возможны ли объективные, всеобщие законы в обществе, где каждый человек действует в соответствии со своими собственными установками?

 

Внешний мир:

природа

то, что создано людьми из природы по средством труда.

сферу общественного труда можно описать научно (это политэкономия)

4 сферы общества (материальное производство, социальная, духовная, управление) определяются экономикой, но они образуют единое целое и взаимодействуют.

сознание как идеально-регулятивная подсистема деятельности является вторичной по отношению к материальным факторам, оно само не является субстанцией, а только модусом деятельности;

материальное производство или производство вещей первично перед «производством «форм общения» людей»;

не идеи правят миром, а наоборот, идеи есть отражение объективных материальных явлений, закономерностей, проистекающих в мире.

Люди живут, действуют и производят средства к жизни, этим отличаются от животных.

 

Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» – повторил знаменитое определение американского этнографа Тэйлора:

«Человек есть животное, производящее орудия труда».

Обезьяна может взять палку и сбить банан, если он висит высоко. Но ни одна обезьяна, даже самая умная, не может взять топор, срубить дерево и изготовить из него эту палку.

 

Не разумная деятельность, не наличие свободы, не общественный или религиозный характер, а способность производить орудия труда – вот сущность человека.

Классовая теория

Разделение труда ведет к росту производительных сил.

Уровень производительных сил, по Марксу, является критерием прогресса

По мере развития производительных сил происходит расслоение людей на бедных и богатых: у одних образуется собственность, у других этой собственности нет. Образуются классы – группы людей, отличающиеся друг от друга по признаку наличия или отсутствия у них средств производства.

Классы начинают друг с другом бороться. В результате появляется противоречие между уровнем производительных сил и организацией производственных отношений – основное противоречие общества.

Формационная теория: 

общественно-экономическая формация – ступень (этап) общественного развития, характеризующуюся определенным способом производства

 

ЭКОНОМИКА (базис)

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (надстройка)

 

история человечества есть история развития способа производства, производственные отношения образуют ее сущность

5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (антагонистические и неантогонистические формации)

в каждой формации общество делится на антагонистические классы, которые между собой борются, классы различаются по их отношению к собственности на средства производства.

переход от одной формации к другой – это революционная смена качества.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...