Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Личностные качества творческой личности.
Творчество — это такое отношение к деятельности, результатом которого является создание новых, оригинальных или более совершенных материальных и духовных ценностей. В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции: • выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку неизвестен; • реализует право личности на свободу, выход за пределы «обязательного»; • является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности. Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек в любом виде деятельности на какое-то время может стать творцом. Тем не менее, существуют люди, которые используют оригинальные способы решения любых жизненных задач. Это творческий тип личности. Особенностью творческой личности является креативность.Креативность — это интегративное качество психики человека, которое обеспечивает удовлетворение потребности в исследовательской активности. Креативной личности присущи следующие свойства: • когнитивные — чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в системе, комплексно; развитое воображение и фантазия; • эмоциональные — высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности; чувства радостного волнения, бодрости; • мотивационные — потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости; • коммуникативные — инициативность, склонность к лидерству, спонтанность действий. Креативность активно стала изучаться после опубликования работ американского психолога Дж. Гилфорда, когда он выделил: • конвергентное мышление — идет по одному руслу и находит только одно решение; • дивергентное мышление — допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам. Дивергентное, то есть творческое мышление, и лежит, по мнению Гилфорда, в основе креативности. В отличие от конвергентного мышления, оно имеет свои особые черты: • подвижность — способность мышления к обнаружению и постановке проблем; для творческих людей не составляет труда перейти от одного аспекта к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения; • пластичность — творческие люди предлагают множество решений проблемы, обладают семантической (языко вой) спонтанной гибкостью; способны к генерированию большого количества разнообразных идей; • оригинальность — способность мышления продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность увидеть в объекте новые признаки, найти ему новое применение. Креативные способности не создаются, а как-бы высвобождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставляет окружающая среда для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Основные параметры творческой личности: · интеллектуально-творческая инициатива; жажда познания и преобразования; · чувствительность к проблемам, ко всему новому; склонность к нестандартному решению задач; критичность ума, то есть стремление к оценке, выявлению недостатков; самостоятельность в поиске путей и выборе способов решения возникающих проблем..
Процессуальные характеристики творчества. Творчество как деятельность включает в себя все ее компоненты: цель, содержание, формы и методы. Творческий подход к деятельности затрагивает все подсистемы личности и сферы ее жизни. Обращение к творчеству соответствует природной и социальной сущности человека, его потребности в познании и преобразовании окружающего мира, в общении и взаимодействии с другими людьми. Процессуальные характеристики творчества включают в себя: интерес, замысел, состояние предрешения, подготовку к реализации решения, озарение, решение, проверку. По отношению к себе процессуальные характеристики творчества отражают реализацию человеком своего личностного роста и такими понятиями, как «самотворчество», «самосовершенствование», «самосозидание». В любом творческом процессе «работают» такие интеллектуальные способности, как способность наблюдать, сравнивать, анализировать, комбинировать, импровизировать, обобщать, систематизировать, делать выводы и заключения. Но поскольку творчество осуществляется в конкретных социокультурных условиях, общий алгоритм творчества всегда спроецирован на конкретную сферу деятельности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 204. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |