Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основы медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий химических аварий




Организация медико-санитарного обеспечения при химических авариях может быть эффективной лишь при условии предварительного планирования и всесторонней подготовки.

Мероприятия по ликвидации последствий крупных промышленных аварий и катастроф на химически опасных объектах народного хозяйства осуществляются на основе плана, разработанного в соответствии с «Типовым планом медико-санитарного обеспечения населения при химических авариях». При этом по результатам прогнозирований медико-санитарных последствий потенциальных аварий на объекте (на территории, в регионе) проводятся расчеты необходимых сил и средств.

План составляется органом управления службы медицины катастроф соответствующего уровня при активном участии главного токсиколога района (города, области) применительно к каждому ХОО и включает;

l перечень АОХВ и количество их на объекте;

l  справочные сведения об АОХВ, прогнозирование и характеристику возможных очагов поражения;    

l схему возможной реальной обстановки в ЧС на объекте;

l участие в химической разведке, проводимой силами РСЧС;

l план организации оказания медицинской помощи и ее объем при тех или иных видах АОХВ;

l перечень сил и средств учреждений здравоохранения различных ведомств (закрепленные за объектами больницы, токсикологические центры по борьбе с отравлениями, профпатологические центры и др.)

В плане указываются способы индикации АОХВ. методы производства специальной обработки и обеззараживания местности, порядок проведения экспертизы воды и пищевых продуктов (совместно со специалистами центра Госсанэпиднадзора). План должен определять порядок взаимодействия руководителя здравоохранения объект со службой медицины катастроф район:) (города) и службами гражданской обороны района (города).

При планировании проводится оценка имеющихся сил и средств; степень готовности имеющихся лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических учреждений и формировании, их кадрового состава (по возможности с оценкой подготовки к действиям в период ЧС); объема и структуры коечной сети, оснащенности необходимой аппаратурой, препаратами и медикаментами, проверяется наличие запасов медицинского имущества и медикаментов. Полученные данные сопоставляются с проведенными расчетами необходимых сил   и средств, определяются пути устранении возможного их дефицита.

Основными мероприятиями медико-санитарного обеспечения при химической аварии являются:                                                                                                 

l оказание в максимально короткие сроки первой медицинской помощи пораженным    эвакуация пораженных из очага;

l специальная обработка пораженных; приближение к очагу первой врачебной помощи;

l организация квалифицированной и специализированной медицинской помощи.

Основным принципом организации медицинской помощи при массовом поражении АОХВ является лечебно-эвакуационное обеспечение пораженных по системе: очаг поражения - лечебное учреждение. К сожалению, это не везде бывает возможно.

При ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, связанных с химическими авариями, используются все находящиеся в зоне ЧС лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и аптечные учреждения независимо от их ведомственной принадлежности. При локальных и местных авариях ликвидация медико-санитарных последствий обеспечивается силами и средствами службы медицины катастроф и медицинских учреждений местного уровня (медико-санитарными частями предприятий, местными лечебно-профилактическими учреждениями).

 Первая медицинская помощь пораженным АОХВ имеет исключительно важное значение и оказывается в возможно короткое время рабочими, служащими объекта народного хозяйства и населением в порядке само- и взаимопомощи, а также личным составом спасательных формирований, персоналом санитарных постов и санитарных дружин объекта и медицинских формирований, вводимых в очаг.

На пути эвакуации вблизи границы зоны загрязнения в незагрязненном районе организуются места сбора пораженных, где силами врачебно-сестринских бригад, бригад скорой медицинской помощи, бригад доврачебной помощи и других формирований оказывается медицинская помощь по жизненным показаниям.

В ЧС с выбросом в окружающую среду АОХВ в порядке первой медицинской помощи осуществляются: защита органов дыхании, зрения и кожи от непосредственного воздействия на них АОХВ путем применения средств индивидуальной защиты ватно-марлевых повязок, укрывания лица влажной марлей, платком, полотенцем и т.д.;   введение антидота,скорейший вынос пораженного из зоны загрязнения;     при попадании АОХВ в желудок- обильное питье с целью промывания желудка беззондовым способом, прием молока, адсорбентов,   частичная санитарная обработка открытых частей тела (обмывание проточной водой с мылом, 7%р-ром питьевой соды),частичная специальная обработка одежды, обуви средств защиты и т,п.

Первая врачебная помощь организуется вне зоны химического загрязнения в безопасном районе и оказывается в ближайших к объекту народного хозяйства лечебных учреждениях. В случае большого числа потерь могут привлекаться формирования службы медицины катастроф.

Квалифицированная и специализированная медицинская помощь пораженным АОХВ оказывается в госпитальных медицинских учреждениях. Как правило, дальнейшей эвакуации пораженные не подлежат .Они лечатся до выздоровления там же решаются вопросы их реабилитации.

В крупных городах большая роль по оказанию медицинской помощи и лечению пораженных АОХВ отводится центрам по лечению острых отравлений.

Закрепленная за химически опасным объектом народного хозяйства вне загрязненной зоны больница должна быть специально подготовлена к работе по массовому приему и лечению известной, свойственной данному объекту, экзогенной интоксикации.

При поступлении пораженных нестойкими АОХВ в лечебном учреждении отделение специальной обработки не развертывается и специальная обработка не проводится.

В процессе работы лечебного учреждения необходимо периодически проводить токсико-гигиенический контроль воздуха помещений и оценивать качество специальной обработки.

При стойких или неизвестных АОХВ все пораженные считаются загрязненными,а защитные мероприятия должны быть полными.

При загрязнении нестойкими АОХВ прибывшие из очага в большей своей части не представляют опасности, хотя при проливах возможно длительное загрязнение одежды, обуви, носилок, а также сорбция паров и аэрозолей одеждой, марлей повязок, другими тканями Пораженные (особенно находящиеся в тяжелом состоянии) могут нуждаться в частичной специальной обработке открытых участков кожи и снятии одежды.

Транспорт и носилки, а также одежду пораженную парами АОХВ (газы), следует проветрить. При медленной десорбции (особенно в зимнее время) может быть проведено орошение мыльным раствором или обработка десорбируюшими средствами.

В развертывании ОСО в полной мере при нестойких АОХВ необходимости нет, однако при массовом поступлении пораженных (особенно в плохую погоду) помещении ОСО целесообразно использовать для организации частичной специальной обработки всех пораженных, обязательно выделив сетчатые и отводные душевые устройства для обработки тяжело пораженных .Развернутая душевая установка обеспечит подачу теплой воды.

При проведении медицинской сортировки в лечебном учреждении, принимающем пораженных из очага химической аварии, выделяют следующие труппы пораженных:

l нуждающиеся в оказании медицинской помощи по жизненным показаниям и лечении до выведения из состояния нетранспортабельности (тяжелопораженные) с последующей эвакуацией вспециализированные стационары,    

l  нуждающиеся воказании медицинский помощи (пораженные средней тяжести)   с последующей эвакуацией в специализированные стационары,

l нуждающиеся в обсервации  легко пораженные.    

l нуждающиеся в амбулаторной помощи (легко пораженные) направляемые под наблюдение в медицинские учреждения по месту жительства.

l практически здоровые   люди, не имеющие признаков отравления химическими веществами.

В зависимости от состояния пораженного в ходе сортировки определяется очередность оказания медицинской помощи и эвакуации. Комплекс лечебных мероприятий в лечебном учреждении направлен на детоксикацию, ликвидацию нарушений жизненно важных функций. прежде всего — проявлений экзотоксического шока (бронхоспазмолитическая, противоотечная терапия, при необходимости искусственная вентиляция легких, введение кровезаменителей, средств, стабилизирующих артериальное давление, обезболивающая терапия и т.п.) Это постигается проведением специфической фармакологической (антидотной) терапии, симптоматического лечения и выведения токсичных веществ из организма.

Поэтому пораженных АОХВ необходимо в максимально сжатые сроки эвакуировать в стационар. При этом целесообразно осуществлять госпитализацию в одно специализированное лечебное учреждение, оптимально — в токсикологический центр, так как в этом случае можно своевременно и в необходимом объеме провести обследование и лечение больного и. что очень важно, осуществить единую лечебно-диагностическую тактику.

Исходя из прогнозных оценок потенциальных аварий при необходимости предусматриваются меры по защите больных и персонала лечебно-профилактических учреждений, а в исключительных случаях и вопросы их эвакуации (предварительно определяются маршруты эвакуации, транспортное и техническое обеспечение и условия развертывания на конечном этапе эвакуации)

При планировании деятельности санитарно-гигиенических подразделений в ЧС химического характера должна быть предусмотрена возможность проведения ими работ по определению степени загрязнений объектов окружающей среды химическими веществами и оценке токсико-гигиенической значимости полученных данных, которая служит основанием и выдачи рекомендаций по защите (или эвакуации) населения, персонала предприятий (в том числе медицинских) и лиц, принимающих участие в ликвидации последствий аварии. Одновременно предусматриваются меры по проведению общесанитарных и противоэпидемических мероприятий.-выполнение которых необходимо при возникновении ЧС.

Следует учитывать, что при любой ЧС (землетрясение, наводнение. пожар и др.) возможны аварии на химических опасных объектах с выбросом АОХВ. Поэтому лечебные учреждении должны быть всегда готовыми к приему пораженных из очага химической аварии .










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...