Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внешняя торговля постсоциалистических стран и ее особенности.




В постсоциалистических странах в течение многих лет отсутствовали экономический подъем и макроэкономическая равновесие, поскольку характерными признаками их экономики были многолетнее разбалансировка между совокупным спросом и совокупной предложением, неразвитость отраслей и сфер, направленных на удовлетворение насущных потребностей населения, упадок народного хозяйства. В начале переходного периода к этому добавилось разрушение экономических связей, сложившихся в следствие отрицания традиций и морально-этических ценностей, которые сформировались у большинства населения, ликвидация государственной системы управления и массовое увольнение старых кадров.

При этом гражданские секторы экономики характеризуются технологической отсталостью, сырьевой направленностью; переориентация стран, которые вышли из состава СССР, и стран, которые в свое время входили в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), на новых партнеров в экономическом сотрудничестве и кооперации. Это не только значительно уменьшило долю общего товарооборота бывших стран СНГ и членов СЭВ в их ВВП, сузили их совместное экономическое пространство, но и привело к реальной угрозе потерять традиционные рынки сбыта и перспективы дальнейшего технологического развития.

К группе постсоциалистических стран относят государства, которые с 80—90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной. Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран — бывших советских республик, а по некоторым классификациям к ним также относят Монголию, Китай и Вьетнам (хотя формально две последние страны продолжают строить социализм).

Страны с переходной экономикой производят около 6% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) — менее 2%, бывшие советские республики - более 4% (в том числе Россия — около 3%). Доля в мировом экспорте - 3%. Китай производит около 12% мирового ВВП.

В странах социалистической системы приоритет был отдан отраслям тяжелой индустрии в ущерб сельскому хозяйству, услугам, легкой промышленности, инфраструктуре и т.д.

Все постсоциалистические страны стали перед очень сложной задачей — полноценного приобщения к мировому хозяйству. Сложности этого процесса связаны с недавним прошлым этих стран, которое определило специфический характер структуры их экономики, сделавший непригодным эффективное взаимодействие в мировом хозяйстве. Практически во всей системе здесь господствовал государственный сектор, была утяжелена структура промышленности, недоразвит агросектор, а в СССР, кроме всего прочего, экономика была перегружена сверхвысокими военными расходами.

Первое направление движения постсоциалистических стран к мировому хозяйству — разгосударствление экономики. Во всех бывших социалистических странах государственный сектор охватывал почти 100% экономики.

Второе направление — финансовое оздоровление и обуздание инфляции.

Очень тесно к проблеме финансового оздоровления примыкает проблема либерализации цен. Свободное ценообразование — необходимое условие нормальной рыночной конкуренции. Во всех бывших социалистических странах осуществлена либерализация цен.

Открытие национальных границ для экспорта и импорта товаров, услуг и капитала представляет собой еще один элемент перехода к рыночной экономике. Это предполагает на начальном этапе снижение реального обменного курса национальной валюты, чтобы стимулировать экспорт и ограничить импорт.

 

 

Географическая структура внешней торговли России.

Географическая направленность внешней торговли существенно не изменится. Основными торговыми партнерами России по-прежнему будут страны ЕС (Германия, Нидерланды, Италия), США, Япония, развивающиеся страны (Китай, Индия), а также страны СНГ (Белоруссия, Украина, Казахстан).

Крупнейшим торговым партнером России будет оставаться Европейский Союз, на долю которого приходится половина товарооборота России. Среди торговых партнеров ЕС Россия устойчиво занимает 3-е место (после США и Китая).

В основе торгово-инвестиционного взаимодействия между Россией и ЕС лежит взаимодополняемость их экономик и обусловленная этим взаимная заинтересованность сторон в использовании конкурентных преимуществ друг друга для усиления своих позиций в условиях обострения конкуренции на глобальном рынке. Под влиянием последнего мирового финансово-экономического кризиса расширился круг возможных направлений экономического сотрудничества (в преодолении негативных последствий кризиса, выработке подходов к реформированию мировой валютно-финансовой системы).

До настоящего времени наиболее важным и перспективным для обеих сторон было развитие энергетического диалога. Перспективы в этой сфере представляются обнадеживающими.

Вместе с тем имеется ряд факторов, которые препятствуют динамичному развитию сотрудничества России и ЕС.

Во-первых, сохраняется негативное отношение ряда нынешних участников ЕС, особенно из числа стран Центральной и Восточной Европы и Балтии, к углублению экономического взаимодействия с Россией.

Во-вторых, на 2012 год намечено очередное расширение состава ЕС до 30 стран. Это обстоятельство, в дополнение к изменениям условий деятельности ЕС, предусмотренным Лиссабонским договором, на ближайшие несколько лет переключит внимание руководящих органов и финансовые средства Евросоюза на решение в первую очередь внутренних проблем развития.

В-третьих, любая задержка с присоединением России к ВТО может неблагоприятно сказаться на ходе переговоров с ЕС о заключении нового Договора, особенно по вопросам торгово-экономического сотрудничества.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...