Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Корректировка социального конструктивизма и концепция гибридности объектов науки у Б. Латура.




Мы уже увидели натуралистический заход со стороны эволюционной теории познания (биология) и натуралистический заход на примере Блура со стороны социологии (жесткий социальный конструктивизм). Латур, с одной стороны, примыкает к социологической линии, а с другой стороны, пытается выйти за ее рамки, т.е. соединить эти два подхода.

Бруно Латур (1947 г.р.)– современный французский исследователь (сейчас работает, выпускает книги). Латур получил философское и антропологическое образование, причем он реально работал как социокультурный антрополог (проводил различные исследования в Кот-д'Ивуар).

В 1979 г. выходит его книга «Лабораторная жизнь». Книга имеет совершенно прозрачную теоретическую установку – традиции сильной программы. Идея состояла в том, что, получив несколько грантов, Латур проводил исследования в биологическом институте (как ученый, исследующий племя туземцев, изучает, как устроено их сообщество) с помощью своих социокультурных практик. Интересная вещь – работая как социокультурный антрополог, он максимально близок к социологии, но при этом, как антрополог – он совмещает социокультурную антропологию и биологическую биологию. Он «начал социологическое исследование биологии, а пришел к биологической социологии». Он обнаружил, что когда мы говорим о работе ученого, то социальные аспекты невозможно отделить от материального аспекта («телесности»). Поэтому Латур стоял у истоков того, что принято называть material turn (поворот к вещам). Интересно также то, что, начиная с социального конструктивизма, Латур со временем становится его активным критиком. Латур начнет критиковать социальный конструктивизм как односторонний подход.

Основные моменты: когда речь идет о социальном конструктивизме, кажется, что социальные эффекты все создают и порождают, мы как будто бы не сталкиваемся с самим миром, мир никак на это не реагирует. Латур с этим категорически не согласен, и, в первую очередь, не согласен с пониманием у Блура объективности. Для Блура «объективное=социальное», Латур пишет, что «объективное» – от существительного «object» или глагола «to object» – возражать, сопротивляться, т.е. «объективное» – то, что сопротивляется нашим попыткам делать то, что нам хочется. Это – главная его отличительная особенность. Одна из статей Латура даже называется «Когда вещи дают отпор». Т.е. односторонний социальный конструктивизм искажает картину.

Самая знаменитая книга Латура «Нового времени не было: эссе по симметричной антропологии». Латур говорит о том, что есть некоторая схема, которую он связывает с Новым временем (17-18 вв.) – конституция. Его интересуют в первую очередь отношения между Природой и Обществом (опять биология/социология).

1. Конституция Нового времени обеспечивает Природе ее трансцендентное измерение, делая ее отличной от структуры Общества, т.е. разъединяет Общество и Природу.

2. Конституция обеспечивает Обществу его имманентное измерение, которое делает его граждан абсолютно свободными, в том, что касается его искусственной реконструкции (перестройки).

3. Разведение этих двух ветвей, т.е. с одной стороны, у нас есть Природа, которая воспринимается как что-то чисто трансцендентное человеку, с другой стороны, у нас есть Общество, которое отделено от Природы, и потому человек обладает некой почти абсолютной свободой придумывать, как его устроить.

4. Гарантия отграниченного Бога – с одной стороны, он, как арбитр, должен связывать природу и Общество, с другой стороны, мы видим, что чем дальше, тем больше он лишается власти.

На основании этих четырех гарантий (главное здесь – четкое отделение природного от социального) высказываются две идеи:

1. действие очищения – четкое разграничение природного и общественного факторов в сознании человека Нового времени

2. действие медиации (опосредования) – неосознанная тенденция к смешению природного и общественного, порождающая гибриды.

Т.е. оказывается, что на уровне сознания мы четко разводим природное и социальное, а на уровне реальной практики мы постоянно их смешиваем и, таким образом, порождаем гибриды, т.е. нечто, что не является ни природным, ни социальным. И соответственно, мы здесь не видим никакой проблемы, потому что, в силу пункта 1, мы не осознаем, что получили то, что нашей замечательной картине мира (социальное – само по себе, природное – само по себе) никак не соответствует.

В этой книге Латур вдохновляется на исследование 1989 г., написанное Стивеном Шейпеном и называлась «Левиафан и воздушный насос» («Левиафан» – книга об устройстве общества, вакуумный насос был изобретен ученым-естественником Бойлем). Все больше объектов в науке сегодня не являются в чистом виде социальными конструктами, но не являются и природными феноменами, никак не связанными с деятельностью человека (глобальное потепление, озоновая дыра – невозможны без теоретических конструкций, т.е. социального конструирования, но невозможны и без обращения к природным объектам).

Тезис, который вынесен в заглавие книги, показывает, что гибриды существовали всегда, но действие очищения мешало нам это увидеть. В качестве классического примера нововременного мышления он приводит кантовский коперниканский переворот и кантовской представление о познании в «Критике чистого разума». Здесь тоже происходит очищение, т.е. стремление отделить некое сознание и его априорные формы, которые, с точки зрения Латура, представляют социальный аспект (т.е. то, что связано с субъектом), и вещи сами по себе, которые соответствуют природным объектам, абсолютно свободным от человека. Но реально познание происходит в точке их соприкосновения, где априорные формы накладываются на что-то, что связано с вещами самими по себе. И Кант отказывается признавать гибридность такой конструкции, на каждом шаге разделяя то, что пришло от субъекта, и то, что пришло от вещей самих по себе. С точки зрения Латура, здесь есть большая проблема – он предлагает то, что называет коперниканской контрреволюции. Называя переворот в теории познания коперниканским переворотом в философии, Кант имел в виду открытие Коперника (сначала мы думали, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник открыл, что Земля вращается вокруг Солнца). До революции мы думали, что субъект «подстраивается» под объект, а Кант утверждает, что происходит наоборот, т.е. объект «подстраивается» под субъект, т.е. мы можем знать только то, что сам субъект вложил в объект. Латур считает, что верен третий вариант – и субъект, и объект вращаются вокруг общего центра (не социальное и не природное, а некий гибрид – единство одного и другого). Латур предлагает отказаться от этого неестественного и мешающего нам видеть реальную ситуацию языка Нового времени, а перейти к нейтральному в этом отношении языку. Поэтому неверно утверждать, например, что субъект активен, а объект пассивен, оказывается, что объекты тоже могут действовать и «говорить», т.е. обладать активностью. Они в системе функционируют на равных – образуется áктерно-сетевая теория. Áктеры – гибриды социального и природного (люди и предметы). Объекты конструируются как социальные и природные и одновременно самими этими отношениями. Можно пытаться «нащупать» здесь абсолютизм (некий глубинный смысл, скрывающийся за этими отношениями), однако суть критики структурализма постструктуралистами состояла в том, что никаких универсальностей здесь обнаружить невозможно. Да, есть связи, но поэтому актерно-сетевая теория делает акцент не на том, чтобы вывести какие-либо универсалии, а на том, чтобы рассматривать некие ситуации и изучать, как в них эта система связи устроена (социологическая работа), и как в ней конструируются объекты. Но, с другой стороны, это – социологическая деятельность в рамках материального поворота, т.к. объекты – не чисто социальные, но присутствуют и материально.

Вопрос 27
Эволюционная эпистемология. Биологическое априори К. Лоренца. Прогресс науки как естественный отбор теорий и концепция третьего мира объективного знания (К. Поппер). Адапционистская и конструктивистская тенденции в рамках эволюционной эпистемологии.

Натурализм – общая тенденция в современной философии (19-н.20 вв.).

Эволюционная эпистемология (ЭЭ) – направление в теории познания, яркое течение в современной философии науки. Частное направление натуралистического поворота в философии. Главная идея в том, что мы строим теорию познания, опираясь на биологическую теорию эволюции.

60-60-е гг. 20 века – расцвет ЭЭ. Ввел название Д. Кемпбелл.

Один из важнейших авторов, повлиявших на формирование направления – Карл Поппер.

Конрад Лоренц. Родоначальник этологии (науки о поведении животных). В 1941 г. появилась знаменитая статья К. Лоренца «Кантовское априори в свете современной эпистемологии». Главная идея – предложение посмотреть на кантовское представление вещей в свете биологической теории эволюции. Основной тезис: «Что онтогенетически априорно, то филогенетически апостериорно». Онтогенез – развитие конкретного организма. Филогенез – развитие соответствующего вида. Мы рассматриваем человека, как существо биологическое, и, соответственно, сравниваем с другими существами. В дальнейшем эволюционные эпистемологи будут называть познанием любое взаимодействие с окружающей средой. Большинство животных рождаются, имея некую форму, некое устройство, которое априорно (оно напрямую связано со средой, в которой они будут обитать). Но с филогенетической точки зрения это не является чистой данностью, свойства организма меняются в эволюции. Эти наблюдения Лоренц переносит на человека. 1977 г. – книга «Оборотная сторона зеркала».

Исследователи выделяют два основных подхода в эволюционной эпистемологии – адапционистский и конструктивистский.

В адаптационном подходе мы делаем акцент на том, каким образом среда формирует организм. Изменчивость объясняется генетическими сбоями. Есть некоторая среда обитания, куда мы мысленно вбрасываем биологических существ, смотря, выживет или нет. Таким образом, индивид формируется внешней средой (извне вовнутрь). Этот ход мысли довольно четко представлен у многих исследователей (Лоренц, Поппер).

 

Поппер. 1984 г. – «Эволюционная эпистемология».

Майкл Брейди в 86 г. выделяет 2 программы в ЭЭ – эволюция теоретико-познавательных механизмов и эволюционная теория познания теорий (научных). Лоренц занимается механизмами (механизм взаимодействия с окружающей средой). Поппер делает акцент на теориях. Схема развития логики науки по Попперу: Проблема – Пробные теории – Попытка принять – Фальсификация — Исправление ошибок — Новая формулировка теории. Схема в значительной степени воспроизводит то, что происходит с любыми биологическими организмами. «Ясно, что этот взгляд на прогресс науки очень похож на взгляд Дарвина на естественный отбор путем устранения неприспособленных, на ошибки в ходе эволюции жизни, на ошибки при попытках адаптации, которые представляют собой процесс проб и ошибок. Так же действует и наука путем проб создания теорий и устранения ошибок. Можно сказать, от амебы до Эйнштейна всего лишь один шаг. Оба действуют методом предположительных проб и устранения ошибок. Разница между амебой и Эйнштейном не в способности производить пробные теории, а в способе устранения ошибок. Амеба не сознает этого процесса. Основные ошибки амебы устраняются путем устранения амебы. Это и есть естественный отбор. В противоположность амебе, Эйнштейн осознает необходимость устранения ошибок. Он критикует свои теории, подвергая их суровой проверке». Поппер вошел в историю в качестве родоначальника ЭЭ, так как он предложил определенный взгляд на то, как развивается наука, и выявил явным образом, что процесс развития науки аналогичен биологическому. Какие-то теории гибнут в процессе проверки, будучи классифицированы при попытке описать мира, остальные выживают.

Такое представление об эволюции – то есть жесткое разделение среды и организма (может либо погибнуть, либо не погибнуть) – не выдерживает критики. В ходе эволюционного процесса организмы не являются чисто пассивными. Кант говорил об активности человеческого познания. Среда обитания зависит от организма на разных уровнях. Во-первых, организм сам выбирает, что он принимает во внимание из среды, а что нет (некая выборка из среды обитания). Во-вторых, они активно строят эту среду. В-третьих, изменения, которые организмы производят в среде, могут быть очень существенными (появление растений на Земле). Организмы могут «предвосхищать» то, что происходит в среде (запасы в засуху). Эйнштейн способен занимать активную позицию, ставить эксперимент на чем-то, что он отделяет от себя, следовательно, может сделать выводы и изменить (так как гибнет объект эксперимента, а не он сам). У человека кроме примитивных функций языка (экспрессивная и сигнальная) появляется дискриптивная функция (ключевой момент в эволюции). Эта функции дает возможность создавать тексты, которые отделены от автора (концепция о знании, как обитателе третьего мира). Теории – не части физического мира, не чисто ментальные конструкции, существующие лишь для автора. Текст обладает автономностью по отношению к создателю. Гибель одного не приводит к гибели другого. Поппер подчеркивает активность познания. Ранее считалось, чем пассивнее познание, тем вернее оно. Поппер называет это познание «через ведро» - извне что-то поступает, смешивается, но само ведро ничего не меняет. 

При максимальном выделении активности организма, получим конструктивистский подход. Организм сам себя строит. Образ мира, с которым он имеет дела, является конструкцией.

Направление – радикальный конструктивизм (70-е гг.). Создатель – Эрнст фон Глазерфельд. 1978 г. – вводится термин РК. Стремятся максимально подчеркнуть активность организма и человека, который конструирует мир, в котором живет.

Но мы не можем сказать, что организм абсолютно правильным образом отражает мир. Если организм выжил, то его картина мира адекватна ровно настолько, чтобы позволить ему конкурировать с другими организмами и выжить. Наша конструкция неким образом соотносится со средой, но не напрямую, через некоторое промежуточное звено. Между самим миром и нашим представлением о нем есть, нечто, что можно описывать по-разному. ЭЭ будет описывать через эволюцию, приспособление к среде обитания, естественный отбор.

Вопрос n (дань прошлому)

Трансцендентализм и философия науки (I): Кант и неокантианство. Понятие трансцендентального субъекта (Декарт и Кант). Идея активного конструирования предмета познания и концепция априорного знания у И. Канта. Проблема трансцендентального обоснования научного знания. Трансцендентальная философия науки неокантианства (Г. Коген).

 

Лучше всего написано в википедии определение:

Трансцендентальный субъект. Данная концепция утверждает, что существует инвариантное и устойчивое «познавательное ядро» в каждом человеке, которое обеспечивает единство познания в контексте различных эпох и культур. Его выявление составляет важную часть всей теоретико-познавательной деятельности. Такая трактовка субъекта восходит к И.Канту.

Нас будет интересовать концепция мыслящего субъекта. Начало лежит у Декарта в начале 17 века. Позже это появляется у Канта в 18 веке. В произведении Декарта «размышление о первой философии» он пытается построить здание научного знания, но нерушимое. Для этого надо взять за фундамент то, что незыблемо, непротиворечиво и в чем нельзя усомниться. Для этого он предлагает усомняться во всем, в чем только можно, и тогда то, что останется, то и будет основой знаний. Но если мы видим вещи вокруг нас, мы можем усомниться в их существовании, но то, что происходит действие «мы видим» - это факт.

Важно понимать, что из этого следует не существование Я вообще, а только Я, которое только и делает, что мыслит. То есть может не существовать Я, и не существовать процесса мышления отдельно, но есть «Я мыслю». Так Декарт обнаруживает сферу достоверности. Именно такое Я и является трансцендентальным субъектом по Декарту.

Кант же старается это развить, сейчас именно он считается создателем трансцендентализма. Кант говорит: «Мы априори познаем в вещах лишь только то, что вложено в них нами самими» (критика чистого разума). Априорное суждение – это доопытное. А это для Канта это суждения, которые обладают статусом необходимости и строгой всеобщности. Именно поэтому они и интересны Канту, так как из этих суждений состоит строгое и достоверное суждение.

Смысл в том, что когда мы рисуем равнобедренный треугольник, в нем две стороны равны только потому, что мы сами и выбрали равнобедренный. И отсюда делается вывод, что самыми ценными считаются знания, которые априорные, а для предметов это те знания, которые мы сами вложили в них самих и только такие, как данном примере равенство двух сторон. И так во всех естественно научных исследованиях.

В результате такого понимания процесса познания Кант вводит свои понятия. Он различает

1) Вещь сама по себе

2) Явление

a. Форма

a.i. Форма чувства (пространство и время)

a.ii. Форма рассудка (12 категорий)

a.iii. Форма разума (регулятивные идеи чистого разума)

b. Материя

«Все наше знание исключительно относится к явлению, никогда к вещи самой по себе». Материя явления – это то, что мы получаем извне, а форма – это то, каким образом мы получаем и упорядочиваем то, что получаем извне. Материя от нас не зависит, а вот форма определяется нами. Это то, каким образом наш разум действует сам с собой. Регулятивные идеи чистого разума – это идеи Бога, души, мира как целого. При этом кант называет учение об этих формах трансцендентальным. К примеру, учение о форме чувств называет он трансцендентальной эстетикой. Форма категория трансцендентальная аналитика.

Два основных термина: трансцендентальный и априорный.

Трансцендентальным называется всякое познание, занимающиеся не столько предметами, сколько нашим способом познания предметов, поскольку это познание должно быть возможно априори. Трансцендентальное познание возможно только по отношению к явлениям.

Есть глубинный уровень априорных форм. Это то, что в явлениях постоянно, неизменно, оно одно и то же, как только наш разум начинает действовать.

Как только мы начинаем что-либо воспринимать, как только нам нудно получить некоторый образ отчетливый, мы должны применить наш разум, организовать этот материал пространственно-временным способом. Мы действуем только так и никак по-другому. Как только мы начинаем рассуждать о том, что мы видим, мы используем кантовскую схему из 12 категорий. Кант отчетливо разделяет то, что касается чувственности и рассудка. В первом случае вещи даются, а по второму – они мыслятся. И он разделяет априорные формы этих видов.

Трансцендентальное исследование дает способы получения опыта. В основе такое исследования выявляется сфера априорного, поскольку это то, что есть, как только есть опыт, и это не зависит от чего либо. Это есть условия любого опыта, который когда-либо и где-либо происходит.

В каком-то смысле мы сами создаем мир, с которым мы имеем дело. Таким образом, наш разум конструирует тот мир, с которым мы имеем дело. Но мы конструируем только формы для явлений.

Кантовская позиция позже становится не очень хорошо согласовываться с современной наукой. Кант предполагал, в отличие от Декарта, что у нас есть априорные знания. Он имел ввиду нашу логику (аристотелевскую), математику (он работал с древнегреческой математикой: арифметика и геометрия) и ньютоновсткая физика и механика. При работе со знанием он опирался только на эти науки. Кант работает с тем субъектом, который открыл Декарт. И именно Кант назвал этот субъект трансцендентальным. А смысл в том, что Кант искал субъект, который есть в каждом человеке, когда тот пытается познавать что-либо. И априорные формы, которые описывает Кант и представляются априорными формами такого субъекта.

Во второй половине 19 века с появлением новых знаний появились проблемы. Науки, которые рассматривал Кант перестали быть незыблемыми, ли начали расширяться и изменяться. Было много точек зрения, мы рассмотрим ту, которая предлагает только подкорректировать Канта.Неокантианство. Гераман Коген, Эрнст Кассиерер. Конец 19-начало 20 веков. Согласованность кантовкогого трансцендентализма с современным состояние науки.

Отличие позиций Когена и Канта.

2) Коген пересмотрел отношение между чувственностью и рассудков. Кант (чувствами вещи даются, а рассудком они мыслятся)ю Основная картина мира дается уже чувствами. Математика, современная Когену, гораздо менее отражает наглядность. Теперь это логический конструкции, математический анализ: бесконечность, комплексность, кривая нигде не дифференцируемая, но непрерывная.

3) Коген: кант недостаточно последователен в конструировании познания, чувствительно-пассивная часть. Веди сами по себе – не вполне непознаваемые, может они очень сильно связаны с чувственной формой. Коген отказаться от учения пространства-времени как априорных форм. Они тоже стали логическими конструкциями. Кант слишком сильно обособил чувствительность от рассудка.

4) Кант опирается на аристотелевскую логику. В конце 19 века логика должна строиться как логика отношений у Когена.

5) Коген пытается извлечь урок из истории науки. Кант абсолютизировал то знание, которое оказалось исторически-переменчивым и непостоянным. Коген пытается более последовательно отделить априорное от врожденного.

У Декарта была теория врожденных идей. Но потенциально врожденных. Если появятся внешне благоприятные условия, то что имелось потенциальным актуализируются, а иначе не актуализируются. Смысл в том, что если произойдет актуализация, то она пойдет единственным возможным образом. Пример с семечком березы, из которого баобаб никогда не вырастет.

Кант отказывается от врожденности, так как это связано с человеком. Поэтому он берет априорность. Сюда включена ньютоновская физика, евклидова геометрия, очень похоже на врожденность.

Коген: с одной стороны, законы и категории рассудка в разные времена оказываются разными, зависят от исторического момента. С другой, тут нет исторической случайности, просто эти системы неполны. Он старается одновременно дополнить Канта, но и не разрушить его теорию.

6) Концепция вещи самой по себе меняется. У Канта вещь существует и воздействует на наши чувства. Но больше ничего о ней нельзя сказать, поскольку все наши знания только о явлениях. У канта есть только количественный прогресс. То есть если есть вещь, максимум мы можем принести еще одну, но не изменить старую.

У Когена прогресс позволяет по-другому и глубже увидеть вещь. Вещь сама по себе становится динамичной, подвижной. Вещи известнее не стали, они стали цели познания. Это что-то уже позитивное в познании вещи. При этом вещь не становится более познаваемой. Прогресс научного познания бесконечен, поскольку никогда вещь не станет явлением, которое можно познать.

Вопрос n+1 (дань прошлому)
Трансцендентализм и философия науки (II): Э. Гуссерль и К.-О. Апель. Основные идеи феноменологии Э. Гуссерля. Кризис европейских наук и концепция жизненного мира. Социокультурная переинтерпретация трансцендентальных условий. Трансцендентальная прагматика К.-О. Апеля. Отказ от картезианского понимания субъекта и «триангуляция» по Д. Дэвидсону.

Основные идея феноменологии Гуссерля.

Основная идея феноменологии Гуссерля заключается в стремлении к обоснованию претензии науки на достоверное знание, и в стремлении к тому, чтобы это обоснование само было научным и достоверным. Гуссерль хочет, чтобы философия (трансцендентальные исследования) была строгой наукой. При этом основная идея состоит в использовании техники Декарта. Вспоминая его рассуждение о самоочевидности мышления, можно заметить, что, открыв сферу самоочевидного мышления, Декарт не воспользовался в полной мере тем, что обнаружил. Он тут же попытался доказать существование Бога, причем не просто в формулировке «я мыслю Бога как существующего», а существование Бога вне мышления. И с этого момента он вернулся в этом смысле к классической установке. Гуссерль же пытается удержать позицию Декарта. Ведь Декарт обнаружил, что пока мы говорим не о том, что есть на самом деле – например, мы говорим «как я вижу кролика, каким я воспринимаю кролика», т.е. работаем исключительно с феноменами сознания, то мы остается в области достоверности. И для того, чтобы не соскальзывать на рассуждения о вещах самих по себе, нужно научиться осуществлять феноменологическую (трансцендентальную) редукцию, т.е. «выносить за скобки» все то, что относится к вещам самим по себе. В отличие от Канта, Гуссерль считает, что правильно вообще перестать делать утверждения о вещах самих по себе. При этом мы парадоксальным образом осуществим возвращение к вещам самим по себе (как они есть), потому что кроме этого у нас о вещах ничего нет.

Получается, что все, с чем мы можем иметь дело, относится к самим феноменам (похоже на Канта). Но Гуссерль здесь не считает, что то, что мы обнаруживаем в опыте, - неизменно (здесь он ближе к неокантианству). Однако внутри феноменов тоже можно обнаружить некоторые инварианты. Мы осуществляем варьирование с помощью воображение и, таким образом, можем отличить сущностное от случайного. Дальше мы осуществляем процедуру эйдетической редукции – остаемся с сущностными чертами – это и есть основа, которую мы можем обнаружить.

Конкретнее о феноменологической редукции: варьируя различные модусы сознания, мы изучаем феномен. Пример: предметный горизонт: сознание видит вещи целиком.

Отношение Гуссерля к истории проявляется в том, что, исследуя с исторической точки зрения научные представления, он интересуется не историей как таковой, а выявлением некоторых смысловых слоев, некой сущностной логики.

Кризис европейских наук и концепция жизненного мира.

В книге «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» излагается концепция Гуссерля трансцендентальной феноменологии как реакция на кризис науки и попытка выйти из него. Кризис охватывает также и философию (она тоже является наукой). Кризис состоит в том, что нашу культуру захлестывают волны скепсиса, рационализма, скептицизма. Это связано с тем, что мы утратили веру в разум, который мог служить основой и гарантом достоверного знания. Он исчез из нашей культуры. Мы видим только провал попыток разума доказать, что он действительно существует и есть нечто надежное и прочное. Критикуется и позитивизм, который, по Гуссерлю, является очень узким и убогим представлением о науке и попыткой редуцировать все к фактуальности. «Науки лишь о фактах формируют людей, заботящихся лишь о фактах». «Позитивизм обезглавливает философию». Науки могут получать достоверное и полное знание лишь в совокупности с философией, которая способна осуществить процедуру обоснования наук. Они вместе и образуют подлинное знание. А позитивизм отрицает философию в подобном статусе как возвышающуюся над науками. Получается, что и сами науки теряю почву под собой. Поэтому налицо кризис, и следует отстаивать философию, которая может быть строгой наукой и может противостоять этим разрушительным тенденциям.

Он замечает, что тот образ трансцендентального сознания, который формирует Декарт, оказывается неполным. Научное знание получается отстраненным, и взирающим сверху на мир. Но, анализируя феномены, мы видим, что те представления, которые мы можем анализировать – другие, они не оторваны ото всей остальной части жизни, в них присутствуют другие люди (т.е. сознание – это не декартовский глаз, у него есть тело). Более того, в нашем феноменологическом описании присутствуют другие сознания (идея интерсубъективности). Гуссерль придерживается концепции солипсизма – феноменология описывает все феномены как связанные с неким единым центром. Но тут возникают проблемы с концепцией интерсубъективности. Гуссерль пытается решить эти проблемы, вводя концепцию жизненного мира как определяющего трансцендентальные условия («Кризис наук», 3 часть). Однако его попытка все-таки оставляет ощущение двойственности. С одной стороны, это – попытка сделать трансцендентальное исследование полнокровным, сделать так, чтобы оно учитывало все взаимосвязанные стороны человеческой жизни и культуры, которые здесь присутствуют. Но кажется, что Гуссерль в некоторый момент забывает про феноменологическую установку (редукцию), т.е. в качестве трансцендентальных условий указывается нечто, что лежит вне связи с феноменом, что-то такое, что выводит нас в историю и общество, т.е. мы уходим от установки, где сознание, хотя и определяется интенциональностью (направленностью на объект), имеет предметы как данные сознанию. Либо можно считать, что феноменологическая установка сохраняется, а жизненный мир не выходит за ее пределы. Однако, становится непонятным, насколько действительно здесь можно получить обоснование и оправдание науки, т.к. эта задача выдвигается как некий проект.

Социокультурная переинтерпретация трансцендентальных условий

В дальнейшем основная идея состоит в том, чтобы не делать некие поправки трансцендентальному субъекту Декарта и Канта, а попытаться отказаться от него, но сохранить при этом саму трансцендентальную задачу, которая начинает пониматься более широко – как исследование самих условий возможности познания. Но эти условия могут находиться совсем другим способом и могут быть историческими, социальными, биологическими и пр. На этом пути получить обоснование науки нам не удается. Это не лишает смысла трансцендентальную установку, но при этом трансцендентализм утрачивает связь с обнаружением некого абсолютного обоснования знания, абсолютного обоснования науки, концепции философии как обоснованного строгого научного знания и т.д.

Приведем несколько примеров концепций, появившихся на основе трансцендентальной тематики.

Трансцендентальная прагматика К.-О. Апеля

Данную концепцию создал философ Карл-Отто Апель в 70-е годы 20 века, концепция получила название «трансцендентальная прагматика».

Книга «Трансформация философии». «Первая философия больше не является исследованием природы, или сущности вещей, или сущего (те онтологией); не является она теперь и рефлексией над представлениями и понятиями сознания или разума (т.е. теорией познания); но представляет собой рефлексию над значением и смыслом языковых выражений (т.е. анализом языка).

Первая философия, она же метафизика (по Аристотелю) – некая высшая форма мудрости, которая возвышается над всей системой самого человеческого знания и предоставляет ей обоснование.

В классическом понимании, первая философия – это метафизика.

Трансформация первой философии в теорию познания – это перелом нового времени (Кант).

Следующий перелом – переключение внимание с сознания и процесса познания на язык. Происходит лингвистический поворот в философии: раньше основным предметом анализа являлось сознание (или мышление, разум), а теперь основным предметом анализа становится язык. Философия начинает работать с сознанием и миром через язык. Поэтому и трансцендентализм начинает пониматься по-другому. Трансцендентальные структуры становятся связаны с языком. Апель это и демонстрирует.

Авторы, на которых опирается Апель – это Пирс (американский философ, основатель прагматизма) и Витгенштейн (австрийский философ).

Важной мыслью Пирса для Апеля являлся сам прагматистский подход. Основная идея прагматизма заключается в том, что значение (истинность) наших языковых выражений и различных теорий, которые мы строим, определяется в соответствии с прагматистской максимой, сформулированной Пирсом – тем, насколько успешно они (теории) работают на практике. Теория считается истинной в той мере, в которой она употребима и применима, и насколько это применение успешно. Как узнать, какой имеют те или иные теория и выражения? Способ это выяснить – выяснить, какие практические последствия (действие) имеют эти теории. Если есть теория, то она может иметь значение, только если понятно, какого рода последствия она имеет на практике. Главный способ сравнения двух теорий – сравнение значений и последствий, дальше применяем максиму «если последствия эквивалентны, то теории эквивалентны», то есть их различие, грубо говоря, выявляется только в словах.

Также Пирс является создателем семиотики (учение о знаках и знаковых системах). Он осуществил семиотическую трансформацию трансцендентальной логики – перенос трансцендентальных идей в сферу семиотики.

Важный способ трактовки языка Апель заимствует у позднего Витгенштейна (книга «Философские исследования»). Представленная здесь концепция во многом является прагматистской, т.к. под значением выражений здесь понимается способ их употребления. Формулируется концепция языковых игр. Языковая игра – деятельность нескольких людей, говорящих между собой. Бессмысленно говорить о значении языковых конструкций в отрыве от языковой игры, язык неразрывно переплетен с деятельностью.

Поэтому вопрос о познании и познавательной деятельности оказывается погруженным в язык, а язык погружен в контекст совместной деятельности людей (коммуникативную практику). А поэтому трансцендентальные условия оказываются решаемыми в контексте трансцендентальной прагматики (имеется в виду разделение языка на синтаксис, семантику и прагматику: синтаксис – рассмотрение языка с точки зрения значков, которые там используются; семантика касается значения языковых выражений; прагматика связана с употреблением (контекстом)). Оказывается, что в основе лежит такой прагматический подход, или даже консенсусная теория истинности – истинность в результате соглашения внутри языкового сообщества. Поэтому оказывается, что вопрос о трансцендентальных условиях (вопрос об априорном) решается с помощью выяснения того, как устроена соответствующая языковая деятельность. Подлинным априори является наличие самого такого коммуникативного сообщества. Для Апеля поиск априорных оснований приводит к анализу того, как функционируют коммуникативные сообщества (как функционирует язык).

При таком подходе сохраняется основная идея трансцендентального исследования – выявление трансцендентальных условий, без которых познавательная деятельность невозможна. С другой стороны, здесь происходит отказ от ставки на абсолютность, и осознанный отказ от декартовского (картезианского) подхода к сознанию (что оно обособленно висит над миром и созерцает). А здесь получается, что мышление возможно только в результате включенности в некую совместную деятельность. Происходит отказ от идеи о том, что можно понимать сознание исходя из изолированного человека (познающего субъекта). Этот подход полагает, что такая предпосылка – тупиковая. В этом смысле изначально нужно закладывать наличие нескольких познающих субъектов, осуществляющих коммуникацию.

Отказ от картезианского понимания субъекта и «триангуляция» по Дэвидсону.

Идея «триангуляции» возникла в середине 20 века и принадлежит американскому философу Дональду Дэвидсону. Она заключается в неосуществимости познания в случае, когда познающий субъект изолирован (это и есть отказ от картезианского понимания субъекта). Для познания нужно как минимум два субъекта, которые оба воспринимают объект и друг друга (здесь присутствует язык и коммуникация) – получается треугольник. Это – минимальная структура, которая делает возможным познание. Мы снова видим, что наличие коммуникативного сообщества является трансцендентальным условием возможности познания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...