Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. «Психология профессионального развития и профессиональной подготовки» (2 часа)




ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Ключевые слова:

Тема 1. Труд, профессия, профессиональная деятельность, эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост, трудовые задачи, трудовое действие, производственная среда, должностная позиция, профессиографирование, профессиограмма, психограмма, профессионально-важные качества.

Тема 2. Трудовая мотивация, потребность, мотив, эмоциональная регуляция, удовлетворенность трудом, стимулирование труда, вознаграждение за труд, ценностные регуляторы труда, психические регуляторы труда, субъект труда, психологические признаки сознания субъекта труда.

Тема 3. Профессионализация, карьера, профессионализм, этапы и кризисы профессионального развития, профессиональная адаптация, дезадаптация, реадаптация, трудоголизм, выгорание, профессиональные деформации личности, компетенция, компетентность, квалификация, профессиональная успешность, профессиональное обучение, профессиональный тренинг, тренажеры, обучающие и профессиональные иммерсивные среды. общетрудовые умения, формирование системного мышления профессионала.

Тема 4. Интегральная индивидуальность, индивидуальный стиль деятельности, профессиональная пригодность, профессиональный отбор, профессиональный подбор, расстановка кадров, кадровый резерв, аттестация персонала, психологическая оценка персонала, ассессмент-центр.

Тема 5. Профориентация, профконсультирование, личный профессиональный план, профессиональная реориентация, кризис занятости, психологическая помощь безработным, теории профессионального самоопределения.

Тема 6. Функциональное состояние, работоспособность, состояния сниженной работоспособности, профессиональный стресс, утомление, монотония, психическое пресыщение, психопрофилактика неблагоприятных состояний, методы психологической саморегуляции.

Тема 1. «Психологическое профессиоведение» (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия: профессия, специальность, должностная позиция, профессиональная деятельность, профессиональные задачи, трудовое действие. Трудовой пост (профессиональная роль, должность) и его компоненты. Производственная среда и ее разновидности.

2. Эргатическая система и эргатическая функция. Типология эргатических функций, их эволюция в истории цивилизации.

Основные методы в современной психологии труда. Методы построения теории, эмпирико-познавательные и конструктивно-преобразующие методы.

3. Профессиографирование (job analysis), профессиограмма и психограмма. Целевая направленность профессиографирования. Анализ задач (task analysis). Принципы и методы психологического анализа профессиональной деятельности.

4. Понятие ПВК (профессионально-важных качеств, или признаков), их разновидности. Основные подходы (концепции) в выявлении ПВК.

5. Виды профессиональных действий (перцептивные, имажинитивные, мнемические, логические, контроля и самоконтроля, интерперсональные, психомоторные), способы их выявления.

6.Классификации профессий в психологии труда. Методы составления классификаций видов труда.

Литература по теме семинарского занятия:

Базовый учебник:

Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие. — М.: Изд. центр «Академия», 2008 (или изд. 2004, 2006 г.). С.36-83.

Основная литература:

Климов Е.А. Психология профессионала.  М., Воронеж, 1996. С. 68-75.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. М.: МГУ, 1998 (или М.: Изд. центр «Академия», 2004). С. 49-86.

Кузнецова А.С., Абдуллаева М.М. Структура труда и факторы успешности профессиональной деятельности // А.Б. Леонова (ред.). Организационная психология. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2012. Глава 6.

Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития (под ред. А.Б. Леоновой и О.Н.Чернышевой).  М.: Радикс, 1995. С. 21-38; 61-87.

Дополнительная литература:

Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю.Г. Психосемантические методы описания профессий // Вопросы психологии, 1986, № 3. С. 127-133.

Дикая Л.Г Актуальные проблемы и перспективные направления исследований в психологии труда в условиях глобализации / Психол. журн. Том 23, № 6, 2007. С. 29-44.

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. Глава 11. С.507-545.

Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. М.: ПЕР СЭ, 2003. Глава 5 и 6. С.100-193.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. С.45-69.

Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984. С.5-13.

Landy F.J., Conte J.M. Work in the 21st century: an introduction to industrial and organizational psychology. Third edition. Hoboken, NJ: John Willey, Sons. Inc., 2010. P. 173-226.

 

Тема 2. Анализ базовых концепций трудовой мотивации (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Базовые понятия психологии трудовой мотивации: потребность, мотив, эмоциональная регуляция, удовлетворенность, вознаграждение, ценностные регуляторы труда.

2. Основные концепции трудовой мотивации. Содержательные теории трудовой мотивации: К. Альдерфер, Д. МакКлелланд, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг. Процессуальные теории трудовой мотивации: В. Врум, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен, Дж.С. Адамс, Л. Портер и Э. Лоулер.

3. Понятие удовлетворенности трудом, уровни ее проявлений и способы формирования.

Проблема стимулирования труда. Роль вознаграждения за труд. Основные типы и факторы стимулирования труда.

4. Методы диагностики трудовой мотивации.

 

Литература по теме семинарского занятия:

Базовый учебник:

Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2008.
(или изд. 2004, 2006 г.). С. 85-114.

Основная литература:

Абдуллаева М.М., Барабанщикова В.В. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом / А.Б. Леонова (ред.). Организационная психология. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2012.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2006. Раздел 3. §13. С. 359-388.

Дополнительная литература:

Геберт Д. и фон Розенштиль Л. Организационная психология. Человек и организация. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2006. С. 50-83. 440-444.

Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта: МПСИ, 2002. Гл. 7. С.327-380.

Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2003.

С. 238-244.

Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов / Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. М.-Воронеж, 1996. С. 396-434.

Latham G.P. Work Motivation: History, Theory, Research, and Practice. SAGE, 2006. Р. 6-56.

 


Тема 3. «Психология профессионального развития и профессиональной подготовки» (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Психические регуляторы труда, их разновидности. Отличие труда от других форм ведущей деятельности. Понятие субъект труда. Психологические признаки сознания субъекта труда и их оценка. Профессиональное сознание и самосознание субъекта труда. 

2. Стадии цикла профессионализации личности.

3. Понятия: компетенция, компетентность, квалификация, карьера и профессионализм, профессиональная успешность. Виды компетентности. Компетентность работника и эффективность его деятельности. Методы оценки компетентности и эффективности.

4. Нежелательные варианты профессионального развития личности. Кризисы в профессиональном развитии личности. Понятие профессиональной акцентуации и профессионально-личностной деформации. Синдром выгорания в социономических профессиях.

5. Психологические требования к обучающим технологиям (тренажерам, профессиональным тренингам). Профессиональный тренинг в организации: особенности разработки и проведения. Психология наставничества и коучинга.

 

 

Литература по теме семинарского занятия:

Базовый учебник:

Носкова О.Г. Психология труда. М.: Изд. центр «Академия», 2008 (или изд. 2004, 2006 г.). Главы. 4-5. С.114-164, 274-291.

Обязательная литература:

Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2008. С. 2-228.

Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. М.-Воронеж, 1996. (О профессиональном самосознании). С.68-74.

Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: Образование, 1997. 238 с.

Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. М.: HIPPO, 2005. 384 с.

Чебышева В.В. Психология трудового обучения. Глава 5. Общетрудовые умения и навыки. М.: Высшая школа, 1983. С. 120-155.

 

Дополнительная литература:

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, (2 изд.). 2008. 336 с.

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. Учебное пособие. М.-Екатеринбург, 2005. 240 с.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. М., ЮНИТИ, 1998. С. 32-48; 103-116; 159-180.

Климов Е.А. Пути в профессионализм (психологический взгляд). Уч. пособие. М.: Флинта, 2003. С.125-133.

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Теория и практика / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Речь, 2010. С. 469-513.

Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения.  М.: Издательство МГУ, 1985. 207 с.

Сергеев С.Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. М.: Народное образование, 2009.  432 с.

Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. М.-Воронеж, 2004.- 320 с.

Формирование системного мышления в обучении / Под ред. З.А. Решетовой. М.: ЮНИТИ, 2002. 344 с.

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М.: Физкультура и спорт», 1985. 160 с.

Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

Равен Джон. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002. 396 с.

Chmiel, N. (Ed.). (2000). Introduction to work and organizational psychology: A European Perspective. Malden: Blackwell Publishers.

Schaufeli, W., Enzman, D. (1998). The burnout companion to study and practice: A critical analysis. London: Taylor & Francis.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...