Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подготовьтесь к проведению фокус-группы: Гендерные аспекты социальной работы.




Фокус-группа - один из качественных методов социально-психологических исследований представляет собой групповое интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от участников "субъективной" информации о том, как они воспринимают различные явления.

Оснащение:список вопросов ("топик-гайд"); бумага.

Порядок работы.

Для успешного проведения Фокус-группы до занятия будущему ведущему (модератору) необходимо приготовить список вопросов для организации групповой дискуссии. Список вопросов утверждается преподавателем, ведущим данное практическое занятие. Учебная группа на этапе проведения Фокус-группы исполняет роль приглашенных участников, часть студентов - роль исследователей-"наблюдателей". (В реальном исследовании группа участников состоит из 8 человек).

Функция "наблюдателей" - фиксировать (записывать на бумагу) всё происходящее во время групповой дискуссии. Затем вместе с модератором все студенты обрабатывают результаты проведённой групповой дискуссии.

Примерные темы групповой дискуссии (фокус-группы):

1. Домашнее насилие как социальная и психологическая проблема.

2. Анализ типов семьей, входящих в "группу риска" по домашнему насилию.

Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства:

ü пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;

ü устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

ü убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;

ü жестокое обращение с детьми (побои);

ü побеги из дома, конфликты со сверстниками.

Семьи группы риска характеризуются:

1. Слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.

2. Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.

3. Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.

4. Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.

3. Основное содержание социальной работы с семьями «группы риска».

Основными направлениями работы социального работника с семьей «группы риска» являются:

1. Выявление актуальных проблем жизнедеятельности ребенка в семье «группы риска».

2. Социально педагогическая поддержка ребенка попавшего в трудную жизненную ситуацию.

3. Гармонизация взаимоотношений между ребенком и родителями, воспитание толерантности.

4. Разработка индивидуального маршрута социально педагогической поддержки семьи.

Тема: Женский вопрос и его эволюция

Цели:

1. Формирование теоретических знаний в области женского вопроса и его эволюции, практических умений и навыков в анализе статей.

2. Сформировать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять полученную информацию по данной теме.

3. Усвоить основные этапы женского вопроса его эволюции, видных представителей постановки женского вопроса.

Основные понятия

Феминизм, «женский вопрос», женское движение, суфражизм, суфражистки, асимметрия гендерная.

План

Сущность женского вопроса.

История женского вопроса.

Женские движения.

Направления женского движения.

Ранний феминизм во Франции.

Борьба за права женщин в Соединенных Штатах.

Развитие женского движения в Европе.

Возрождение феминизма.

Получение женщинами права голоса на равной основе с мужчинами.

Список основной литературы

1. Введение в гендерные исследования. Ч.I: учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2007.

2. Введение в гендерные исследования. Ч.II: хрестоматия / Под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2008.

3. Зуйкова, Е.М. Феминология: учебное пособие / Е.М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова. - М.: Изд.-книготорг. центр "Маркетинг", 2009.

4. Петрова, Р.Г. Гендерология и феминология: учебное пособие / Р.Г. Петров. – М.: Изд. – «Дашков и Ко», 2010.   

Список дополнительной литературы

1. Введение в гендерные исследования. Ч.III: программы учебных курсов североамериканских и западноевропейских университетов / под ред. С.В. Жеребкина. – Харьков: ХЦГИ, 2002.

2. Вдовюк В. Гендерные исследования в педагогике / В. Вдовюк, С. Рыков // Высшее образование в России. – 2003. – №4.

3. Костикова И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога / И. Костикова, А. Митрофанова, Н. Пулина, Ю. Градская // Высшее образование в России. – 2006. – №2.

4. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток – Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация – XXI век, 2002.

5. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». – М.: Московский центр гендерных исследований, 2008.

В Ваш педагогический словарь

Феминизм– это женское движение за уравнение женщин в правах с мужчинами (Петрова, Р.Г. Гендерология и феминология: учебное пособие / Р.Г. Петров. – М.: Изд. – «Дашков и Ко», 2010. – С.235)

 «Женский вопрос» - это комплекс социальных проблем, включающий проблемы положения женщины в обществе и семье, охраны материнства и младенчества, освобождения женщины от разных форм угнетения (Петрова, Р.Г. Гендерология и феминология: учебное пособие / Р.Г. Петров. – М.: Изд. – «Дашков и Ко», 2010. – С.232)

Женское движение – это совокупность многих женских организаций, которые действуют в обществе с целью удовлетворения различных интересов, в том числе для фактического равноправия с мужчинами в различных социальных сферах (Петрова, Р.Г. Гендерология и феминология: учебное пособие / Р.Г. Петров. – М.: Изд. – «Дашков и Ко», 2010. – С.232)

Суфражизм– это движение за предоставление женщинам избирательных прав (Петрова, Р.Г. Гендерология и феминология: учебное пособие / Р.Г. Петров. – М.: Изд. – «Дашков и Ко», 2010. – С.235)

Суфражистки (от англ. suffrage - избирательное право) – участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Движение распространилось во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в Великобритании, США и др. (Большой энциклопедический словарь)

Асимметрия гендерная – это неравенство в социальном положении полов, неравенство шансов мужчин и женщин в различных социальных сферах, обусловленное традиционными представлениями об их предназначении (Петрова, Р.Г. Гендерология и феминология: учебное пособие / Р.Г. Петров. – М.: Изд. – «Дашков и Ко», 2010. – С.232).

 

Теоретическая часть










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...