Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: «Дети со школьными трудностями в начальной общеобразовательной школе»




Цель:познакомить студентов с психолого-педагогической проблемой обучения детей со школьными трудностями.

План

1. Школьные трудности младших школьников как психолого-педагогическая проблема.

2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся младших классов со школьными трудностями.

3. Особенности детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В результате освоения данной темы обучающийся должен:

Знать: основные категории проблемных учащихся массовой образовательной школы и критерии их выделения; психолого-педагогические особенности детей группы педагогического риска, характеристику детей группы педагогического риска, риска по здоровью, социального риска, детей с комплексными проблемами; особенности учащихся с девиантным поведением; характеристику детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии); особенности учебной деятельности и специфику учебных затруднений учащихся в зависимости от имеющихся нарушений.

Уметь: использовать теоретические схемы и конструкции для анализа и оценки конкретных педагогических фактов, осуществлять анализ затруднений в обучении учащихся, исходя из понимания закономерностей развития обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, уметь исследовать различные стороны детского развития, вступать в диалог с ребенком, понимать и объяснять различные формы детского поведения.

Владеть: способностью использовать полученные знания при проектировании и организации образовательных процессов и собственной педагогической деятельности.

Основные понятия:

школьные трудности, ограниченные возможности здоровья, педагогическая запущенность, группа педагогического риска, академического риска, социального риска, девиантное поведение

Вопросы для обсуждения

I. Категории учащихся со школьными трудностями.

1. Понятие школьных трудностей.

2. Категории учащихся со школьными трудностями.

3. Педагогически запущенные учащиеся.

4. Дети группы педагогического риска.

5. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья и адаптации.

6. Особенности учебной деятельности, отношений, поведения педагогически запущенных школьников.

7. Девиантные учащиеся.

8. Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков.

II. Психолого-педагогическая характеристика учащихся группы риска.

1. Понятие дети группы педагогического риска.

2. Характеристика учебной деятельности и обучаемости учащихся группы риска.

3. Интеллектуальная пассивность учащихся.

4. Операционально-техническая интеллектуальная пассивность.

5. Мотивационная интеллектуальная пассивность.

6. Частичная и общая интеллектуальная пассивность.

7. Особенности поведения учащихся группы риска.

8. Дети группы академического риска.

9. Группа детей социального риска.

10. Группа риска по здоровью.

11. Группа детей с комплексными проблемами.

III. Психолого-педагогические особенности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

1. Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (с особыми образовательными нуждами, отклонениями в развитии, патологиями развития, аномалиями развития).

2. Группы детей с нерезко выраженными нарушениями развития, их характеристика.

3. Дети и подростки, имеющие ограниченные возможности интеллектуального развития (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития).

4. Дети и подростки с ограниченными возможностями сенсорного развития (с нарушениями зрения и слуха).

5. Дети и подростки с ограниченными возможностями движения

(с детским церебральным параличом и миопатией).

6. Дети и подростки с нарушением речевой деятельности.

7. Дети и подростки с отклонением поведения вследствие нарушения эмоционально-волевой сферы (с реактивными состояниями, внутренними конфликтами, психопатиями и патологическим формированием личности). 

Темы реферативных и курсовых работ

1. Особенности учебной деятельности детей и подростков со слабовыраженными отклонениями в развитии.

2. Специфика учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

3. Активизация познавательной деятельности учащихся с задержкой психического развития.

4. Изучение процесса адаптации первоклассников группы риска.

5. Изучение процесса адаптации учащихся группы риска к обучению в среднем звене школы.

6. Изучение особенностей психического развития дезадаптированных первоклассников.

7. Особенности личностного развития младших школьников (подростков) группы педагогического риска.

8. Причины и типы нарушений поведения у младших школьников.

9. Педагогическая коррекция отклонений в поведении младших школьников.

Рекомендуемая литература:

ОСНОВНАЯ

1. Голик А.Н. Введение в педагогическую психиатрию: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО,2000.

2. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Дон: «Феникс», 2004.

3. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

4. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

5. Специальная педагогика./ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред.Н.М. Назаровой – 3-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

6. Специальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

7. Шилова Т. А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: ( Книга для учителя и школьного психолога ) / Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников нар.обр. Моск. обл. – М.: ИПК и ПРНО МО, 1995.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973.

2. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. – М.: ВЛАДОС, 2000.

3. Дефектология: Словарь-справочник. / Авт.– сост. С. С.Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова. – М.; Новая школа, 1996.

4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

5. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

6. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.– М.: ТЦ «Сфера», 2002.

7. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Изд. центр «Академия», 1996.

8. Усанова О. Н. Дети с проблемами психического развития. – М.: НПЦ «Коррекция», 1995.

 

Семинар № 4.

Тема: «Педагогическая и психологическая диагностика в коррекционно-развивающей работе в начальной школе»

Цель:раскрыть основы педагогической и психологической диагностики в коррекционно-развивающей работе в начальной школе.

План

1. Педагогическая и психологическая диагностика как основа коррекционно-развивающей помощи младшим школьникам.

2. Место и задачи педагогической диагностики в многоуровневой системе изучения ребенка.

3. Педагогическая диагностика предпосылок школьной дезадаптации.

4. Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений как основа индивидуализации обучения и коррекционно-развивающей помощи.

5. Психолого-педагогическая диагностика эффективности коррекционно-развивающей работы в начальной школе.

В результате освоения данной темы обучающийся должен:

Знать: основы педагогической диагностики, основные методы и приемы педагогической диагностики предпосылок и признаков адаптационных нарушений школьников; принципы выделения критериев и показателей эффективности коррекционно-развивающей деятельности.

Уметь: проводить диагностику предпосылок и признаков адаптационных нарушений, адекватно подбирать диагностические процедуры, проводить диагностику коррекционно-развивающей работы с учащимися группы риска всех возрастных категорий, анализировать и оценивать результативность проводимой коррекционно-развивающей работы.

Владеть: владеть методами и приемами педагогической диагностики.

Основные понятия:

педагогическая диагностика, психологическая диагностика, школьная дезадаптация, адаптационные нарушения, индивидуализация обучения

Вопросы для обсуждения

I. Педагогическая и психологическая диагностика как основа коррекционно-развивающей помощи.

1. Место и роль педагогической диагностики в коррекционно-развивающей работе.

2. Определение уровня актуального и ближайшего развития ребенка.

3. Связь педагогической и психологической диагностики.

4. Принципы педагогической диагностики.

5. Изучение ребенка в деятельности.

6. Разносторонность изучения, динамичность, использование в процессе изучения ребенка комплекса взаимозаменяемых методов.

7. Методы педагогической диагностики.

a) Метод педагогического тестирования.

b) Метод направленных наблюдений.

c) Беседа.

d) Обучающий эксперимент.

e) Анализ медицинской документации ребенка.

f) Обобщение данных независимых характеристик.

8. Основные принципы и общая характеристика психодиагностической работы с детьми.

9. Психодиагностика познавательных особенностей и уровня умственного развития детей.

10. Психодиагностика особенностей эмоциональной сферы детей.

11.  Психодиагностика особенностей мотивационно-потребностной сферы личности учащихся.

12. Психодиагностика характерологических особенностей детей.

II. Диагностика предпосылок и признаков школьных трудностей учащихся начальных классов.

1. Программа диагностики предпосылок и признаков адаптационных нарушений.

2. Изучение личностных особенностей в процессе обучения.

3. Изучение познавательной деятельности школьников.

4. Диагностика особенностей овладения знаниями.

5. Формы учета данных о динамике развития школьника.

6. Психолого-педагогическая диагностика эффективности коррекционно-развивающей работы в начальной школе.

7. Критерии и показатели эффективности.

8. Методы и приемы психолого-педагогической диагностики готовности проблемных учащихся начальных классов к переходу в среднее звено школы.

III. Диагностика эффективности коррекционно-развивающей работы с младшими подростками классов КРО.

1. Критерии и показатели результативности коррекционно-развивающей работы.

2. Отношение к учению как обобщенный критерий эффективности коррекционной работы с младшими подростками группы риска.

3. Критерии отношения к учению: познавательные интересы, самооценка, эмоциональное благополучие. Их показатели и уровни.

4. Диагностика отношения к учению.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...