Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3.2. Ассоциативная психология в XVIII в.




Психология.

План практических семинарских занятий по дисциплине «История психологии». 1 семестр (18/36)

Раздел 1. Роль, модели и методы историко-психологического познания

Тема 1.1. История психологии как наука.

Семинар № 1

План:

1. Определение предмета истории психологии как истории научно-психологической мысли.

2. Задачи и методы истории психологии.

3. Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки.

4. Модели и методы историко-психологического познания.

5. Принципы развития и структурирования психологического знания.

 

Литература:

1. Ждан, А. Н. История психологии [текст]: от античности к современности / А. Н. Ждан. – 3-е изд., исправл. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 512 с.

2. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Дайте письменный ответ на вопрос: «Для чего необходимо изучать историю возникновения и формирования науки психология?».

2. Просмотрите и выпишите 5-6 примеров понимания или описания феномена «души» в древних мифах и легендах разных народов мира. Желательно, чтобы это были представления одной исторической эпохи. Проведите сравнительную характеристику этих пониманий.



Раздел 2. Генезис и становление представлений о психической реальности в античности и средневековье.

Тема2.1. Античная психология.

Семинар № 2.

План:

1. Зарождение психологических идей в древней Греции.

2. Развитие психологического знания в период расцвета Древней Греции.

3. Психологические взгляды Платона и Аристотеля.

4. Эволюция психологических учений в периоды эллинизма и Древнего Рима.

5. Значение вклада античных ученых в становление мировой психологической науки.

 

Литература:

1. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко / 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.

2. Ждан, А. Н. История психологии [текст]: от античности к современности / А. Н. Ждан. – 3-е изд., исправл. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 512 с.

3. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.

4. Петровский, А. В. История психологии [Текст]: учебное пособие для высшей школы / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. – 448 с.

5. Смит, Р. История психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Роджер Смит. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Сравните наиболее ранние формы мировоззрения человека – анимизм и гилозоизм, указав и содержательно раскрыв основные параметры их различия. Работу можно оформить в виде таблицы.

Анимизм Критерии различия Гилозоизм
  1.  
  2.  
  3….  
  …..  

Переход от анимизма к гилозоизму можно оценивать как революционный потому, что…. (Продолжите мысль, письменно дав ответ в развернутой форме).

 

2. Заполните следующую таблицу:

Автор/направление Основные положения, теории Дальнейшее развитие
Аристотель    
Анаксагор    
Анаксимандр    
Анаксимена    
Гиппократ    
Гераклит    
Демокрит    
Сократ    
Платон    
Пифагор    
Протагор    
Киники    
Стоики    
Эпикур    
Фалеса    

 


 

Тема 2.2. Психологические взгляды мыслителей средневековья и эпохи Возрождения.

Семинар № 3

План:

1. Психологические взгляды мыслителей средневековья.

2. Социокультурные и научные предпосылки развития психологической мысли арабского Востока и Западной Европы в средние века.

3. Развитие психологических идей восточного мира в средние века.

4. Эволюция психологического знания феодальной Европы.

5. Психологические мысли в эпоху Возрождения.

6. Научное знание и особенности психологических воззрений периода средневековья.

7. Генезис и становление представлений о психической реальности в Античности и Средневековье.

 

Литература:

1. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко / 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.

2. Ждан, А. Н. История психологии [Текст]: от античности к современности / А. Н. Ждан. – 3-е изд., исправл. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 512 с.

3. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.

4. Петровский, А. В. История психологии [Текст]: учебное пособие для высшей школы / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. – 448 с.

5. Смит, Р. История психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Роджер Смит. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Проведите сравнительный анализ сходств и различий в филосовских концепциях средневековой Европы и арабоязычных исследователей.

2. Заполните таблицу в хронологическом порядке.

Автор, годы жизни Психологические воззрения Основные работы
Августин Аврелий    
Фома Аквинский    
Р. Бэкон    
У.Оккам    
Леонардо да Винчи    
Б. Телезио    
Х. Вивес    
Х. Уарте    
Г. Перейро    
А. Везалий    

 


 


Раздел 3. Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия психических и физических феноменов

Тема 3.1. Выделение сознания как критерия психики в XVII в.

Семинар № 4

План:

1. Рационалистическая философия Рене Декарта – основные научные проблемы и их решение в философии Декарта (идея дуализма, механизм рефлекса, рефлекторная природа человека, сознания, аффектов, идея соотношения души и тела, место сознания в жизни человека).

2. Философское учение Бенедикта Спинозы (отличие монизма Спинозы от дуализма Декарта, понятие субстанции и ее специфические характеристики, развернутое представление о сознании и 4 способа приобретения знаний).

3. Эпифеноменалистическое учение Томаса Гоббса о сознании (понятие эпифеномена, материальное и духовное в жизни человека, соотношение психики и ощущения, виды способностей).

4. Эмпирическая философия сознания Джона Локка (понятие опыта и его источники, идея и виды идей, схема формирования сложных идей).

5. Философско-психологическое учение Готфрида Лейбница (психофизика и психофизиология, предустановленная гармония, место бессознательного в психике человека).

 

Литература:

1. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко / 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.

2. Ждан, А. Н. История психологии [текст]: от античности к современности / А. Н. Ждан. – 3-е изд., исправл. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 512 с.

3. Мазилов, В. А. Методология психологии [Текст]: Учебное пособие / В. А. Мазилов. – Ярославль: МАПН, 2007. – 344 с.

4. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. Д. Марцинковская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.

5. Петровский, А. В. История психологии [Текст]: учебное пособие для высшей школы / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. – 448 с.

6. Рубинштейн С.Л. Развитие психологии в Новое время // Хрестоматия по курсу Введение в психологию. – М.: РПО, 1999. – С. 86-94. 6. Смит, Р. История психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Роджер Смит. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.

7. Смит, Р. История гуманитарных наук [Текст]: / Роджер Смит. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. – 392 с.

8. Смит, Р. История психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Роджер Смит. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Работа в форме сочинения или изложения.

Выразите свое отношение к философским взглядам одного или нескольких из рассмотренных ученых, соглашаясь или опровергая его понимание природы человеческой психики и бытия.


 


Тема 3.2. Ассоциативная психология в XVIII в.

Семинар № 5

План:

1. Развитие эмпирического направления в психологии XVIII века.

2. Естественнонаучные взгляды французских энциклопедистов.

3. Зарождение культурно-исторического и гуманистического направлений в науке о сознании.

4. Обоснование социокультурных детерминант психической жизни человека.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...