Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар №3. Эмоционально-волевая сфера личности и её индивидуальность




Модуль №1. Основы общей психологии и психологии личности

Семинар №1. Психология как наука и практика

Теоретические вопросы:

1. Предмет, объект, задачи и методы психологии

2. Основные этапы развития психологической науки

3. Место психологии в системе наук

4. Основные отрасли психологии

5. Основные направления психологии

6. Объективные методы психологии: наблюдение, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности,   опрос, математическое моделирование и статистический анализ.

7. Методы описания и понимания психологии человека: интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация.

8. Методы психологической практики: психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотренинг.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение психики, психической деятельности человека.

2. В чем состоит сущность психологического, психики человека и ее особенностей?

3. С чем связано существование множества школ и направлений в психологии?

4. Какие направления наиболее интересны для вашей практической деятельности?

5. В чем отличие научного наблюдения от обыденного, житейского?

6. В чем отличие методов наблюдения и эксперимента?

7. Какие виды эксперимента используются в психологических исследованиях? Что общего между ними и в чем их отличие?

8. Чем психологические тесты отличаются от других методов психодиагностики? Каковы преимущества и недостатки тестов?

9. Обоснуйте, какие методы особенно распространены в нашем учебном процессе и почему?

10. Проанализируйте следующий текст и ответьте на поставленный в нем вопрос. Чем объяснить, что между мыслью и действием не всегда есть однозначное соответствие? В чем ценность метода наблюдения и в чем его недостатки?

 «Психика человека не замкнутый в себе мир. Наши мысли, чувства, мечты и

стремления проявляются в делах и поступках. А они доступны внешнему

объективному наблюдению. Их можно записывать, снимать на пленку и т.д.

Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение –

могучий метод естествознания. И его широко используют, но… Скажите,

одинаково ли вы себя ведете наедине с самим собой и когда знаете, что вас изучают, наблюдают за вами?»

 

Литература:

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003. – 496с. 

2. Бачинин, В.А. Психология [Текст]: энцикл. слов. / В. А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.- 272с.

3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. –176с.

4. Немов, Р.С.Психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов. - М.: Высш. образование, 2008.- 639с.

5. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 544с.

6. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учеб. для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2001. - 512 с Психология [Текст]: учеб. для втузов / под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с.

7. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб. [и др.]: Питер, 2007.-432с.

8. Феоктистова, С.В.    Психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. - М.: Академия, 2009.-240с.

Семинар №2.  Психические познавательные процессы

Теоретические вопросы:

1. Понятие об ощущениях: роль в жизни человека, физиологическая       основа, классификация ощущений, свойства ощущений.

2. Изменение чувствительности, пороги чувствительности.

3. Основные законы восприятия и их определение.

4. Понятие о внимании, функции, физиологические основы (принцип доминанты), и свойства внимания.

5. Общее представление о памяти, процессы памяти. Мнемотехника.

6. Общая характеристика мышления, виды и формы мышления.

7. Мыслительные операции. Процесс решения задач.

8. Понятие воображения, его функции и особенности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.  Заполните таблицу: Основные свойства сенсорных процессов

 

Модальность Чувственный орган и рецепторы Качество ощущений
     

 

2.Выписать определения: адаптация, сенсибилизация, синестезия и привести примеры.

3.Сравните процессы ощущения и восприятия и заполните таблицу

  Ощущение Восприятие
1. Сущность    
2. Физиологическая основа    
3. Особенности процесса    
4. Результат процесса    

5. Заполните таблицу: Виды внимания

 

Виды Условия возникновения Основные характеристики Механизмы
Непроизвольное      
Произвольное      
Послепроизвольное      

 

6. Заполните таблицу: Виды памяти и их определение

По модальности По характеру целей деятельности По длительности сохранения материала
     
     
     

 

7. Выпишите индивидуально-типологические особенности памяти и причины, влияющие на продуктивность памяти (обЪективные, субективные).

      8. Выпишите виды мышления и их определения:

· По форме

· По степени новизны и оригинальности

· По характеру решаемых задач

· По степени развернутости

· По количеству решений

9. Выпишите основные мыслительные операции и дайте их определения.

10. Выпишите виды воображения и дайте краткую характеристику

· По способам активности

· По результатам

11. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое

предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.

 

1. Какая особенность ощущений зафиксирована в перечисленных устойчивых выражениях речи?

 

«Острый вкус», «кричащий цвет», « сладкие звуки», «горькая правда»,

«соленые шутки», «грязный язык», «щекотание нервов», «жесткий стиль»,

«ласковый ветер», «теплые тона», «нежные речи», блестящая работа».

 

13. Проанализируйте приведенные высказывания. С какими из них вы согласны, с какими – нет и почему?

1). Мысль о вещи есть отражение вещи, но не просто отражение, а такое,

которое, будучи обработанным средствами абстрактного мышления, пройдя через чистилище опыта, вновь возвращается к этой вещи, но уже дает ее в расчлененном и обобщенном виде. (А.Г.Спиркин)

2). Мышление есть процесс чистой активности сознания.

3). Мышление есть проявление особой духовной способности человека.

4). Разум и постигаемое разумом – одно и то же. (Гегель)

5). Мышление есть поведение, двигательная активность/ совершенно такая же, как игра в теннис, гольф или другая форма мускульного усилия.

 

Литература:

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003. -496с.

2. Бачинин, В.А. Психология [Текст]: энцикл. слов. / В. А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.- 272с.

3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005.- 176с.

4. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / И. П. Калошина. - 3-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 655с.

5. Немов, Р.С.Психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов. - М.: Высш. образование, 2008.- 639с.

6. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 544с.

7. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учеб. для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2001. - 512 с Психология [Текст]: учеб. для втузов / под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с.

8. Психология [Текст]: учеб. для втузов / под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с.

9. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб. [и др.]: Питер, 2007.- 432с.с.

10. Феоктистова, С.В.    Психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. - М.: Академия, 2009.

 

Семинар №3. Эмоционально-волевая сфера личности и её индивидуальность

Теоретические вопросы:

1. Понятие об эмоциях, их виды и функции.

2. Чувства, виды чувств.

3. Эмоциональные состояния: аффект, настроение, стресс, страсть, фрустрация.

4. Способы эмоциональной регуляции и психологической защиты.

5. Понятие о темпераменте, физиологические основы темперамента. Учение И.П. Павлова о ВНД.

6. Типы темперамента. Темперамент и деятельность. Темперамент и личность.

7. Понятие о характере. Типология характеров. Акцентуация характеров.

8. Формирование характера. Роль среды, наследственности, воспитания, деятельности.

9. Понятие об индивидуальности.

10. Формирование и развитие личности. Направленность личности.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Выпишите основные функции эмоций.

2. Сравните эмоции и чувства.

3. Выпишите определения эмоциональных состояний: аффект, настроение, стресс, страсть, фрустрация.

4. Выпишите определения свойств темперамента и заполните таблицу:

  Сензитивность Активность Реактивность Соотношение активности и реактивности Темп Пластичность/ригидность Экстраверсия/интроверсия Эмоциональная возбудимость
С                
Х                
Ф                
М                

 

 

5. Приведите примеры черт характера в следующих классификациях:

 

А) По отношению

К себе

К другим

К труду

К собственности

 

Б)

Эмоциональные

Волевые

Интеллектуальные

 

6. Выпишите определения следующих понятий: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность.

 

7. Дайте определения формам направленности личности: потребности, мотивы, интересы, желания, склонности, идеал, убеждения, мировоззрение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...