Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семинар №3. Эмоционально-волевая сфера личности и её индивидуальностьСтр 1 из 4Следующая ⇒
Модуль №1. Основы общей психологии и психологии личности Семинар №1. Психология как наука и практика Теоретические вопросы: 1. Предмет, объект, задачи и методы психологии 2. Основные этапы развития психологической науки 3. Место психологии в системе наук 4. Основные отрасли психологии 5. Основные направления психологии 6. Объективные методы психологии: наблюдение, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности, опрос, математическое моделирование и статистический анализ. 7. Методы описания и понимания психологии человека: интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация. 8. Методы психологической практики: психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотренинг.
Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Дайте определение психики, психической деятельности человека. 2. В чем состоит сущность психологического, психики человека и ее особенностей? 3. С чем связано существование множества школ и направлений в психологии? 4. Какие направления наиболее интересны для вашей практической деятельности? 5. В чем отличие научного наблюдения от обыденного, житейского? 6. В чем отличие методов наблюдения и эксперимента? 7. Какие виды эксперимента используются в психологических исследованиях? Что общего между ними и в чем их отличие? 8. Чем психологические тесты отличаются от других методов психодиагностики? Каковы преимущества и недостатки тестов? 9. Обоснуйте, какие методы особенно распространены в нашем учебном процессе и почему? 10. Проанализируйте следующий текст и ответьте на поставленный в нем вопрос. Чем объяснить, что между мыслью и действием не всегда есть однозначное соответствие? В чем ценность метода наблюдения и в чем его недостатки? «Психика человека не замкнутый в себе мир. Наши мысли, чувства, мечты и стремления проявляются в делах и поступках. А они доступны внешнему объективному наблюдению. Их можно записывать, снимать на пленку и т.д. Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение – могучий метод естествознания. И его широко используют, но… Скажите, одинаково ли вы себя ведете наедине с самим собой и когда знаете, что вас изучают, наблюдают за вами?»
Литература: 1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003. – 496с. 2. Бачинин, В.А. Психология [Текст]: энцикл. слов. / В. А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.- 272с. 3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. –176с. 4. Немов, Р.С.Психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов. - М.: Высш. образование, 2008.- 639с. 5. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 544с. 6. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учеб. для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2001. - 512 с Психология [Текст]: учеб. для втузов / под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с. 7. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб. [и др.]: Питер, 2007.-432с. 8. Феоктистова, С.В. Психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. - М.: Академия, 2009.-240с. Семинар №2. Психические познавательные процессы Теоретические вопросы: 1. Понятие об ощущениях: роль в жизни человека, физиологическая основа, классификация ощущений, свойства ощущений. 2. Изменение чувствительности, пороги чувствительности. 3. Основные законы восприятия и их определение. 4. Понятие о внимании, функции, физиологические основы (принцип доминанты), и свойства внимания. 5. Общее представление о памяти, процессы памяти. Мнемотехника. 6. Общая характеристика мышления, виды и формы мышления. 7. Мыслительные операции. Процесс решения задач. 8. Понятие воображения, его функции и особенности. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Заполните таблицу: Основные свойства сенсорных процессов
2.Выписать определения: адаптация, сенсибилизация, синестезия и привести примеры. 3.Сравните процессы ощущения и восприятия и заполните таблицу
5. Заполните таблицу: Виды внимания
6. Заполните таблицу: Виды памяти и их определение
7. Выпишите индивидуально-типологические особенности памяти и причины, влияющие на продуктивность памяти (обЪективные, субективные). 8. Выпишите виды мышления и их определения: · По форме · По степени новизны и оригинальности · По характеру решаемых задач · По степени развернутости · По количеству решений 9. Выпишите основные мыслительные операции и дайте их определения. 10. Выпишите виды воображения и дайте краткую характеристику · По способам активности · По результатам 11. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.
1. Какая особенность ощущений зафиксирована в перечисленных устойчивых выражениях речи?
«Острый вкус», «кричащий цвет», « сладкие звуки», «горькая правда», «соленые шутки», «грязный язык», «щекотание нервов», «жесткий стиль», «ласковый ветер», «теплые тона», «нежные речи», блестящая работа».
13. Проанализируйте приведенные высказывания. С какими из них вы согласны, с какими – нет и почему? 1). Мысль о вещи есть отражение вещи, но не просто отражение, а такое, которое, будучи обработанным средствами абстрактного мышления, пройдя через чистилище опыта, вновь возвращается к этой вещи, но уже дает ее в расчлененном и обобщенном виде. (А.Г.Спиркин) 2). Мышление есть процесс чистой активности сознания. 3). Мышление есть проявление особой духовной способности человека. 4). Разум и постигаемое разумом – одно и то же. (Гегель) 5). Мышление есть поведение, двигательная активность/ совершенно такая же, как игра в теннис, гольф или другая форма мускульного усилия.
Литература: 1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003. -496с. 2. Бачинин, В.А. Психология [Текст]: энцикл. слов. / В. А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.- 272с. 3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005.- 176с. 4. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / И. П. Калошина. - 3-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 655с. 5. Немов, Р.С.Психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов. - М.: Высш. образование, 2008.- 639с. 6. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 544с. 7. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учеб. для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2001. - 512 с Психология [Текст]: учеб. для втузов / под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с. 8. Психология [Текст]: учеб. для втузов / под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с. 9. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб. [и др.]: Питер, 2007.- 432с.с. 10. Феоктистова, С.В. Психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. - М.: Академия, 2009.
Семинар №3. Эмоционально-волевая сфера личности и её индивидуальность Теоретические вопросы: 1. Понятие об эмоциях, их виды и функции. 2. Чувства, виды чувств. 3. Эмоциональные состояния: аффект, настроение, стресс, страсть, фрустрация. 4. Способы эмоциональной регуляции и психологической защиты. 5. Понятие о темпераменте, физиологические основы темперамента. Учение И.П. Павлова о ВНД. 6. Типы темперамента. Темперамент и деятельность. Темперамент и личность. 7. Понятие о характере. Типология характеров. Акцентуация характеров. 8. Формирование характера. Роль среды, наследственности, воспитания, деятельности. 9. Понятие об индивидуальности. 10. Формирование и развитие личности. Направленность личности.
Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Выпишите основные функции эмоций. 2. Сравните эмоции и чувства. 3. Выпишите определения эмоциональных состояний: аффект, настроение, стресс, страсть, фрустрация. 4. Выпишите определения свойств темперамента и заполните таблицу:
5. Приведите примеры черт характера в следующих классификациях:
А) По отношению К себе К другим К труду К собственности
Б) Эмоциональные Волевые Интеллектуальные
6. Выпишите определения следующих понятий: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность.
7. Дайте определения формам направленности личности: потребности, мотивы, интересы, желания, склонности, идеал, убеждения, мировоззрение.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 235. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |