Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 5. Рационализм западноевропейской и классической философии ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
1. Особенности философии Нового времени. Проблема метода познания в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт). 2. «Механицизм» в подходе к объяснению природных и социальных явлений в философии XVII века. «Человек–машина» Ламетри. 3. Рационализм эпохи Просвещения. Мировоззренческие основания и особенности философской мысли эпохи Просвещения. 4. Немецкая классическая философия, ее особенности. 5. Трансформация традиций классического философского наследия в философии марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс). Диалектический материализм и материалистическое понимание истории.
Ключевые понятия по теме Методология, рационализм, сенсуализм, эмпиризм, индукция, дедукция, экспериментальная наука, дуализм, деизм, атеизм, просвещение, механицизм, секуляризация, агностицизм, объективный идеализм, Абсолютный Дух, трансцендентный, трансцендентальный, «вещь в себе», идеалистическая диалектика, субъективный идеализм, объективный материализм, отчуждение, субъективный материализм, материалистическая диалектика, социальный прогресс, общественно-экономическая формация, Темы для докладов 1. «Царство разума» философов-просветителей в исторической перспективе. 2. Сомнение Ж.-Ж. Руссо в благотворности человеческого разума как самокритика философии Просвещения. 3. Критика философских идей эпохи Просвещения. 4. Протестантская этика и «дух капитализма». 5. Критика «религии прогресса» и саморазрушение «проекта Просвещения».
Творческие задания 1. Р. Декарт писал: «Различие наших мнений происходит не от того, что одни люди разумнее других, но только от того, что мы направляем наши мысли различными путями и рассматриваем не те же самые вещи. Ибо мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Объясните смысл рассуждений и изложите собственную точку зрения на проблему. Ответьте на вопросы: а) Почему, начиная с XVII в., ученые стали разрабатывать и развивать методологический, познавательный аспект философии? б) Покажите связь идей Декарта с основными принципами философии XVII в.
2. «Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств» (Д. Беркли). Какие взгляды отражают этот тезис? Найдите несколько способов его опровержения.
4. Кому из философов Нового времени принадлежит тезис: «Свобода есть осознанная необходимость»? С чем он связан, какую научную основу имеет, традиции какой этической школы он продолжает? 5. Разместите в порядке следования стадии индукции, разработанные Ф. Бэконом: Констатация истинного проверяемого знания; Сбор материалов, фактов природы; Построение выводов путем обобщения опытных данных; Исследование элементов, анализ составных частей предметов; Наблюдение, опытная активность. 6. «Душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело» (М. Монтень:«Опыты»). Согласны ли вы с этим утверждением? Какие философские учения могут его подтвердить? 7. Проведите анализ высказывания Г.В.Ф. Гегеля «Все действительное разумно, все разумное действительно». Есть ли в нем логическое противоречие? Можете ли Вы показать несостоятельность такого подхода к объяснению жизни общества, социальных отношений, сознательной деятельности людей? 9. Заполните схему и объясните ее смысл:
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |