Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Философия Античности




1. Античная философия и основные этапы ее развития.

2. Космоцентризм ранней греческой философии.

3. Начало диалектики. Атомистическая трактовка бытия.

4. Философия Сократа, Платона и Аристотеля.

5. Философия эпохи эллинизма. Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.

Ключевые понятия по теме:

Натурфилософия, элеаты, диалектика, космоцентризм, атом, материя, эйдос, объективный идеализм, материализм, антропология, софистика, платонизм, эпикуреизм, стоицизм,

 

Темы для докладов и дискуссий

 

1. Проблема первоначала в древнегреческой философии.

2. Атомистическое мировоззрение Демокрита и его роль в понимании динамики мироздания.

3. Аскетизм киников и гедонизм киринайков как два типа мировоззрения и моделей человеческого поведения.

Творческие задания

1. Гераклит критиковал Гомера следующим образом: «Этот мудрейший из эллинов, сказавший «Да исчезнет вражда среди богов и людей», не понял, что с исчезновением борьбы все исчезнет». Дайте философский анализ высказанным афоризмам.

2. Используя высказывания Сократа «Познай самого себя» и «Я знаю, что ничего не знаю…», а также приведенный ниже план, изложите его учение о методе философствования.

а) Сомнение, скепсис (акаталепсия)

б) Ирония (выявление противоречия)

в) Майевтика (поиск ответов)

г) Индукция (наведение)

д) Дефиниция (определение)

 

4. Прокомментируйте высказывание Аристотеля: «Удивление побуждает людей философствовать». Как соотносится это суждение с общим способом и стилем философствования античности?

 

5. Кому из философов античности принадлежат данные высказывания и афоризмы:

а) «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины»;

б)«То, что движется, не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет»;

в) «Есть только одно благо – знание и одно только зло – невежество».

г)«Человек есть мера всех вещей, существованию существующих и несуществованию несуществующих»

д)«Знание – это припоминание виденного в потустороннем мире».

(Зенон, Пифагор, Платон, Протагор, Сократ)

 

6. Заполните схему понятиями из учения Платона об идеях:

 

 


7. Как Вы полагаете, почему каждое приходящее в мир поколение людей обращается к изучению античной философии и культуры, и в чем тайна ее огромной притягательности?

 


Тема 4. Философия Средневековья и Возрождения

1. Исторические этапы развития средневековой философии и особенности средневекового философского мышления.

2. Схоластика как рационализация христианского вероучения.

3. Арабоязычная философия средних веков (Авиценна, Аверроэс).

4. Основные черты философской мысли эпохи Ренессанса.

5. Историческое значение Ренессанса. Ценностно-мировоззренческие установки и идеи эпохи Возрождения как духовная основа становления техногенной цивилизации в Западной Европе.

 

Ключевые понятия по теме:

Теоцентризм, христианство, патристика, схоластика, внутренний человек, креационизм, провиденциализм, сотериология, эсхатология, экзегетика; антропоцентризм, гуманизм, титанизм, обратная сторона титанизма, пантеизм, индивидуализм,

Темы для докладов

1. Спор об универсалиях в средневековой философии: реализм и номинализм.

2. Проблема обоснования бытия Бога (Августин, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский).

3. Решение вопроса о соотношении души и тела, разума и веры, свободы и воли, сущности и существования в средневековой философии.

4. Человек – центр мироздания: стихийный индивидуализм и антропоцентризм эпохи Ренессанса.

5. Человек как «существо, сознающее свою греховность» (М. Лютер).

 

Творческие задания

 

1. Впишите в таблицу наименования пяти доказательств бытия Бога,

по Ф. Аквинскому:

 

№ п/п Суть: Бог существует ибо Он… Содержание доказательства
1.   Следует признать перводвигатель, который сам недвижим ничем более, а под ним необходимо разуметь Бога
2.   Действующие причины не могут быть бесконечны, поэтому необходимо полагать наличие первопричины всего происходящего или Бога.
3.   Должна существовать некая необходимая сущность, не имеющая внешнего источника (причины) своей необходимости, сама по себе сущность, являющаяся возможностью и необходимостью всего случайного. Это – Бог.
4.   Все имеет различные степени совершенства, поэтому сущность, являющаяся пределом всяческого совершенства, это и есть Бог.
5.   Целесообразность в природе может осуществляться благодаря действию сознательной воли. Поскольку вещи лишены разума, то существует тот, кто упорядочивает все, полагает цель для всего, что происходит в природе. Его называют Богом.

 

Проинтерпретируйте доказательства бытия Бога, найдите контраргументы на этот счет.

 

2. Назовите имена отечественных мыслителей средневековья, заложивших своими работами начала философии на Руси:

 

Имя, годы жизни Работы
_________?__________ (ХIв.) митрополит Киевский Слово о законе и благодати Исповедание веры Молитва
_________?__________ (ок. 1036-1074), игумен Слово о терпении и о любви, и о посте Вопрос князя Изяслава к Феодосию Слово о хождении к церкви и о молитве
  _________?__________ (ХIIв.) митрополит Послание пресвитеру Фоме Поучение в неделю всех святых
_________?__________ (ок. 1130-1182), епископ Притча о человеческой душе и о теле Повесть о белоризце-человеке и о монашестве Слово о расслабленном О летописцах и песнотворцах Слово и похвала святым отцам
_________?__________ (ХII– нач. XIIIвв.) Слово Даниила Заточника Моление Даниила Заточника

 

3. Заполните таблицу:

 

  Общие черты, направления мысли, школы Представители и их работы Важнейшие философские идеи, проблемы Высказывания, афоризмы
  Итальянское Возрождение          
  Реформация            

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...