Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Философия древнего Востока и АнтичностиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Раздел 1 История философии Тема 1. Предмет и роль философии в жизни общества и человека
1. Философия, мировоззрение, культура. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. 2. Специфика философского знания и проблемное поле философии. 3. Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. 4. Социокультурный статус и функции философии в современном мире. 5. Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.
Ключевые понятия по теме: Мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, философия, философское мировоззрение, онтология, гносеология, аксиология, праксиология, теория, идеализм, материализм,
Темы для докладов 1. Философия как теоретическая форма самосознания общества. 2. Философия как образ жизни и возможность выбора человеком собственной судьбы. 3. Предназначение философии, ее смысл и функции. 4. Философия как «мыслящий дух эпохи». 5. Вызовы современности и прогностическая функция философии.
Творческие задания 1. «Одним из источников философии выступает обыденное сознание. Но оно, по сути, противоположно философии. Обыденное сознание складывается в повседневной жизни людей, в течение долгого времени и приобретает силу абсолютного знания, житейских догм. Философия выступает в качестве ниспровержения догм обыденного сознания. Обыденное сознание не выносит философии, отвергает ее, но все же является источником ее возникновения…». Продолжите рассуждение о взаимоотношениях обыденного сознания и философии, стремясь доказать невозможность возникновения и существования последней без обращения к житейскому опыту, утверждая обыденное сознание как источник философии. Используйте в доказательстве такие понятия как истина, здравый смысл, житейский опыт, размышление, разум, анализ и синтез, обобщение, абстракция и т.д. Выслушайте аргументацию оппонентов, ответьте на их возражения и вопросы. Постарайтесь, не ссылаясь на авторитетные источники, убедить их в своей правоте. 2. Распределите в соответствии с представленными в таблице основными типами мировоззрения данные черты и характиристики и заполните таблицу: - основа возникновения и существования – вера; - мировоззрение, которое сформировалось у людей в доархаичную эпоху; - мировоззрение, сформированное в период перехода общества к цивилизации, разделения общества на классы; - основа и способ самовыражения – разум; - сущность состоит в «оживотворении», одухотворении окружающего людей мира; - мир объясняется с антропоморфной точки зрения; - задачей является выявление всеобщих законов существования и развития мира; - мировоззрение, которое рассматривает мир с точки зрения его универсальных, предельных оснований; - основа для возникновения и существования – эмоции человека, страх перед неизведанной природой; - мир представляется творением высшей духовной силы; - это мировоззрение выражается в форме символов; - существует в форме образов; - отражает мир в форме понятий, категорий; - сущность состоит в удвоении мира, его разделении на мир реальный и сверхреальный.
3. Проанализируйте фрагмент из литературного произведения и ответьте на вопросы: «В ХХ веке для каждого здравомыслящего человека нет сомнений в том, что на свете, во Вселенной, в разнообразии жизни существует высшее разумное начало. Иначе пришлось бы допустить, что такая сложная и точная организация, как цветок (растение), птица, человек, человеческий мозг, наконец, появились в результате случайно-счастливого, слепого и беспрограммного соединения химических элементов, молекул, атомов. Но не могли же сослепу самосконструироваться такие тончайшие и сложнейшие приборы, как почки, сердце, щитовидная железа, барабанная перепонка, глаз, не говоря уже о хромосомах. Все это действует по разумным законам математики, химии, физики. Вопрос состоит не в том, существует ли высший разум, а в том, знает ли он про меня и есть ли ему до меня хоть какое-нибудь дело?» (В. Солоухин.«Камешки на ладони») К какому мировоззрению относятся взгляды автора этих рассуждений? Как Вы решаете изложенную мировоззренческую проблему? 4. Как следует понимать высказывания известных мыслителей? Дайте им оценку и изложите свою точку зрения: «Сомнение – враг религии, но «мать философии» (Ф.Х. Кессиди); «Философия – это сжатое изложение науки своего времени» (О. Конт); «Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить» (А. Камю); «Философией называется не сама мудрость, а любовь к мудрости; если ты к ней обратишься, то хотя и не будешь мудрым, пока живешь, ибо мудрость у Бога, и человеку доступна быть не может. Однако если достаточно утвердить себя в любви к ней и очистить себя, то дух твой после этой жизни, т.е. когда перестанешь быть человеком, несомненно, будет владеть ею» (А. Августин); «Предмет философии – логический анализ языка науки» (Л. Витгенштейн); «Философия есть универсальная феноменологическая онтология, которая, исходя из герменевтики «тут – бытия» (Dasein), как аналитика экзистенции укрепила конец путеводной нити всего философского вопрошания там, откуда оно возникает и куда затем приходит» (М. Хайдеггер); «Философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их… Философия – это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта» (Мамардашвили М.). 5. На основе изученного материала восстановите в схеме пропущенные названия основных функций философии: Функции философии
6. Постройте периодизацию философии с древних времен до настоящего времени:
Тема 2. Философия древнего Востока и Античности
1. Особенности социокультурного развития на Востоке и на Западе. 2. Философия древней Индии: основные школы и направления. 3. Философия древнегоКитая: основные школы и направления. 4. Философия и религия в Японии.
Ключевые понятия по теме: Веды, карма, реинкарнация, нирвана, атман, аскетизм, астика, настика, брахман, буддизм, индуизм, даосизм, инь, ян, дао, конфуцианство; космогония, первоначало, субстанция. Темы для докладов 1. Феномен философского мышления как основы генезиса научного миропонимания. 2. Роль и значение древневосточной философской традиции в современном мире. 3. Идеал «благородного мужа» в философии Конфуция. Творческие задания
1. Заполните таблицу:
2. Проведите сравнительный анализ основных положений конфуцианства и буддизма.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |