Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Межличностный конфликт: технология решения




Мы часто боимся возможных конфликтов в отряде либо потому, что не знаем, как их решать, и порой сами не умеем конструктивно решать собственные конфликты, не любим их или избегаем. Бояться конфликтов не стоит. Они нужны в жизни каждого человека, поскольку играют ключевую роль развития. И очень важно самим научиться решать возникающие конфликты и научить этому детей. Почему? Ответ на этот вопрос вы найдете далее.

Роль конфликтов в развитии личности Как уже говорилось выше, конфликт играет важную роль в развитии. И даже больше. Именно через конфликт идет развитие человека. Вообще само понятие конфликт предполагает противостояние, противодействие сторон. Причем, сами стороны могут быть не только людьми, но и частями личности или вообще конфликт может произойти между средой и личностью. На протяжении развития среда всегда ставит перед ребенком новые требования. Однажды меняясь, она требует от ребенка новых качеств, свойств, умений, которыми он на тот момент еще не обладает. Возникает конфликт. И как результат – возрастной кризис – процесс приобретения личностью новых качеств. Причем, часто достаточно болезненный. Возрастной кризис по своей сути – это не что иное, как конфликт, решая который ребенок приобретает возрастное новообразование (то есть то, чего раньше в его личности не было, например, чувство взрослости). Приезжая в загородный лагерь, ребенок попадает в среду, которая ставит перед ним новые требования: наличие самостоятельности, терпимости, коммуникабельности (умение находить общий язык со сверстниками и взрослыми), умение подчиняться правилам и др. Если ребенок не имеет достаточного уровня развития этих качеств, то вступает в конфликт со средой. При этом, чем больше разрыв между требованиями среды и его качествами, тем сильнее проявляется кризис. Именно поэтому дети достаточно болезненно переживают период адаптации к лагерю. Но как только они вырабатывают качества, согласовывают их со средой, начинается новый этап – этап стабилизации, во время которого происходит их закрепление. Если же этот конфликт не решается, то он переходит в затяжную форму. И по такому принципу строится все развитие человека. Конфликт внутри личности, противоборство между ее сторонами (потребностями, целями, смыслами, приоритетами и р.) также способствует развитию. Внутриличностный конфликт бывает разным. Например, противоречие между потребностью и социальной нормой, конфликт мотивов, интересов, потребностей, противоречие социальных ролей. Внутриличностный конфликт может быть вызван внешними условиями. Например, ребенок не доволен своим положением в отряде детского лагеря. Допустим, у него не удовлетворена потребность в уважении (не находит понимания сверстников, признания) или потребность в близости (чувствует себя чужим в отряде из-за плохого отношения некоторых детей). Он испытывает трудности, негативные эмоции, желает уехать домой. И если ему это удается, то проблема остается, развитие не происходит. Но если ребенок продолжает жить в этом коллективе, то напряжение усиливается (часто до невыносимости) и он начинает задумываться о том, почему не получается выстроить хорошие отношения, погружается в размышления, рассуждения (конечно не без помощи взрослого) и в конце концов находит ответ, решает проблему, гармонизует отношения. Конечно, внутриличностный конфликт приводит личность в состояние кризиса. Но именно через него и активируется самопознание ребенка, развивается его самоанализ, который позволяет увидеть в себе те качества, которые раньше не замечались. А это, согласись, очень важно для развития любой личности. Эти два вида конфликта часто дополняют друг друга, протекают параллельно и нередко находят свое проявление в межличностном конфликте. Межличностный конфликт. Это конфликт, который носит явный характер в отличие от двух предыдущих, поскольку связан с видимым противодействием людей, прибегающих к взаимным обвинениям, нападкам, словесным оскорблениям и унижениям.

Межличностный конфликт протекает остро, эмоционально, разрушает сложившиеся отношения. И если он не будет решен, то личность испытывает много негативных состояний. Если конфликт решается, то человек получает огромный опыт. Конечно, мы взрослые уже имеем большой опыт решения конфликтов и новизна для нас часто явление редкое (если только узнаем человека с новой стороны, за счет чего выстраиваем удобную, безболезненную для нас систему отношений с ним). Но ребенок через конфликт получает новый для него опыт, учится понимать людей, предсказывать их поведение и научается конструктивно решать противоречия. Поэтому очень важно, не оберегать ребенка от конфликтов, не вступаться за него всей грудью, а дать возможность самому разрешить возникшее противоречие, помогая советами, поддержкой и образцом. Межличностные конфликты часто встречаются в детском лагере, поскольку здесь идет притирка детей, разных по характеру, воспитанию, привычкам. И тебе следует уделять им большое внимание, оказывая поддержку в решении противоречий, обучая детей эффективному взаимодействию и сплачивая их между собой.

Стадии развития конфликта Детский конфликт в загородном лагере напрямую связан с динамикой развития коллектива, с адаптацией к нему ребенка. Сейчас же уделим внимание развитию самого конфликта, который проходит три основные стадии: 1. Предконфликтная стадия заключается в возникновении у сторон какойлибо обиды, непонимания, непринятия характера, качеств другого. На этой стадии происходит ущемление интересов одной из сторон, о котором она может промолчать, а может и высказать, но не услышать извинений или не увидеть того, что обидчик понял, чего делать не надо. Зародившаяся обида или неприятный осадок остается, сидит и накручивает нашего героя. Накручивает все больше и больше. «Обиженный» начинает замечать различные мелочи в поведении «обидчика», раздражаться по пустякам, накапливать свидетельства того, что он «плохой», разговаривать об этом «за спиной» и пр. Все зависит от степени обиды. Хотя сама обида может уже не осознаваться, быть забытой. Выход она находит в обсуждении новых фактов неправильного поведения «обидчика» со своим окружением, друзьями. Из этих обсуждений вырастает некая группа поддержки, которая гласно или негласно разделяет позицию «обиженного», поддерживает его. На этой стадии «обидчик» и «обиженный» общаются, хотя со стороны последнего могут быть неприятные выпады (жестко пошутить, посмеяться, выставить в неудобном свете, в чем-то резко отказать и пр.). Сам «обидчик» может и не догадываться о том, что обидел кого-то, воспринимать нападки как шутки или не понимать, что происходит, теряться. Когда группа поддержки «обиженного» собрана, напряжение доведено «до пика» возникает инцидент, то есть повод для того, чтобы вылить злость на «обидчика», как бы отомстить ему (естественно, что все проходит на неосознанном уровне, ведь лучшая защита – это нападение). При этом инцидент рождается на пустом месте. Например, «обидчик» поставил телефон на зарядку в розетку около кровати «обиженного» или отодвинул его стакан, потому что тот мешал. При этом инициатор будет воспринимать это как конец терпения, считать, что противник виноват, «какое право обидчик имел воспользоваться ЕГО розеткой?!!». В общем, с момента инцидента, с первого грубого слова начинается следующая стадия конфликта – стадия конфликтного взаимодействия. 2. Стадия конфликтного взаимодействия. На этой стадии возникает собственно конфликтное противостояние. Чаще всего оно направленно на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений и целей. Происходит это противостояние по следующему механизму. Как только «обиженный» сказал первое грубое слово, ущемил потребность «обидчика» у последнего также возникает защитная агрессивная реакция. К этому моменту он также успел устать от выходок нашего героя. Рождается обида. Обида от несправедливости («Почему другим можно заряжать телефон от этой розетки, а мне нет», «Почему он вечно меня донимает?»). Противники начинают преследовать одну цель – как можно больше навредить противнику, уничтожить его. В результате много слез, а иногда и попытка драки. Эта стадия будет продолжаться до тех пор, пока одна из сторон не выиграет или же обе стороны не договорятся. В рамках детского лагеря подобные конфликты регулируются вожатыми, педагогом или психологом, которые выступают в рамках посредника, независимого эксперта. Взрослый разбирается в объективных причинах и создает условия для того, чтобы участники конфликта «выпустили пар», высказали свои обиды, поняли, что и почему произошло на самом деле и в его присутствии решили конфликт. В результате дети понимают, что оба не правы, просят друг у друга прощение, договариваются о том, как будут общаться дальше. И начинается третья стадия. 3. Постконфликтная стадия – это стадия улучшения отношений и эмоционально-психологических состояний. Практика показывает, что после решения конфликта дети становятся хорошими друзьями или как минимум хорошо общаются, оказывают друг другу поддержку. Они научаются слышать другого, вовремя высказывать обиду, просить прощение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...