Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальные и гендерные роли.




Роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе,в с-ме

 

Этапы социализации личности.

Социализация личности- процесс усвоения индивидом соц. опыта и его дальнейшее использование.

Стадии: 1.Раняя (с рождения до 6 лет). Важнейшими агентами социализации явл. родители (развивающая функция, нравственная, формирующая, связана расширением границ). В возрасте между 8 и 12 месяцами у ребёнка формируется представление о постоянстве предметов. 2.Стадии обучения (от 6 до 20 лет). Важнейшими агентами социализации- учителя и сверстники( функции: информационная, мобилизационная, развивающая, ориентационная). Сверстники оказывают большое влияние на формирование идентификации человека и его установки. Для этого возраста хар-но формирование дружеских отношений. 3.Стадия зрелости Происходит активное включение человека в деят-ть, создание семьи. В этом возрасте в связи с актив. проф. деят-тью снижается количество друзей, поддерживаются тесные связи.4. Стадия старости (уход человека на пенсию). Важнейшими агентами явл. СМИ. 

Жизненные кризисы. Теория Эрика Эриксона.

Э. Эриксон рассматривает чел. Развитие на стадиях ,на каждой из кот. В результате жизненного кризиса появл. новое образование ,кот. Оказывает влияние на послед. Жизнь человека. Эриксон рассматривает нормальную и аномальную линию развития, а также промежуточную: 1.Младенчество(от рождения до 1 года). Формируется базовое доверие к людям, либо недоверие. 2.Раннее детство(от 1 до 3 лет). Формируется чувство сам-ти , сомнения в себе, стыда. Важную роль оказывает характер общения родителей. 3.Игровой возраст. Формируется чувство инициативы, активность, пассивность, отсутствие инициативы. 4.Школьный возраст(до 15 лет). Ведущая деят-ть – учебная. Формируется компетентность, чувство собств. неполноценности. 5.Юность. Формир-ся представление о собств. индивид-ти, неповторимости, дифозное расплывчатое Я. 6.Раняя взрослость (молодость) (от 20 до 45 лет). Формир-ся стремление к интим. психологич. близости с другим человеком, чувство одиночества, изоляции. 7.Средяя взрослость(от 40-45 до 60 лет) Формир-ся чувство творчества, чувство застоя. 8.Старость(после 60 лет). Формир-ся чувство удовлетворенности прожитой жизни, чувство исполненного долга, мудрость, отчаяние, разочарование.

межличностных отношений.

Социальные роли – роли человека,обусловленные его местом в системе соц отношений .

Межличностные роли - обусловленные его позициями в системе межличностных отношений.

Гендерная роль – дифф-ция деятельности ,статусов,прав,обязанностей чел-ка в зависимости от его половой принадлежности.

Роль оказывает существенное влияние на чел-ка.На чел-ка оказывает влияние не только содержание роли ,но и статус.Высокий статус выполняемой роли повышает уверенность ,самоуважение.Низкий статус подрывает уверенность в себе.Для улучшения взаимоотношений может быть использован прием инверсии ролей.

Гендерная роль

 

 Гендерные характеристики.

Психологические различия между муж-ми и жен-ми проявляются уже с детства, мальчики больше стремятся к самостоятельности независимости от родителей. Для игр мальчиков хар-на коллективная дея-ть, у девочек индивидуальная игровая дея-ть. Муж-ны обладают большей физ-кой силой однако сопротивляемость организма внешним воздействиям у жен-ин больше, поэт. жен-ны в среднем живут больше муж-н на 7-10 лет. Не сущ. различий умственном развитии, однако у муж-н преобладают матем-ие и технич-ие способности, у жен-ин преобладают лингвистические и статистические способности. У женщин больший объем кратковременной памяти, > словестный запас, у юношей преобладает творческий хар-р мышления. У женщин высокие показатели развития, у муж-н выше наблюдательность. Сущ. различия между муж-нами и жен-инами восприятия окруж. Мира : у муж-н восприятие связано со зрением, у жен-ин связано с речью. Особенности восприятия и мышления порождают и своеобразие дея-ти жен-на более практична в своей мыслительной дея-ти, в то время как для муж-н хар-рен синтетический подход к действительности, умение обобщать. Жен-ны предпочитают быть руководимой, муж-на предпочитают быть руководителем. Жен-ны более приспособлены к тонкой работе, однообразной, монотонной, муж-ны склонны к работе с элементом риска с нестрогой программой действий. У жен-ин преобладает интуитивный подход. Жен-ны склонны к попечительской дея-ти в связи со своей высокой эмоциональностью, больше страдают от тревожности депрессий, чем мужчины, муж-ны в 3 раза чаще совершают самоубийства. Жен-ны больше склонны к эмпатии, более улыбчивы, лучше интерпретируют эмоции окружающих, лучше выражают и принимают вербальное поведение. Для муж-н более хар-рен авторитарный стиль, для жен-ин демократичный, менее самоуверенны, чем муж-ны. Муж-ны более склонны к девиантному поведению. Современные знания по функциональной специализации головного мозга позволяют сделать вывод, что муж-ны в основном левополушарны (абстрактно-мыслительная дея-ть), жен-ны правополушарны (образно-двигательная дея-ть).

Понятие группы, виды групп.

Группа-это чел-кая общность выделяемая в социальном целом на основе определенного признака. КУЛИ разделяет группы на:

Первичные группы-это контактные группы, кот. Не только взаимодействуют друг с др., но и объединены эмоциональной близостью. (семья, круг близких друзей).

Вторичная-хар-ся безличным взаимодействием людей, кот. обусловлены официальными отношениями. Целями таких групп явл-ся получение полит., эконом. и др. выгод, а не общение. (трудовой коллектив, полит. партия, профсоюз).

 В 1942г. ХАЙМЕН вводит понятие референтной группы – онаявл-ся образцом для сравнения и подражания. Он различает референтную группу и группу членства (принадлежит чел-ку) может быть, как референтной и не референтной для чел-ка. Антиреферентная группа– гуппа дея-ть и психологию, кот. Чел-к полностью отрицает.

присваивается чел-ку после рождения на основании физических различий.В некоторых хар-х действовали особые мех-змы ,регулирующие выбор гендерной роли.Этот механизм представлял собой особый экзамен на паво выполнения роли м или ж – инициация.Усвоение чел-ком гендерной роли дает ему половую индивидуальность ,с которыми соотностяся самосознание ч-ка и все св-ва его поведения.Содержание в разных обществах отлич-ся и зависит от уровня соц-эк развития ,ос-тей кул-ры и конкретного образа жизни.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...