Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теории самоактуализации и самореализации




Разрабатывались эти теории в рамках гуманист. Психологии.

Представители: К. Роджерс и А.Маслоу.

Роджерс (1902-1987гг.) Его работа «Центрированная на клиенте терапия»

Он считал, что каждый чел. обладает стремлением и способностью самосовершенства.

Он вводит понятие личностного роста.

Личностный рост- тенденция личности развивать свои способ-ти.

Цель личностного роста: обретение себя, смысла жизни, своего пути в жизни.

Центр. понятие- понятие Я. Оно включает в себя представления чел-ка о самом себе, с помощью которых намечает пути своего развития.

2 образа в Я:

1) Реальное Я- представление чел-ка о самом себе, кот. складыв-ся на основе его соц. опыта.

2) Идеальное Я- идеальный образ о себе, т. е.каким чел- к хотел бы стать в ходе своего личностного роста.

Суть самоактуал-ии по Роджерсу- это приближение реального Я к идеальному.

А. Маслоу (1908-1970 гг.) Работа «Мотивация и личность»

Маслоу представляет в виде пирамиды основные потребности чел-ка: физиолог., безопасность, привязанность, уважение, когнитивные, эстетические, самоактуализация.

Самоактуал-ия – реализация всех своих возможностей.

 

 

Самосознание-совокуп псих проц по средств кот индив сознает себя в кач субъекта жизн-ти самосозн формир в проц развит личности

Этапы формир самосозн:

1.от рожд ребёнка до 18 месяц(ребён осознаёт своё собств тело)это осущ с помощ произвол действ ребён

2.нач от 1,5 г до 3-4 лет ребён овладевает речью,говор нач о себе я,узнаёт себя в зеркале,на фото

Кризис 3 лет видёт огранич родител самостоятельн ребёнка

Формир 1-ые представлен о себе

3.6-7 лет у ребён уже формир самооценка,кот основана на чужом мнении

Сущ сдвиг фор самосознан на этой стадиипроисход в подростк и юношеск возр

Самосознан в зависим от целей и задач стоящих перед чел и индив может прояв как самосозн,как самопринятие,самоконтроль и самооценка

Самопознание-нацеленность чел на изуч самого себя свои кач-ва возможн своего места среди др людей самосозн может осущ при оценке результ своей деят при сознан отнош к себе др людей

Самопринятие –осозн себя в кач достойн личности

Самоконтроль-регуляция св поведения и св деят-ти

2)я- концепция-относ устойчив большей или меньш степени осознан система представлен индивида о самом себе на основе кот он строит своё взаимодейсив с др людьми и относ к себе

составляющие:

1)образ Я –когнецивн составл она представ собой мнение взглядов чел о самом себе

а)внешн особен чела

б)внутрен психолог содерж(характер,темперамент,способности)

г)социальн роль кот выполн индивид в обществе

2)эмоцеон-оценочн состоян отражает отоношен чел к самому себе или к отдельн сторонам своей личности (основыв на самоуваж самоэффек самооцен и уровня притязаний)

фундаментом явл самоуважение –чувство собствен достоинства

чувство самоуваж формир благод оценке родителей,др людей и при осознании своих возможн и способностей

Самоэффектив-чувство собствен компитентности

Проблем самоэф личн заним Бандура. Для развит самоэф необ развит в себе знаний ,умений,навыков

Приобретённая беспомощность-покорность чела формир при повторяющ при неблагоприятн ситуац

Самооценка-оценка себя в целом или отдельн стьорон своей личности,св деятельности,отнош с др людьми

3 вида :

1)адекватная самооценка

2)завышенная

3)заниженная

она тесно связана с уровнем притязаний –уровень целей кот ставит перед собой чел

предрасполож в пользу св я прояв в след явл:

1)нереалистичный оптимизм этот слишком оптимистич отнош к будущ событиям

Эффект ложного концепсуса –тенденция переоцен распространён-ть нежелательн поведения

Эффект ложной уникальности-тенденция недооцен распростран желательн поведения и способности чела

Внешний локус контроля основыв на чужом мнении т.е. отнош др людей события в св жизни

Внутренний локус контроля-чел обсн события в св жизни завис только оти него

2 вида Я- концепции:

1)независим я – концеп кот связ с предс чел о себе о св собствен кач и не связан его груп принадлежн

2)Взаимозависим Я – концепция представлен чел о самом себе связан с его группов принадлежн

 

********

 

Внимание-это сосредот. и направлен. псих деятельность на определён объект или объекты или на определён деятельн при отвлеч от всего остального

1)отбор значимых воздействий и игнариров других незначим воздейств

2)удержание деятельн сохранён в сознан образов,достижен поставлен цели

3)регуляция и контроль за протиканием деятельности

Классификации:

1 непроизвольн

2 произвольн

3 послепроизвольн

Непроизвольн внешняя возник без усилия чела,без заранее поставлен цели

Причины непроизвольн:

1 особенности раздрожител

Сила раздрож, новизна, контраст,подвижность

2 особен внутрен состоян чела,моцивами,интрес

Произвольн внешн связ с определен целью и требует волевых усилий послепроизвольн внешн-это вним,котор в нач было произвольн и в дальнейш приобрело непроизвольн характер

Св-ва:

Сосредаточ удержан внешн сосредоточ объекте или одной деятельн при отвлеч от всего остального

2 устойчивость внеш длительн сосредоточ на объекте или деятельн

3 объём внимания определ кол объек на котор может быть направлен вниман одновремнно

4переключ внимания с одного объекта на другой,с одной деятельн на другой

5 распределение,т.е. возмож одно временно выполн 2 или более видов деятельн

 

*******

 

Память-это форма псих отраж котор заключ в запомин сохранен и последующ воспроиз индивидом его опыта

Без памяти невозможн деятельн все псих процессы чела основ на памяти

Память обеспечив единство и целосность чел личности

Функции и процессы памяти

Процессы пам назыв мнемические

1 запоминание – закреп образов получ с помощь ощущения и восприятий

2 сохранение- это процесс не только удержан инф в памяти но и процесс её переработки

3 воспроизвед- это процесс воссоздания инф

А)уровены узнавание установлен индентичн восприеятой инф и сохранён инф

Б)припоминальн это воссоздан информ требующ усилий

В)собственновоспроизвод-полное воссоздание инф не требу усилий

Г)забывание-процесс исчезновен инф сниж возмож воспроиз образ предмета

Классификации памяти:1 анализатор

По преоблад анализ

Образная память – память на педставлен(зрительная,слуховая)

Двигательная память

Эмоцианальная память

2 по времени сохран инф

Мгновенная(0,1-0,5 сек)

Кратковременная(около 20 сек)

Оперативная (связан с определен целью)(инф хран от неск кол сек до неск дней

Долговременная пам(целый года)

Генетическая память(инф хран в генотипе)

3 по степени волевых усилий непроизвольн произвольн

4 по осмысленности инф

Механич память(повторение)

Осмысленная(понимание сущности инф)

Св-ва инф:

1 эффект края – эффективн запомин инф располож с краю

2 эффект Зейгарник(эффект запомин прерван инф)

3 регинисценция отсрочен воспроиз инф(после заучен 50% инф чел воспроиз потом больше воспроизвед)

Факторы влияющие

Объективн:

Характер инф

Связность инф

Понятность

Наглядность

Ритмичность

Количество

Обстановка

Субъективн:

1 тип запомин

2 предшествующ облек

3 установка

4 интерес

5 состояние организма


 Индивидуализм,коллективизм,коммун-изм.

Индивидуализ- это концепция ,отдающая приоритет личным целям по сравнению с целями группы.Характерно для запад. общества.Для индивидуалиста характерно независимая Я-концепция.Они свободны от стериотипов . Для них хар-но более спонтанное ,индивидуальное поведение ,но они не склонны отказывать в помощи ,поэтому более склонны к одиночеству и стрессу.

Коллективизм - это концепция ,отдающая приоритет целям группы по сравнению с личными целями. Характерно для восточного общества.Для него характерно взаимозависимая Я-концепция.А также хар-но групповая солидарность.Они избегают конфронтации,конфликта.Взаимоотношения более глубокие и длительные по сравнению с индивидуалистами.Коллективисты склонны судить о чел-ке по его групповой принадлежности.Они склонны к стериотипам и предрассудкам.

Комм- изм – это попытка синтезировать индивидуализм и коллективизм . Синтезируются только лучшие стороны.От инд-ма это уважение прав чел-ка,а от кол-ма это исп-ие заботы о других людях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...