Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теории самоактуализации и самореализации
Разрабатывались эти теории в рамках гуманист. Психологии. Представители: К. Роджерс и А.Маслоу. Роджерс (1902-1987гг.) Его работа «Центрированная на клиенте терапия» Он считал, что каждый чел. обладает стремлением и способностью самосовершенства. Он вводит понятие личностного роста. Личностный рост- тенденция личности развивать свои способ-ти. Цель личностного роста: обретение себя, смысла жизни, своего пути в жизни. Центр. понятие- понятие Я. Оно включает в себя представления чел-ка о самом себе, с помощью которых намечает пути своего развития. 2 образа в Я: 1) Реальное Я- представление чел-ка о самом себе, кот. складыв-ся на основе его соц. опыта. 2) Идеальное Я- идеальный образ о себе, т. е.каким чел- к хотел бы стать в ходе своего личностного роста. Суть самоактуал-ии по Роджерсу- это приближение реального Я к идеальному. А. Маслоу (1908-1970 гг.) Работа «Мотивация и личность» Маслоу представляет в виде пирамиды основные потребности чел-ка: физиолог., безопасность, привязанность, уважение, когнитивные, эстетические, самоактуализация. Самоактуал-ия – реализация всех своих возможностей.
Самосознание-совокуп псих проц по средств кот индив сознает себя в кач субъекта жизн-ти самосозн формир в проц развит личности Этапы формир самосозн: 1.от рожд ребёнка до 18 месяц(ребён осознаёт своё собств тело)это осущ с помощ произвол действ ребён 2.нач от 1,5 г до 3-4 лет ребён овладевает речью,говор нач о себе я,узнаёт себя в зеркале,на фото Кризис 3 лет видёт огранич родител самостоятельн ребёнка Формир 1-ые представлен о себе 3.6-7 лет у ребён уже формир самооценка,кот основана на чужом мнении Сущ сдвиг фор самосознан на этой стадиипроисход в подростк и юношеск возр Самосознан в зависим от целей и задач стоящих перед чел и индив может прояв как самосозн,как самопринятие,самоконтроль и самооценка Самопознание-нацеленность чел на изуч самого себя свои кач-ва возможн своего места среди др людей самосозн может осущ при оценке результ своей деят при сознан отнош к себе др людей Самопринятие –осозн себя в кач достойн личности Самоконтроль-регуляция св поведения и св деят-ти 2)я- концепция-относ устойчив большей или меньш степени осознан система представлен индивида о самом себе на основе кот он строит своё взаимодейсив с др людьми и относ к себе составляющие: 1)образ Я –когнецивн составл она представ собой мнение взглядов чел о самом себе а)внешн особен чела б)внутрен психолог содерж(характер,темперамент,способности) г)социальн роль кот выполн индивид в обществе 2)эмоцеон-оценочн состоян отражает отоношен чел к самому себе или к отдельн сторонам своей личности (основыв на самоуваж самоэффек самооцен и уровня притязаний) фундаментом явл самоуважение –чувство собствен достоинства чувство самоуваж формир благод оценке родителей,др людей и при осознании своих возможн и способностей Самоэффектив-чувство собствен компитентности Проблем самоэф личн заним Бандура. Для развит самоэф необ развит в себе знаний ,умений,навыков Приобретённая беспомощность-покорность чела формир при повторяющ при неблагоприятн ситуац Самооценка-оценка себя в целом или отдельн стьорон своей личности,св деятельности,отнош с др людьми 3 вида : 1)адекватная самооценка 2)завышенная 3)заниженная она тесно связана с уровнем притязаний –уровень целей кот ставит перед собой чел предрасполож в пользу св я прояв в след явл: 1)нереалистичный оптимизм этот слишком оптимистич отнош к будущ событиям Эффект ложного концепсуса –тенденция переоцен распространён-ть нежелательн поведения Эффект ложной уникальности-тенденция недооцен распростран желательн поведения и способности чела Внешний локус контроля основыв на чужом мнении т.е. отнош др людей события в св жизни Внутренний локус контроля-чел обсн события в св жизни завис только оти него 2 вида Я- концепции: 1)независим я – концеп кот связ с предс чел о себе о св собствен кач и не связан его груп принадлежн 2)Взаимозависим Я – концепция представлен чел о самом себе связан с его группов принадлежн
********
Внимание-это сосредот. и направлен. псих деятельность на определён объект или объекты или на определён деятельн при отвлеч от всего остального 1)отбор значимых воздействий и игнариров других незначим воздейств 2)удержание деятельн сохранён в сознан образов,достижен поставлен цели 3)регуляция и контроль за протиканием деятельности Классификации: 1 непроизвольн 2 произвольн 3 послепроизвольн Непроизвольн внешняя возник без усилия чела,без заранее поставлен цели Причины непроизвольн: 1 особенности раздрожител Сила раздрож, новизна, контраст,подвижность 2 особен внутрен состоян чела,моцивами,интрес Произвольн внешн связ с определен целью и требует волевых усилий послепроизвольн внешн-это вним,котор в нач было произвольн и в дальнейш приобрело непроизвольн характер Св-ва: Сосредаточ удержан внешн сосредоточ объекте или одной деятельн при отвлеч от всего остального 2 устойчивость внеш длительн сосредоточ на объекте или деятельн 3 объём внимания определ кол объек на котор может быть направлен вниман одновремнно 4переключ внимания с одного объекта на другой,с одной деятельн на другой 5 распределение,т.е. возмож одно временно выполн 2 или более видов деятельн
*******
Память-это форма псих отраж котор заключ в запомин сохранен и последующ воспроиз индивидом его опыта Без памяти невозможн деятельн все псих процессы чела основ на памяти Память обеспечив единство и целосность чел личности Функции и процессы памяти Процессы пам назыв мнемические 1 запоминание – закреп образов получ с помощь ощущения и восприятий 2 сохранение- это процесс не только удержан инф в памяти но и процесс её переработки 3 воспроизвед- это процесс воссоздания инф А)уровены узнавание установлен индентичн восприеятой инф и сохранён инф Б)припоминальн это воссоздан информ требующ усилий В)собственновоспроизвод-полное воссоздание инф не требу усилий Г)забывание-процесс исчезновен инф сниж возмож воспроиз образ предмета Классификации памяти:1 анализатор По преоблад анализ Образная память – память на педставлен(зрительная,слуховая) Двигательная память Эмоцианальная память 2 по времени сохран инф Мгновенная(0,1-0,5 сек) Кратковременная(около 20 сек) Оперативная (связан с определен целью)(инф хран от неск кол сек до неск дней Долговременная пам(целый года) Генетическая память(инф хран в генотипе) 3 по степени волевых усилий непроизвольн произвольн 4 по осмысленности инф Механич память(повторение) Осмысленная(понимание сущности инф) Св-ва инф: 1 эффект края – эффективн запомин инф располож с краю 2 эффект Зейгарник(эффект запомин прерван инф) 3 регинисценция отсрочен воспроиз инф(после заучен 50% инф чел воспроиз потом больше воспроизвед) Факторы влияющие Объективн: Характер инф Связность инф Понятность Наглядность Ритмичность Количество Обстановка Субъективн: 1 тип запомин 2 предшествующ облек 3 установка 4 интерес 5 состояние организма
Индивидуализ- это концепция ,отдающая приоритет личным целям по сравнению с целями группы.Характерно для запад. общества.Для индивидуалиста характерно независимая Я-концепция.Они свободны от стериотипов . Для них хар-но более спонтанное ,индивидуальное поведение ,но они не склонны отказывать в помощи ,поэтому более склонны к одиночеству и стрессу. Коллективизм - это концепция ,отдающая приоритет целям группы по сравнению с личными целями. Характерно для восточного общества.Для него характерно взаимозависимая Я-концепция.А также хар-но групповая солидарность.Они избегают конфронтации,конфликта.Взаимоотношения более глубокие и длительные по сравнению с индивидуалистами.Коллективисты склонны судить о чел-ке по его групповой принадлежности.Они склонны к стериотипам и предрассудкам. Комм- изм – это попытка синтезировать индивидуализм и коллективизм . Синтезируются только лучшие стороны.От инд-ма это уважение прав чел-ка,а от кол-ма это исп-ие заботы о других людях. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |