Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы исследования психологии.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Задачи современной психологии. Задачи: 1)научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности 2)научиться управлять миром 3)использовать полученные знания в общении с людьми 4)психология является теоретической основой для практики псих служб Основные отрасли современной психологии: 1)общая психология изучает индивид. психику человека 2)возрастная психология :психические особенности людей различных возрастных категорий 3)социальная психология изучает поведение и деятельность человека в обществе 4)педагогическая психология 5)психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека 6)клиническая психология изучает различные отклонения от нормального развития психики
Методы исследования психологии. Методы-это приемы и средства ,кот используются для изучения психических явлений и построение на этой основе научных теорий и гипотез. Выделяют 2 группы: 1.Методы получения первичных данных (эмпирические методы) - наблюдение - эксперимент Наблюдении- целеноправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.Научное наблюдение должно соответствовать следующим требованиям : 1)составление данных 2)фиксирование результатов 3)вормулирование выводов Виды наблюдения: 1)внешнее и внутреннее 2)свободное и стандартизированное 3)открытое и скрытое 4)включенное и стороннее 2.Эксперимент представляет собой создание ситуаций,в кот изучаемое явление оценивается лучше всего. Основные виды: 1)лабораторный:позволяет жестко контролировать процесс 2)естественный :обеспечивает естественную информацию. Основные категории психологической науки. Категория сознания. Сознание представляет собой высшую форму психического отражения и являющуюся продуктом исторического развития чел-ка и возникающую в процессе совместной дея-ти людей людей и их общение по средством языка. Психологические хар-ки сознания -Сознание представляет собой сов-ть знаний чел-ка об окруж. Мире. -С помощью сознания осущ-ся различие субъекта и объекта. Чел-к способен к самопознанию. -формирование цели дея-ти. - формирование определенного отношения к окруж. Миру. Категория личности явл-ся базовой. Личность-это социально-психологич. Образование, кот. формир-ся благодаря жизни чел-ка в общ-ве следовательно чел-к рождается индивидуумом, а личностью становится в общ-ве, благодаря факторам- общение, воспитание. Хаар-ки, кот. Обладает личность -самопознание -индивидуальность -саморегулирование -активность Взаимосвязь с окруж. Соц. Средой Категория деятельность(активное взаимодействие чел-ка с окруж. Действительностью в результате которого он целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет т.о.свои потребности) Для Дея-ти чел-ка хар-рен сознательный хар-р. В процессе Дея-ти чел-к изготавливает, хранит и употребляет орудия труда. Дея-ть чел-ка носит общественный хар-р. Дея-ть отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение чел-ка не всегда целенаправленно, не предполагает создание определенного продукта, может носить пассивный хар-р. Дея-ть всегда активна, целенаправленна, организована. Дея-ть имеет определенную стр-ру Действия-это относительно законченный элемент дея-ти направленный на осущ. Одной задачи. Операция- это способ осущ. действия. Виды дея-ти -Общение-это дея-ть направленная на обмен инф-цией между людьми. -Игра-целью явл-ся сам процесс. -Учение-Явл-ся ведущим в школьном возрасте, юности. Цель получение знаний. -Труд- присущий только чел-ку, направлен на получение дух. мат-ного продукта с использованием орудий труда. Категория Общение-это процесс взаимодействия людей направленное на взаимное познание, взаимовлияние и регуляцию их совместной дея-ти. Стороны общения Коммуникативная - отвечает за обмен инф-цией между людьми. Интерактивная – регулирует взаимодействие людей в процессе общения. Перцептивная - осущ. восприятие людей в процессе общения и их взаимопоним. 2 вида общения вербальное-основано на использовании речи. Не вербальное-связано с использованием мимики, жестов, телесных контактов. Осн. ф-ции Информационно-коммуникативная – осущ. Обмен инф-ции между людьми. Регулятивно-коммуникативная- осущ. рРегуляцию поведения людей среди др. людей. Эмоционально-коммуникативная –направлена на регулирование эмоц-ного напряжения. Понятие псих. отражения. Псих. схема приема инф-ции. Псих. отражение-это субъективное избирательное отражение объективного мира. Все знания, кот. чел-к получает о мире явл-ся результатом психических познавательных процессов разного уровня сложности. Псих. процессы с помощью кот. фор-ся образы окруж. Среды, а также образы самого организма наз-ся ППП. Проесс отражения мира начинается с элементарного познавательного процесса – ощущения. Для возникновения ощущения необходимы раздражители. Раздражителями нгаз. Предметы реального мира, кот. воздействуют на органы чувств-это вощздействии наз. радражением. Система клеток кот. осущ. Анализ раздражения наз. анализатором. Анализатор состоит из 3 частей 1 рецепторы-это органы чувств, кот пребобр-ет энергию внешнего воздействия в нервный импульс. 2 проводящие нервные пути-по ним нервные импульсы поступают в головной мозг. 3 мозговой центр. Р-ОЧ-НИ-ГМ-ОЩ-ЦВ-(ЭП)-ОП-(М)-ОС Раздражитель Р воздействует на органы чувств ОЧ в результате возникают нервные импульсы НИ кот. поступают в головной мозг ГМ в кот. фор-ся отдельные ощущения ОЩ кот складываются в целостный образ восприятия ЦВ кот. сравнивается с эталонами памяти ЭП и происходит опознание объекта ОП затеем с помощью мышления происходит осмысление инф-ции ОС. Ощущения. Ощущения-это ППП отражения отдельных св-в внешнего мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств. Осн. Ф-ции 1 благодаря ощущению происходит адекватное отражение окруж. Мира и состояния организма. 2 основаны все более сложные ППП Виды -зрение -слух -обоняние -осязание -вкус 1 класс-ция по модальности раздражителей -зрительные ощущ-ия 85% -слуховые ощущения- раздражители слуховые волны. -вибрационные ощущения колдебания упругой среды. -обонятельные- отраж. Запахи -вкусовые - вызыв-ся действием в-в на вкусовые точки -тактильные ощущения – это ощущения давления, прикосновения. -температурные- регулир. Температур между чел-ком и окружю средой. -статические -сигнализируют о положении тела в пространстве рецептор –вестибюлярный аппарат. -болевые ощущения -органич. ощущения- голода, жажды, насыщения. Болевые ощущ. Внутренних органов. 2 по расположению рецепторов -экстероцептивные ощущ. – отраж. Св-ва предметов внешнего мира и располаг-ся на поверхности тела. 2 группы контактныеосущ. Непосредственный контакт (вкусовые, осязательные) Дистантные(зрительные, слух) -Интероцептивные - рецепторы во внутренних органах чел-ка. -проприоцептивные - передают инф-цию о положении тела в пространстве обеспечивает регуляцию движения чел-ка. Св-ва ощущений - сенсорная одоптация- это изменение чувствительности анализатора вследствии приспособления к действующему раздражителю. -сенсибилизация-это увеличение чувствительности анализатора при воздействии раздражителя или с помощью упражнений. - десенсибилизация-это уменьшение чувствительности при воздействии раздражителя. -синестезия-это возникновение добавочных ощущений при воздействии раздражителя др. вида. -контраст ощущений- это явление повышения чувствительности к одному раздражителю при сопоставлении его с раздражителем противоположного типа. - пороги ощущений –это интервал от минимальной величины раздражителя кот. начинается , до максим-ой величины, кот-ые её одекватно воспринима-ся.
В3. Восприятие. Восприятие-это псих. познавательный процесс отражения предметов и явлений реального мира и их целостности. В совокупности их св-в и частей при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме. Это качественно более сложный процесс, чем ощущение. В-тие направлено на узнавание объекта и построение его копии или модели в сознание. Результатом восприятия является целостный перцептивный образ объекта. Функции:1.распознавание объектов- отнесение их к той или иной категории. 2.построение целостной картины мира. Основные виды: 1.по анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая, кинестетическая. 2.по форме существование материи: пространство, время, движение. Восприятие пространства представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает в себя восприятие формы ,величины, взаимного расположения объектов, их рельефа , удельности и направления .Участвуют все органы чувств, однако ведущая роль зрительному, двигательному, осязательному и вестибулярному анализатору. Восприятие времени отражает длительность, скорость, последовательность явлений действительности. На восприятие времени влияют факторы: 1.окруж. среда. 2.матевации. 3.формакологические средства. 4.возраст. 5.задачи.Большая роль при восприятии принадлежит кинестетическим двиг. и слух. ощущениям. Восприятие движения- это отражение изменения и положения объектов в пространстве. Основную роль выполняют зрит. и кинестетический анализаторы. 3.по степени волевых усилий: непроизвольные(происходит отражение предметов без цели), произвольные(человек ставит цель воспринять). Свойства: 1.целостность- мир воспринимается в обобщенном интегральном виде, а не в виде отдельных св-в. 2.предметность- благодаря ему каждый предмет воспринимается как обособленное отдельное физ. тело. 3.избирательность- выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия. 4.осмысленность- осуществляет связь восприятия с пониманием сущности предметов. 5.константность- относительное постоянство воспринимаемого образа предмета независимо от условий восприятия. 6.апперцепция- на восприятие влияет жизненный опыт человека.
В4.Представление- псих. познават. процесс воссоздания образов предметов и явлений реального мира, кот. ранее воздействовали на органы чувств человека. В создании представления участвовали восприятие, память и мышление. Функции: 1. сигнальная- связана с созданием сигнала ,касающихся тех св-в объекта, кот. необходимы в деятельности человека. 2. регулятивная- осуществляет контроль за выполнением деятельности. 3. настроичная функция способствует формированию программы действий необходимых в данной ситуации. Классификация: 1. по содержанию объектов: матем., техн., муз. 2. по типу анализатора: зрит., слух., обонят., вкус., двигат., осязат., темпиратур., простран. 3. по степени волевых усилий: произвольные ,непроизвольные. 4. по степени обобщенности: единичные(конкретный образ объекта), общие(общая модель объекта). Свойства: 1.Наглядность- образ представляется в наглядной форме. 2.Фрагментальность- представление объекта, связанное с неравномерностью для воспроизведения его частей. 3.Неустойчивость- образ предмета удерживается в сознании только в течении короткого промежутка времени. 4.Обобщенность- представленный образ сдержит наиболее существенные информативные признаки объекта.
Внимание-это сосредот. и направлен. псих деятельность на определён объект или объекты или на определён деятельн при отвлеч от всего остального 1)отбор значимых воздействий и игнариров других незначим воздейств 2)удержание деятельн сохранён в сознан образов,достижен поставлен цели 3)регуляция и контроль за протиканием деятельности Классификации: 1 непроизвольн 2 произвольн 3 послепроизвольн Непроизвольн внешняя возник без усилия чела,без заранее поставлен цели Причины непроизвольн: 1 особенности раздрожител Сила раздрож, новизна, контраст,подвижность 2 особен внутрен состоян чела,моцивами,интрес Произвольн внешн связ с определен целью и требует волевых усилий послепроизвольн внешн-это вним,котор в нач было произвольн и в дальнейш приобрело непроизвольн характер Св-ва: Сосредаточ удержан внешн сосредоточ объекте или одной деятельн при отвлеч от всего остального 2 устойчивость внеш длительн сосредоточ на объекте или деятельн 3 объём внимания определ кол объек на котор может быть направлен вниман одновремнно 4переключ внимания с одного объекта на другой,с одной деятельн на другой 5 распределение,т.е. возмож одно временно выполн 2 или более видов деятельн
Память-это форма псих отраж котор заключ в запомин сохранен и последующ воспроиз индивидом его опыта Без памяти невозможн деятельн все псих процессы чела основ на памяти Память обеспечив единство и целосность чел личности Функции и процессы памяти Процессы пам назыв мнемические 1 запоминание – закреп образов получ с помощь ощущения и восприятий 2 сохранение- это процесс не только удержан инф в памяти но и процесс её переработки 3 воспроизвед- это процесс воссоздания инф А)уровены узнавание установлен индентичн восприеятой инф и сохранён инф Б)припоминальн это воссоздан информ требующ усилий В)собственновоспроизвод-полное воссоздание инф не требу усилий Г)забывание-процесс исчезновен инф сниж возмож воспроиз образ предмета Классификации памяти:1 анализатор По преоблад анализ Образная память – память на педставлен(зрительная,слуховая) Двигательная память Эмоцианальная память 2 по времени сохран инф Мгновенная(0,1-0,5 сек) Кратковременная(около 20 сек) Оперативная (связан с определен целью)(инф хран от неск кол сек до неск дней Долговременная пам(целый года) Генетическая память(инф хран в генотипе) 3 по степени волевых усилий непроизвольн произвольн 4 по осмысленности инф Механич память(повторение) Осмысленная(понимание сущности инф) Св-ва инф: 1 эффект края – эффективн запомин инф располож с краю 2 эффект Зейгарник(эффект запомин прерван инф) 3 регинисценция отсрочен воспроиз инф(после заучен 50% инф чел воспроиз потом больше воспроизвед) Факторы влияющие Объективн: Характер инф Связность инф Понятность Наглядность Ритмичность Количество Обстановка Субъективн: 1 тип запомин 2 предшествующ облек 3 установка 4 интерес 5 состояние организма
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 195. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |