Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы исследования психологии.




Задачи современной психологии.

Задачи:

1)научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности

2)научиться управлять миром

3)использовать полученные знания в общении с людьми

4)психология является теоретической основой для практики псих служб

Основные отрасли современной психологии:

1)общая психология изучает индивид. психику человека

2)возрастная психология :психические особенности людей различных возрастных категорий

3)социальная психология изучает поведение и деятельность человека в обществе

4)педагогическая психология

5)психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека

6)клиническая психология изучает различные отклонения от нормального развития психики

 

Методы исследования психологии.

Методы-это приемы и средства ,кот используются для изучения психических явлений и построение на этой основе научных теорий и гипотез.

Выделяют 2 группы:

1.Методы получения первичных данных (эмпирические методы)

- наблюдение

- эксперимент

Наблюдении- целеноправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.Научное наблюдение должно соответствовать следующим требованиям :

1)составление данных

2)фиксирование результатов

3)вормулирование выводов

Виды наблюдения:

1)внешнее и внутреннее

2)свободное и стандартизированное

3)открытое и скрытое

4)включенное и стороннее

2.Эксперимент представляет собой создание ситуаций,в кот изучаемое явление оценивается лучше всего.

Основные виды:

1)лабораторный:позволяет жестко контролировать процесс

2)естественный :обеспечивает естественную информацию.

Основные категории психологической науки.

Категория сознания. Сознание представляет собой высшую форму психического отражения и являющуюся продуктом исторического развития чел-ка  и возникающую в процессе совместной дея-ти людей людей и их общение по средством языка.

Психологические хар-ки сознания

-Сознание представляет собой сов-ть знаний чел-ка об окруж. Мире.

-С помощью сознания осущ-ся различие субъекта и объекта.

Чел-к способен к самопознанию.

-формирование цели дея-ти.

- формирование определенного отношения к окруж. Миру.

Категория личности явл-ся базовой. Личность-это социально-психологич. Образование, кот. формир-ся благодаря жизни чел-ка в общ-ве следовательно чел-к рождается индивидуумом, а личностью становится в общ-ве, благодаря факторам- общение, воспитание.

Хаар-ки, кот. Обладает личность

-самопознание

-индивидуальность

-саморегулирование

-активность

Взаимосвязь с окруж. Соц. Средой

Категория деятельность(активное взаимодействие чел-ка с окруж. Действительностью в результате которого он целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет т.о.свои потребности)

Для Дея-ти чел-ка хар-рен сознательный хар-р. В процессе Дея-ти чел-к изготавливает, хранит и употребляет орудия труда. Дея-ть чел-ка носит общественный хар-р. Дея-ть отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение чел-ка не всегда целенаправленно, не предполагает создание определенного продукта, может носить пассивный хар-р. Дея-ть всегда активна, целенаправленна, организована.

Дея-ть имеет определенную стр-ру

Действия-это относительно законченный элемент дея-ти направленный на осущ. Одной задачи.

Операция- это способ осущ. действия.

Виды дея-ти

-Общение-это дея-ть направленная на обмен инф-цией между людьми.

-Игра-целью явл-ся сам процесс.

-Учение-Явл-ся ведущим в школьном возрасте, юности. Цель получение знаний.

-Труд- присущий только чел-ку, направлен на получение дух. мат-ного продукта с использованием орудий труда.

Категория Общение-это процесс взаимодействия людей направленное на взаимное познание, взаимовлияние и регуляцию их совместной дея-ти.

Стороны общения

Коммуникативная - отвечает за обмен инф-цией между людьми.

Интерактивная – регулирует взаимодействие людей в процессе общения.

Перцептивная - осущ. восприятие людей в процессе общения и их взаимопоним.

2 вида общения вербальное-основано на использовании речи. Не вербальное-связано с использованием мимики, жестов, телесных контактов.

Осн. ф-ции

Информационно-коммуникативная – осущ. Обмен инф-ции между людьми.

Регулятивно-коммуникативная- осущ. рРегуляцию поведения людей среди др. людей.

Эмоционально-коммуникативная –направлена на регулирование эмоц-ного напряжения.

 Понятие псих. отражения. Псих. схема приема инф-ции.

Псих. отражение-это субъективное избирательное отражение объективного мира.

Все знания, кот. чел-к получает о мире явл-ся результатом психических познавательных процессов разного уровня сложности. Псих. процессы с помощью кот. фор-ся образы окруж. Среды, а также образы самого организма наз-ся ППП.

Проесс отражения мира начинается с элементарного познавательного процесса – ощущения. Для возникновения ощущения необходимы раздражители. Раздражителями нгаз. Предметы реального мира, кот. воздействуют на органы чувств-это вощздействии наз. радражением. Система клеток кот. осущ. Анализ раздражения наз. анализатором.

Анализатор состоит из 3 частей 1 рецепторы-это органы чувств, кот пребобр-ет энергию внешнего воздействия в нервный импульс. 2 проводящие нервные пути-по ним

нервные импульсы поступают в головной мозг. 3 мозговой центр.

Р-ОЧ-НИ-ГМ-ОЩ-ЦВ-(ЭП)-ОП-(М)-ОС

Раздражитель Р воздействует на органы чувств ОЧ в результате возникают нервные импульсы НИ кот. поступают в головной мозг ГМ в кот. фор-ся отдельные ощущения ОЩ кот складываются в целостный образ восприятия ЦВ кот. сравнивается с эталонами памяти ЭП и происходит опознание объекта ОП затеем с помощью мышления происходит осмысление инф-ции ОС.

 Ощущения.

Ощущения-это ППП отражения отдельных св-в внешнего мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Осн. Ф-ции 1 благодаря ощущению происходит адекватное отражение окруж. Мира и состояния организма. 2 основаны все более сложные ППП

Виды

-зрение

-слух

-обоняние

-осязание

-вкус

1 класс-ция по модальности раздражителей

-зрительные ощущ-ия 85%

-слуховые ощущения- раздражители слуховые волны.

-вибрационные ощущения колдебания упругой среды.

-обонятельные- отраж. Запахи

-вкусовые - вызыв-ся действием в-в на вкусовые точки

-тактильные ощущения – это ощущения давления, прикосновения.

-температурные- регулир. Температур между чел-ком и окружю средой.

-статические -сигнализируют о положении тела в пространстве рецептор –вестибюлярный аппарат.

-болевые ощущения

-органич. ощущения- голода, жажды, насыщения. Болевые ощущ. Внутренних органов.

2 по расположению рецепторов

-экстероцептивные ощущ. – отраж. Св-ва предметов внешнего мира и располаг-ся на поверхности тела.

2 группы контактныеосущ. Непосредственный контакт (вкусовые, осязательные)

Дистантные(зрительные, слух)

-Интероцептивные - рецепторы во внутренних органах чел-ка.

-проприоцептивные - передают инф-цию о положении тела в пространстве обеспечивает регуляцию движения чел-ка.

Св-ва ощущений

- сенсорная одоптация- это изменение чувствительности анализатора вследствии приспособления к действующему раздражителю.

-сенсибилизация-это увеличение чувствительности анализатора при воздействии раздражителя или с помощью упражнений.

- десенсибилизация-это уменьшение чувствительности при воздействии раздражителя.

-синестезия-это возникновение добавочных ощущений при воздействии раздражителя др. вида.

-контраст ощущений- это явление повышения чувствительности к одному раздражителю при сопоставлении его с раздражителем противоположного типа.

- пороги ощущений –это интервал от минимальной величины раздражителя кот. начинается , до максим-ой величины, кот-ые её одекватно воспринима-ся.

 

В3. Восприятие.

Восприятие-это псих. познавательный процесс отражения предметов и явлений реального мира и их целостности. В совокупности их св-в и частей при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме. Это качественно более сложный процесс, чем ощущение. В-тие направлено на узнавание объекта и построение его копии или модели в сознание. Результатом восприятия является целостный перцептивный образ объекта.

Функции:1.распознавание объектов- отнесение их к той или иной категории. 2.построение целостной картины мира.

Основные виды:

1.по анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая, кинестетическая.

 2.по форме существование материи: пространство, время, движение.

Восприятие пространства представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает в себя восприятие формы ,величины, взаимного расположения объектов, их рельефа , удельности и направления .Участвуют все органы чувств, однако ведущая роль зрительному, двигательному, осязательному и вестибулярному анализатору.

Восприятие времени отражает длительность, скорость, последовательность явлений действительности. На восприятие времени влияют факторы: 1.окруж. среда. 2.матевации. 3.формакологические средства. 4.возраст. 5.задачи.Большая роль при восприятии принадлежит кинестетическим двиг. и слух. ощущениям.

Восприятие движения- это отражение изменения и положения объектов в пространстве. Основную роль выполняют зрит. и кинестетический анализаторы.

3.по степени волевых усилий: непроизвольные(происходит отражение предметов без цели), произвольные(человек ставит цель воспринять).

Свойства:

1.целостность- мир воспринимается в обобщенном интегральном виде, а не в виде отдельных св-в.

2.предметность- благодаря ему каждый предмет воспринимается как обособленное отдельное физ. тело.

3.избирательность- выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

4.осмысленность- осуществляет связь восприятия с пониманием сущности предметов.

5.константность- относительное постоянство воспринимаемого образа предмета независимо от условий восприятия.

6.апперцепция- на восприятие влияет жизненный опыт человека.

 

В4.Представление- псих. познават. процесс воссоздания образов предметов и явлений реального мира, кот. ранее воздействовали на органы чувств человека. В создании представления участвовали восприятие, память и мышление.

Функции:

1. сигнальная- связана с созданием сигнала ,касающихся тех св-в объекта, кот. необходимы в деятельности человека.

2. регулятивная- осуществляет контроль за выполнением деятельности.

3. настроичная функция способствует формированию программы действий необходимых в данной ситуации.

Классификация:

1. по содержанию объектов: матем., техн., муз.

2. по типу анализатора: зрит., слух., обонят., вкус., двигат., осязат., темпиратур., простран.

3. по степени волевых усилий: произвольные ,непроизвольные.

4. по степени обобщенности: единичные(конкретный образ объекта), общие(общая модель объекта).

Свойства:

1.Наглядность- образ представляется в наглядной форме.

2.Фрагментальность- представление объекта, связанное с неравномерностью для воспроизведения его частей.

3.Неустойчивость- образ предмета удерживается в сознании только в течении короткого промежутка времени.

4.Обобщенность- представленный образ сдержит наиболее существенные информативные признаки объекта.

 

Внимание-это сосредот. и направлен. псих деятельность на определён объект или объекты или на определён деятельн при отвлеч от всего остального

1)отбор значимых воздействий и игнариров других незначим воздейств

2)удержание деятельн сохранён в сознан образов,достижен поставлен цели

3)регуляция и контроль за протиканием деятельности

Классификации:

1 непроизвольн

2 произвольн

3 послепроизвольн

Непроизвольн внешняя возник без усилия чела,без заранее поставлен цели

Причины непроизвольн:

1 особенности раздрожител

Сила раздрож, новизна, контраст,подвижность

2 особен внутрен состоян чела,моцивами,интрес

Произвольн внешн связ с определен целью и требует волевых усилий послепроизвольн внешн-это вним,котор в нач было произвольн и в дальнейш приобрело непроизвольн характер

Св-ва:

Сосредаточ удержан внешн сосредоточ объекте или одной деятельн при отвлеч от всего остального

2 устойчивость внеш длительн сосредоточ на объекте или деятельн

3 объём внимания определ кол объек на котор может быть направлен вниман одновремнно

4переключ внимания с одного объекта на другой,с одной деятельн на другой

5 распределение,т.е. возмож одно временно выполн 2 или более видов деятельн

 

 

Память-это форма псих отраж котор заключ в запомин сохранен и последующ воспроиз индивидом его опыта

Без памяти невозможн деятельн все псих процессы чела основ на памяти

Память обеспечив единство и целосность чел личности

Функции и процессы памяти

Процессы пам назыв мнемические

1 запоминание – закреп образов получ с помощь ощущения и восприятий

2 сохранение- это процесс не только удержан инф в памяти но и процесс её переработки

3 воспроизвед- это процесс воссоздания инф

А)уровены узнавание установлен индентичн восприеятой инф и сохранён инф

Б)припоминальн это воссоздан информ требующ усилий

В)собственновоспроизвод-полное воссоздание инф не требу усилий

Г)забывание-процесс исчезновен инф сниж возмож воспроиз образ предмета

Классификации памяти:1 анализатор

По преоблад анализ

Образная память – память на педставлен(зрительная,слуховая)

Двигательная память

Эмоцианальная память

2 по времени сохран инф

Мгновенная(0,1-0,5 сек)

Кратковременная(около 20 сек)

Оперативная (связан с определен целью)(инф хран от неск кол сек до неск дней

Долговременная пам(целый года)

Генетическая память(инф хран в генотипе)

3 по степени волевых усилий непроизвольн произвольн

4 по осмысленности инф

Механич память(повторение)

Осмысленная(понимание сущности инф)

Св-ва инф:

1 эффект края – эффективн запомин инф располож с краю

2 эффект Зейгарник(эффект запомин прерван инф)

3 регинисценция отсрочен воспроиз инф(после заучен 50% инф чел воспроиз потом больше воспроизвед)

Факторы влияющие

Объективн:

Характер инф

Связность инф

Понятность

Наглядность

Ритмичность

Количество

Обстановка

Субъективн:

1 тип запомин

2 предшествующ облек

3 установка

4 интерес

5 состояние организма

 


 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...