Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8. Возрастные особенности становления личности




Становление личности в онтогенезе. Роль социальной ситуации развития и ведущей деятельности в становлении личности.

Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Ведущая деятельность, новообразования, задачи развития.  Краткая характеристика каждого возраста: младенчества, раннего детства, ранней юности, молодости, зрелости, пожилого и старческого. Младший школьный. Подростковый. Ранняя юность. Юность. Молодость. Зрелость.Социальная ситуация развития подростка. Формирование личности подростка. Сознательная регуляция поведения. Развитие оценочного отношения к взрослым и сверстникам. Особенности развития характера. Самооценка и самовоспитание. Дружба. Развитие чувств, особенности их переживания и выражения.

Психологические особенности учебной деятельности. Развитие познавательных процессов. Трудовая деятельность и ее значение для развития личности подростка. Формирование профессиональных интересов. Психологические особенности и трудности выбора подростком форм продолжения учебы по окончании основной средней школы.

Социальная ситуация развития. Физическое развитие в юношеском возрасте. Формирование личности в профессиональной школе. Повышение уровня самостоятельности и взрослости.

Формирование психологической готовности к будущей профессиональной деятельности. Жизненные планы.

Психологические особенности учащихся с отклонениями в психическом развитии. Психологические особенности асоциального поведения и механизмы коррекции.

Тема 9. Профессиональное самоопределение и становление личности

Профессиональное самоопределение. Возрастные особенности профессиональных намерений. Факторы, определяющие выбор профессии: социально-экономические, социально-психологические, медико-физиологические. Индивидуальные психологические трудности выбора профессии. Динамика профессионального самоопределения.

Основы профориентации и профессиональной консультации. Профессиональная информация, выбор профессии, профессиональный отбор. Профпригодность.

Профессиональное становление личности: условия, этапы Ключевые понятия и историческая обусловленность профессионального становления личности. Взаимодействие индивидного, личностного и профессионального развития человека. Стадии профессионального становления.Профессионально обусловленная структура личности. Профессиональные деформации личности.

 

Тема 10. Психология профессионального обучения

И социально-профессионального воспитания

Психологические особенности профессионального обучения. Сущность процесса обучения, явления научения и свойства обучаемости, психологические условия, обеспечивающие успешность профессионального обучения. Формирование профессиональных навыков и умений. Генерализация и перенос навыков и умений. Особенности формирования умственных действий и интеллектуальных операций учащихся. Развитие ключевых квалификаций. Техническое мышление, его структура, особенности и пути формирования. Дифференцированный подход к обучению учащихся в зависимости от уровня их обученности, обучаемость и специальности.

Социально-профессиональное воспитание: направление, методы. Особенности социально-экономической ситуации и проблемы воспитания в современных условиях. Влияние профессиональных групп и коллективов на становление личности. Психотехнологии воспитания и социально и профессионально значимых качеств: корпоративности, социальной ответственности, надежности, работоспособности, коммуникативности, положительного отношения к труду и профессиональному сообществу. Личностный смысл профессионального труда. Психологические особенности личности педагога, их влияние на формирование личности учащегося.

 

Литература

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.

Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 368 с.  

                

Дополнительная

Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.

Аверин В.А. Психология личности. Учеб. пособие. СПб., 1999.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

Божович Л.И. Динамика развития личности в онтогензе , Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996.

Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная пед. академия, 1994. – 152 с.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.

Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования / Сост. Рогов Е.И. - М.: Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС, 1998. –448 с.

1. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2001. – 584 с.

2. Сободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 153.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...