Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 7. Индивидуально-психологические свойства личности темперамент способности, характер




ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

ПСИХОЛОГИЯ

 

Тема 1. Личность, ее структура и проявления

       Понятие о личности. Многозначность понятия «личность» в современной психологии. Основные компоненты структуры личности. Биологические и социальные факторы развития человека как личности.

       Естественная природа и социальная сущность человека как личности.

Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Активность личности. Потребности как источник активности. Виды потребностей и их классификация. Специфика человеческих потребностей.

Мотивация как проявление потребностей личности. Понятие о мотивах поведения. Виды мотивов. Уровни осознания мотивов. Влечения, желания и отношения личности. Цели личности и произвольная регуляция деятельности человека. Формирование мотивации учения.

Понятие об интересах. Содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов как показатели уровня развития личности.

Убеждения и их становление.

Установки и стереотипные формы поведения.

Понятие о направленности личности и формах ее проявления. Формирование направленности в учебном процессе. Методы исследования личности.

 

Тема 2. Личность в системе межличностных отношений

Понятие о группах. Виды групп: условные и реальные; официальные и неофициальные; референтные и нейтральные. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив. Характеристика учебной группы.

Межличностные отношения в группах: непосредственные и опосредованные содержанием целей совместной деятельности.

Феномены межличностных отношений: восприятие человека человеком, эмоциональное тяготение, контактная сплоченность, совместимость, внутригрупповая внушаемость, конформность, идентификация, коллективистическое самоопределение. Сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Характеристика социально-психологического климата учебной группы.

Лидерство в малых группах, его признаки, функции, виды. Психологические качества лидера. Классификация стилей лидерства.

Межличностные конфликты.Сущность конфликта и его структура. Классификация конфликтов. Способы их разрешения и предотвращения.

Методы исследования межличностных отношений в группах.

Тема 3. Общение и речевая деятельность

Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Роль общения в развитии человека. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Виды и формы общения. Вербальные и невербальные средства общения. Специфика педагогического общения.

Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Речь и язык.

Виды речи: устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение. Экспрессивные возможности устной речи. Коммуникативная и речевая культура педагога.

 

Тема 4. Общая характеристика деятельности

       Понятие о деятельности. Активность и деятельность.

Структура деятельности. Мотивы и цели деятельности. Внешняя и внут­ренняя деятельность. Процессы интериоризации и экстериоризации. Действие как единица человеческой деятельности. Целенаправленный характер действия. Понятие об ориентировочной основе дей­ствия.

Способы (операции) выполнения действий. Преобразование действия в операции. Относительная самостоятельность операций, их переносы из одних действий в другие. Умственные операции.

Освоение деятельности. Автоматизированные компоненты деятельности. Формирование навыков, их виды. Взаимодействие навыков.

Основные виды деятельности. Специфика человеческой деятельности и ее атрибуты. Игровая деятельность и ее психологические особенности. Роль иг­ры в развитии человека.

Учение, научение, обучение. Структура учебной деятельности. Психоло­гические особенности учебной деятельности.

Труд и деятельность. Психологические признаки труда. Профессиональ­ная деятельность как условие формирования личности. 

        Характеристика основных видов деятельности: учебной и трудовой. Педагогические характеристики учебной и профессиональной деятельности.

Тема 5. Познавательная деятельность личности.

Внимание, память и мышление как формы познавательной деятельности

Понятие о внимании. Внимание как психический феномен. Основные характеристики внимания: направленность, сосредоточенность, активность.

Виды внимания. Непроизвольное внимание и побуждающие его факторы. Особенности произвольного и послепроизвольного внимания, условия их возникновения.

Основные свойства внимания: устойчивость, объем, переключение, распределение и концентрация. Рассеянность и способы ее преодоления. Учет и оценка различных видов и свойств внимания в познавательной деятельности. Управление вниманием в учебном процессе.

Понятие о памяти. Виды памяти: двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая. Произвольная и непроизвольная память. Механическая и смысловая память. Кратковременная и долговременная память. Оперативная память. Процессы и механизмы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Индивидуальные различия в процессах памяти. Роль памяти в познавательной деятельности человека, приемы и способы развития памяти в учебном процессе.

Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Социальная природа мышления. Мышление и предметно-практическая деятельность. Мышление и речь.

 Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Мышление как процесс. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, абстрагирование и др.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Индивидуальные особенности мышления. Условия развития мышления в учебном процессе.

 

Тема 6. Волевая регуляция деятельности

Понятие о воле. Воля как процесс сознательного регулирования поведения и деятельности. Целенаправленный характер волевой активности. Волевые действия и волевая регуляция. Функции воли.

Структура волевого акта. Мотивация волевого действия и оформления цели. Борьба мотивов. Принятие решения. Волевое усилие. Выполнение принятого решения.  Волевые свойства личности, их структура, этапы и закономерности формирования. Формирование волевых свойств в профессионально-образовательном процессе.

 

Тема 7. Индивидуально-психологические свойства личности темперамент способности, характер

Понятие о темпераменте. Психические свойства, формирующие темперамент: эмоциональная возбудимость, реактивность, активность, экстраверсия - интроверсия, пластичность – регидность и др. Типы темпераментов (сангвистический, холерический, флегматический, меланхолический) и их психологическая характеристика. Проблема изменчивости темперамента. Роль темперамента в учебной и трудовой деятельности.

Понятие о характере и его специфических особенностях. Обусловленность характера общественными и межличностными отношениями.

Черты характера и его целостность. Проявление характера через деятельность, отношения к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Условия формирование характера.Трансформация характера в течение жизни. Акцентуации характера.

Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Способности и деятельность. Задатки как предпосылки для развития способностей.

Структура общих и специальных способностей: теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. Уровни развития способностей: мастерство, талант, гениальность. Проблема одаренности в современной психологии.

Возможности формирования и развития способностей в образовании.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...