Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
По непосредственности взаимосвязей
Условная группа – объединенная по определенному признаку (характер деятельности, пол, возраст и т.д.) Реальная группа – это объединение, где люди связанны реальными контактами (например, группа однокурсников). По личностной значимости Референтная группа –реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Нереферентная группа – это группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для человека. Антиреферентная группа – это группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает. По уровню развития Низкий уровень Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников. Ассоциация– группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В зависимости от общественной направленности опосредующих факторов различают просоциальные ассоциации и асоциальные ассоциации. Просоциальнальные ассоциации– это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности. В случае включения этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования. Например, студенческая группа в начале процесса обучения. Асоциальные ассоциации – это группы, ценностные ориентации которых имеют негативный, иногда антиобщественный характер. Например, группа агрессивно настроенных подростков. Эти группы, в условиях антиобщественно направленной организации и руководства, легко превращаются в асоциальные корпорации. Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией. Например, промышленные корпорации. Корпорация асоциальная (антиобщественная) – это группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узко индивидуалистических интересов. Межличностные отношения в корпорациях опосредуются асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными ориентациями. Например, группа рэкетиров или мафия. Высокий уровень Коллектив– группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией и т.д. Особенности зрелого коллектива Ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально-полезной, совершенствующей деятельностью Каждый член коллектива видит перспективы движений и проявляет личную заинтересованность в его развитии. Товарищеское равноправие его членов, каждый член коллектива участвует в организации отдельных сторон его жизнедеятельности. Личность защищена коллективом и ответственна перед ним. Группа и ее структурная организация Проблема группы, как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных в психологии. Малая социальная группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объедены общей целью деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого. Основные параметры, с помощью которых возможен социально-психологический анализ группы – это характеристики собственно группы и характеристики, определяющие положения человека в группе. К характеристике группы относятся ее композиция, структура и групповые процессы. К характеристикам, определяющим положения человека в группе, относятся система групповых ожиданий, статусов и ролей членов группы. Композиция группы, или ее состав – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность и т.д. Структура малой группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют ее отдельные члены, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Структура социальной власти в малой группе Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, активность которого разворачивается одновременно во многих направлениях и требует особых усилий по сохранению целенаправленности групповых усилий, объединения индивидуальных активностей в единое целое. Структура социальной власти в малой группе – это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Социальная власть в группе может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства. Руководство– процесс управления группой, осуществляемый руководителем или посредником между социальной властью и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему[1]. Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель группы должен обладать рядом качеств, среди которых первостепенными являются высокая деловая активность, гибкость мышления, адаптируемость к изменяющимся условиям, коммуникативная культура и т.п. Основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет. Стиль руководства (управления) коллективом – это интегральная характеристика индивидуальных особенностей личности руководителя, а также чаще всего применяемых ею способов и средств управленческой деятельности, которые характеризуют способности и особенности решения управленческих задач. В научной литературе описан широкий спектр стилей управления современного руководителя. Наибольшее распространение получили такие стили, как авторитарный (доминирующий), демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский). Стили руководства Авторитарный. Характеризуется единоличным принятием всех решений, субъективной оценкой результатов деятельности, устранением подчиненных от участия в решении вопросов и подавлением их инициативы и творчества. За счет постоянного контроля обеспечиваются приемлемые результаты работы. Неудовлетворенность людей своей работой, положением в коллективе, неблагоприятным психологическим климатом ведет к постоянным стрессам, влияющим на психологическое и физическое здоровье. Демократический. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблем, учета мнения, интересов, потребностей подчиненных. Выполнение принятых решений контролируется руководителем и сотрудниками. Данный стиль управления является эффективным, т.к. обеспечивает высокую продуктивность, активность сотрудников и сплоченность коллектива. Его реализация возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологических и коммуникативных способностях руководителя. Либеральный.Характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократий», а с другой – «минимумом контроля». Подчиненные сами решают возникшие перед ними проблемы, не особенно считаясь с мнением своего руководителя, поэтому результаты работы низкие. Неудовлетворенность результатами своей деятельности, руководителем, климатом в группе ведут к скрытым или явным конфликтам. Лидерство– это спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других. Лидер –член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ее ценностями и нормами, на основе которых выдвигается конкретный лидер группы.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 217. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |