Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Физиологические центры речи. Нарушения речи. Дефекты речи.




Француз Поль Брока (Вгоса) в 1861 г. открыл в мозгу человека центр речи (позднее названный центром Брока).Этот центр находится в задней части лобной доли левого полушария (у левшей — в правом). Люди, у которых поражён центр Брока, понимают речь, но с большим трудом могут организовывать слова во фразы. Второй центр речи находится в височной доле левого полушария. Он был открыт немецким учёным К. Вернике (Wernicke) в 1874 г. У больных с поражением центра Верникев значительной мере сохранена собственная речь, но существенно затруднено восприятие чужой речи. 179 Оба речевых центра демонстрируют чёткую локализацию речевых механизмов. Порождение и восприятие речи разведены как два разных механизма, хотя в норме они взаимосвязаны. Оба речевых центра соседствуют с более общими зонами деятельности: двигательным центром (для центра Брока) и слуховым (для центра Вернике).

ЯЗЫК ГЛУХОНЕМЫХ

В патопсихолингвистике изучаются речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем — в основном это особенности речи у глухих и  глухонемых. Есть две разновидности языка глухонемых — жестовый и буквенный. Для тестового языка характерен такой семантический синтаксис, в котором отсутствует жесткое членение знаков на категории, соответствующие грамматическим классам. Предметы, лица и действия в мимическом языке в большинстве случаев отсутствуют. Особые обозначения действия и орудия действия (топор, рубить) обозначаются одинаково; нет различий между предметом действия, признаком предмета и действием, обозначаемых в русском языке однокорневыми словами (чистый — чистить — чисто); в ряде случаев отсутствуют обозначение действия и предмета, на который направлено действие (доить — молоко), действия и предмета, обозначающего место действия (мыться — баня). Это отсутствие грамматических классов в мимической речи связано сее высокой ситуативностью.В рамках патопсихолингвистики можно также говорить о речевых нарушениях при умственной отсталости — олигофрении. Для детей с ранними органическими нарушениями характерно недоразвитие или отсутствие речи. В последнее время большое внимание уделяется излечению детей с расстройствами внимани, при которых снижена способность удерживать внимание на содержании речи, и нарушениям речи при болезни Альцгеймера.

Нейролингвистика и психолингвистика.

Нейролингви́стика —научная дисциплина, возникшая на стыке неврологии и лингвистики и изучающая систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения. Эпизодические наблюдения расстройств языкового поведения при очаговых поражениях мозга известны с эпохи средневековья, но их систематическое изучение началось во 2-й половине 19 в. В отечественной лингвистике интерес к фактам языковой патологии проявляли И. А. Бодуэн де Куртенэ, В. А. Богородицкий, Л. В. Щерба и другие. Бодуэн де Куртенэ исследовал афазию, исходя из представления о трёх составных компонентах языковой деятельности — фонации (произнесения), аудиции (восприятия) и церебрации («процессы, происходящие в индивидуаль-ном мозговом центре») («Из патологии и эмбриологии языка», 1885). В СССР развитие нейролингвистических исследований базируется на работах А. Р. Лурия, который на основе психологической концепции Л. С. Выготского о социальном происхождении высших психических функций человека и успехов отечественной физиологии разработал концепцию о системном строении этих функций. Предметом нейролингвистических исследований чаще всего становятся афазии, проявления которых многообразны и включают в себя фонологические, грамматические, лексические и семантические расстройства. Для нейролингвистики представляют интерес и неафазические формы расстройств языкового поведения: речевые агнозии и апраксии, дизартрии, алексии и аграфии. Продолжают обсуждаться нейролингвистические представления о том, как человек отражает действительность посредством органов чувств и сопряженных с ними анализаторов мозга — зрительного, слухового и тактильно-кинестетического. Важный для нейролингвистики материал дают наблюдения над языковым поведением билингвов и полиглотов, страдающих очаговыми поражениями мозга. Методы нейролингвистических исследований развиваются и изменяются параллельно с развитием теории неврологии и лингвистики. Нейролингвистика возникла из потребностей клинической практики для решения диагностических задач. Отсюда основной её метод — метод наблюдений над языковым поведением больного в разных условиях (беседа, рассказы по картинкам, пересказы текстов, чтение, письмо, а также применение специальных тестов; повторение серии специально подобранных слов, составление предложений из заданных слов, нахождение синонимов и антонимов к заданному слову и т. П Разработка проблем нейролингвистики во 2-й половине 20 в. испытывает воздействие идей и методов психолингвистики, нейропсихологии, нейрофизиологии, психоакустики, кибернетики и других смежных наук. Таким образом, современная нейролингвистика представляет собой один из аспектов комплексного изучения знакового поведения человека.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...