Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лабораторная работа № 3. Научные основы школьного курса фонетики




(вопросы составлены А.А. Северьяновой)

Осмысление научных основ школьного курса предполагает как результат:

– четкое соотнесение каждого параграфа школьного учебника с конкретным разделом науки о языке (фонетикой, графикой, орфоэпией или орфографией);

– точное определение объекта изучения для каждого из этих разделов;

– выбор наиболее рациональной последовательности излагаемой информации в каждом из разделов;

– научную корректность вводимых терминов, понятий;

– использование в практике преподавания новейших достижений современной лингвистики и методики обучения.

На лабораторном занятии студентам предлагаются для сопоставительного анализа соответствующие разделы учебников русского языка для средней школы, чтобы они могли дать ответы на следующие вопросы:

1. Какие упражнения и правила учат различать звук и букву? Где эти различия представлены недостаточно четко? В каких случаях в самом учебнике звук и буква отождествляются? Покажите на конкретных примерах различие между звуком и буквой.

2. С какими нормами литературного произношения знакомятся учащиеся в этом разделе? Вычлените нормы, обусловленные действием современных фонетических законов, и нормы, представляющие собой фонетические подсистемы.

3. Перечислите правила орфографии, связанные с действием фонетических законов современного языка (редукции безударных гласных, регрессивной ассимиляции по глухости / звонкости и твердости / мягкости, оглушения в конце слова).

4. Что узнают учащиеся о фонеме? Как показать им различия между звуком – единицей речи – и фонемой – единицей языка?

5. Дайте сопоставительные акустические и артикуляционные характеристики а) гласных и согласных,

                       б) глухих и звонких,

                       в) твердых и мягких.

Подберите конкретные примеры для показа этих различий. Как вы организуете наблюдение над артикуляцией? Как будете анализировать слуховые впечатления?

6. Как передается мягкость согласных на письме? Находит ли здесь отражение ассимилятивное смягчение? Приведите примеры.

7. Определите принцип передачи фонемного состава слова на письме.

8. Где и как можно использовать данные экспериментальных исследований в преподавании школьного курса фонетики? Какие экстралингвистические факторы усилят потребность в таком материале?

9. Можно ли на основании нашего анализа школьного учебника определить некоторые общие причины орфографических и орфоэпических ошибок у школьников?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...