Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема № 2. Учение о фонеме. Фонематическая транскрипция (по МФШ и ЛФШ (СПФШ) )Стр 1 из 6Следующая ⇒
Практические занятия Тема № 1. Фонема и звук. Дифференциальные признаки фонем План занятия: 1. Дефиниции звука и фонемы. 2. Дайте определения понятиям «гласные звуки», «согласные звуки» с физиологической, акустической и функциональной точек зрения. 3. Дефиниция дифференциального признака (ДП). 4. ДП гласных и согласных фонем. 5. Придумайте слова, в состав которых входят названные звуки: три взрывных согласных и гласный А; носовой согласный и гласный заднего ряда; только мягкие согласные и гласный переднего ряда; один глухой, два звонких согласных и гласный О; два заднеязычных и один губной согласный; два щелевых согласных и одна аффриката; губной и заднеязычный согласный и гласный заднего ряда; сонорные согласные и аффриката; три шумных согласных и среднеязычный сонант (упр. № 56 из сб. упр. по совр. рус. яз. (Е.Г. Ковалевская, Л.В. Бондарко, Д.В. Салмина и др. Под ред. С.Г. Ильенко. – М.: Просвещение, 1986). 6. Учитывая артикуляционные признаки согласных звуков, решите предлагаемые пропорции. Определите артикуляционные признаки полученных звуков: [б'] / [п'] = [б] / [?]; [н] / [д] = [н'] / [?]; [т] / [д] = [к] / [?]; [в] / [ф] = [з] / [?]. 7. По классификационным признакам звуков назовите слова: 1) согласный, шумный, взрывной, переднеязычный, зубной, твердый, звонкий; гласный, нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный, безударный; согласный, сонорный, дрожащий, переднеязычный, небно-зубной, твердый; гласный, среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный ударный; согласный, шумный, взрывной, заднеязычный, твердый, звонкий; гласный, среднего подъема, среднего ряда, нелабиализованный; 2) согласный, шумный, фрикативный, звонкий, переднеязычный, зубной, мягкий; гласный, верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный, безударный; согласный, сонорный, смычно-проходной, носовой, губно-губной, твердый; гласный, среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный, ударный; согласный, шумный, фрикативный, глухой, губно-зубной, твердый; гласный, среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, безударный. Примечание: Таблица артикуляции гласных звуков
(Таблица из: «Современный русский язык». Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М.: Международ. отношения, 1995. – С. 177). Иногда русский [а] относят к заднему ряду, так как при его произношении место наибольшего сужения находится в задней части ротовой полости (точнее, в полости глотки). 8. Укажите, какими артикуляционными признаками отличаются следующие согласные звуки: [т] – [к], [б] – [п], [б'] – [п'], [б] – [п'], [б] – [д], [б] – [т'], [б] – [г], [б'] – [к], [н] – [м], [н] – [л'], [н] – [н']. Тема № 2. Учение о фонеме. Фонематическая транскрипция (по МФШ и ЛФШ (СПФШ) ) План занятия 1. Дефиниция фонематической транскрипции (Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, законспектируйте главу «Типы научно-лингвистической транскрипции» из книги Р.И. Аванесова «Фонетика современного русского языка». М., 1956). 2. Типы фонематической транскрипции по МФШ. 3. Цель использования данной транскрипции. Примечания: Фонематическая (или фонологическая) транскрипция используется в том случае, если требуется передать лишь состав фонем языка. Используются фигурные или угловые скобки. По МФШ, различают словофонематическую и морфофонематическую транскрипцию. Первая передает на письме звуковую оболочку конкретного языкового факта, звук речи в данном конкретном случае, освобождая его от внешнего и сохраняя самостоятельное и функционально значимое. Буква – знак фонемы (сильной или слабой). Морфофонематическая транскрипция: кратчайшая звуковая единица передается с освобождением всех позиционно обусловленных качеств не только в слове, но и в составляющих его морфемах. Буква – знак фонемного ряда; все члены фонемного ряда обозначаются одной буквой, соответствующей сильной фонеме данного ряда. Чтобы получить фонематическую транскрипцию, необходимо: выполнить фонетическую транскрипцию; определить в ней позиции для каждого звука; если позиция сильная – перенести знак в фонематическую транскрипцию; если слабая – привести фонему к сильной позиции и поставить ее знак в фонематическую транскрипцию. NB! Фонематическая транскрипция предназначена не для чтения, а для анализа. Она изображает абстрактные единицы. Образцы фонематической транскрипции с точки зрения МФШ (морфонематическая транскрипция) взяты из учебного пособия для вузов «Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия». Князев С.В., Пожарицкая С.Н. – М.: Академический Проект, 2005). 2. Сильные позиции для гласных – под ударением. Сильные позиции для согласных по глухости / звонкости: 1) перед всеми гласными; 2) перед сонорными согласными; 3) перед < в >, < в' >. Слабые позиции для согласных по глухости / звонкости: в абсолютном конце слова; перед шумным согласным. Сильные позиции для согласных по твердости / мягкости: 1) в абсолютном конце слова; 2) перед гласными непереднего ряда (в учеб. пособии С.В. Князева и С.Н. Пожарицкой – перед гласными); 3) для переднеязычных – перед заднеязычными и твердыми губными; 4) для < л > – перед любым согласным (в учеб. пособии С.В. Князева и С.Н. Пожарицкой указано, что < л >, < л' > имеют только сильные позиции). Слабые позиции для согласных по твердости / мягкости: перед согласными (кроме переднеязычных перед заднеязычными и твердыми губными). Подход [п∆тхóт] ЛФШ {ПАТХОТ} МФШ а) {ПαТ2ХОТ2} б) {ПОДХОД} Гласный в составе первой морфемы – приставки – бывает ударным в других отглагольных существительных (пóдкуп, пóдпись) и, следовательно, должен быть передан как < о >. Конечный согласный приставки также может быть в сильной по глухости / звонкости позиции: [пъдвад'úт'], [п∆дjэхат']. Следовательно, это < д >. Конечный согласный корневой морфемы приобретает сильную позицию в косвенных падежах слова: [п∆тхóтдъ] и т.п. (с. 200). 3. стакан [ст∆кáн] ЛФШ {СТАКАН} МФШ а) {С3ТαКАН} б) {С/С'/З/З' Т О/А КАН} «Слово одноморфемно (плюс нулевая морфема флексии); ударение стабильно; «проверка» слабых позиций невозможна; произносительных вариантов нет» (с. 202). 4. Выполните фонематическую транскрипцию следующих слов: вялый, жиры, мед, красного, легкий, весна, холод, будка, гроза, любовь, зубки, мясной. 5. Затранскрибируйте тексты. Отметьте гласные, выступающие в слабой позиции. Если возможно, найдите сильные. Вот снова день исчез, как ветра легкий стон, Из нашей жизни, друг, навеки выпал он. Но я, покуда жив, тревожиться не стану О дне, что отошел, и дне, что не рожден. * * * Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало. Омар Хайям Вечер О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно – Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним… Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.
Даль вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне… Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне. И.А. Бунин 6. Рассмотрите приводимую ниже таблицу, объясните термины, используемые представителями МФШ и ЛФШ. Приведите примеры, иллюстрирующие соответствующие фонологические понятия.
(Упражнение из учебного пособия А.Я. Опришко «Практикум по современному русскому языку (Фонетика, орфоэпия. Фонология. Графика. Орфография)». – Харьков: Изд. объед. «Выща школа», 1989. – С. 98). См. работы И.А. Бодуэна де Куртенэ, Л.В. Щербы, А.Н. Гвоздева, А.А. Реформатского, Р.И. Аванесова, В.Н. Сидорова, П.С. Кузнецова, Л.Р. Зиндера. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 1866. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |