Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема № 2. Учение о фонеме. Фонематическая транскрипция (по МФШ и ЛФШ (СПФШ) )




Практические занятия

Тема № 1. Фонема и звук. Дифференциальные признаки фонем

План занятия:

1. Дефиниции звука и фонемы.

2. Дайте определения понятиям «гласные звуки», «согласные звуки» с физиологической, акустической и функциональной точек зрения.

3. Дефиниция дифференциального признака (ДП).

4. ДП гласных и согласных фонем.

5. Придумайте слова, в состав которых входят названные звуки: три взрывных согласных и гласный А; носовой согласный и гласный заднего ряда; только мягкие согласные и гласный переднего ряда; один глухой, два звонких согласных и гласный О; два заднеязычных и один губной согласный; два щелевых согласных и одна аффриката; губной и заднеязычный согласный и гласный заднего ряда; сонорные согласные и аффриката; три шумных согласных и среднеязычный сонант (упр. № 56 из сб. упр. по совр. рус. яз. (Е.Г. Ковалевская, Л.В. Бондарко, Д.В. Салмина и др. Под ред. С.Г. Ильенко. – М.: Просвещение, 1986).

6. Учитывая артикуляционные признаки согласных звуков, решите предлагаемые пропорции. Определите артикуляционные признаки полученных звуков:

[б'] / [п'] = [б] / [?]; [н] / [д] = [н'] / [?]; [т] / [д] = [к] / [?]; [в] / [ф] = [з] / [?].

7. По классификационным признакам звуков назовите слова:

1) согласный, шумный, взрывной, переднеязычный, зубной, твердый, звонкий; гласный, нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный, безударный; согласный, сонорный, дрожащий, переднеязычный, небно-зубной, твердый; гласный, среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный ударный; согласный, шумный, взрывной, заднеязычный, твердый, звонкий; гласный, среднего подъема, среднего ряда, нелабиализованный;

2) согласный, шумный, фрикативный, звонкий, переднеязычный, зубной, мягкий; гласный, верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный, безударный; согласный, сонорный, смычно-проходной, носовой, губно-губной, твердый; гласный, среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный, ударный; согласный, шумный, фрикативный, глухой, губно-зубной, твердый; гласный, среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, безударный.

Примечание: Таблица артикуляции гласных звуков

Подъем Ряд Передний Средний Задний

Верхний

И Ы У

Верхнее-средний

И   Ь Ы  

Средний

Э Ъ О

Нижний

  А   

(Таблица из: «Современный русский язык». Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М.: Международ. отношения, 1995. – С. 177).

Иногда русский [а] относят к заднему ряду, так как при его произношении место наибольшего сужения находится в задней части ротовой полости (точнее, в полости глотки).

8. Укажите, какими артикуляционными признаками отличаются следующие согласные звуки:

[т] – [к], [б] – [п], [б'] – [п'], [б] – [п'], [б] – [д], [б] – [т'], [б] – [г], [б'] – [к], [н] – [м], [н] – [л'], [н] – [н'].

Тема № 2. Учение о фонеме. Фонематическая транскрипция (по МФШ и ЛФШ (СПФШ) )

План занятия

1. Дефиниция фонематической транскрипции (Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, законспектируйте главу «Типы научно-лингвистической транскрипции» из книги Р.И. Аванесова «Фонетика современного русского языка». М., 1956).

2. Типы фонематической транскрипции по МФШ.

3. Цель использования данной транскрипции.

Примечания: Фонематическая (или фонологическая) транскрипция используется в том случае, если требуется передать лишь состав фонем языка. Используются фигурные или угловые скобки.

По МФШ, различают словофонематическую и морфофонематическую транскрипцию. Первая передает на письме звуковую оболочку конкретного языкового факта, звук речи в данном конкретном случае, освобождая его от внешнего и сохраняя самостоятельное и функционально значимое. Буква – знак фонемы (сильной или слабой).

Морфофонематическая транскрипция: кратчайшая звуковая единица передается с освобождением всех позиционно обусловленных качеств не только в слове, но и в составляющих его морфемах. Буква – знак фонемного ряда; все члены фонемного ряда обозначаются одной буквой, соответствующей сильной фонеме данного ряда. Чтобы получить фонематическую транскрипцию, необходимо: выполнить фонетическую транскрипцию; определить в ней позиции для каждого звука; если позиция сильная – перенести знак в фонематическую транскрипцию; если слабая – привести фонему к сильной позиции и поставить ее знак в фонематическую транскрипцию.

NB! Фонематическая транскрипция предназначена не для чтения, а для анализа. Она изображает абстрактные единицы.

Образцы фонематической транскрипции с точки зрения МФШ (морфонематическая транскрипция) взяты из учебного пособия для вузов «Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия». Князев С.В., Пожарицкая С.Н. – М.: Академический Проект, 2005).

2. Сильные позиции для гласных – под ударением.

Сильные позиции для согласных по глухости / звонкости:

1) перед всеми гласными;

2) перед сонорными согласными;

3) перед < в >, < в' >.

Слабые позиции для согласных по глухости / звонкости: в абсолютном конце слова; перед шумным согласным.

Сильные позиции для согласных по твердости / мягкости:

1) в абсолютном конце слова;

2) перед гласными непереднего ряда (в учеб. пособии С.В. Князева и С.Н. Пожарицкой – перед гласными);

3) для переднеязычных – перед заднеязычными и твердыми губными;

4) для < л > – перед любым согласным (в учеб. пособии С.В. Князева и С.Н. Пожарицкой указано, что < л >, < л' > имеют только сильные позиции).

Слабые позиции для согласных по твердости / мягкости: перед согласными (кроме переднеязычных перед заднеязычными и твердыми губными).

Подход [п∆тхóт]              ЛФШ {ПАТХОТ}

МФШ а) {ПαТ2ХОТ2} б) {ПОДХОД}

Гласный в составе первой морфемы – приставки – бывает ударным в других отглагольных существительных (пóдкуп, пóдпись) и, следовательно, должен быть передан как < о >. Конечный согласный приставки также может быть в сильной по глухости / звонкости позиции: [пъдвад'úт'], [п∆дjэхат']. Следовательно, это < д >.

Конечный согласный корневой морфемы приобретает сильную позицию в косвенных падежах слова: [п∆тхóтдъ] и т.п. (с. 200).

3. стакан [ст∆кáн] ЛФШ {СТАКАН}

МФШ а) {С3ТαКАН} б) {С/С'/З/З' Т О/А КАН} 

«Слово одноморфемно (плюс нулевая морфема флексии); ударение стабильно; «проверка» слабых позиций невозможна; произносительных вариантов нет» (с. 202).

4. Выполните фонематическую транскрипцию следующих слов: вялый, жиры, мед, красного, легкий, весна, холод, будка, гроза, любовь, зубки, мясной.

5. Затранскрибируйте тексты. Отметьте гласные, выступающие в слабой позиции. Если возможно, найдите сильные.

Вот снова день исчез, как ветра легкий стон,

Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.

Но я, покуда жив, тревожиться не стану

О дне, что отошел, и дне, что не рожден.

*   *  *

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Омар Хайям

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно –

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

 

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

 

Даль вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

И.А. Бунин

6. Рассмотрите приводимую ниже таблицу, объясните термины, используемые представителями МФШ и ЛФШ. Приведите примеры, иллюстрирующие соответствующие фонологические понятия.

МФШ ЛФШ Поздние работы Р.И. Аванесова
Фонема Вариант фонемы Вариация фонемы Гиперфонема Нейтрализация фонем Фонема Типичный оттенок фонемы Нетипичный оттенок фонемы Чередование фонем Фонема Сильная фонема Слабая фонема Фонемный ряд Группа фонем

(Упражнение из учебного пособия А.Я. Опришко «Практикум по современному русскому языку (Фонетика, орфоэпия. Фонология. Графика. Орфография)». – Харьков: Изд. объед. «Выща школа», 1989. – С. 98).

См. работы И.А. Бодуэна де Куртенэ, Л.В. Щербы, А.Н. Гвоздева, А.А. Реформатского, Р.И. Аванесова, В.Н. Сидорова, П.С. Кузнецова, Л.Р. Зиндера.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 1866.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...