Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основной курс Основная траектория Очная форма обучения




Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы палеонтологии

Paleontology

 

Язык(и) обучения                 Русский

Трудоёмкость       3                зачётных единицы

 

Регистрационный номер
рабочей программы:

 

 

 


Санкт-Петербург

2015

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий

Цели и задачи учебных занятий

Целью курса является знакомство с разделами, составляющими основное содержание науки, изучающей органический мир геологического прошлого, демонстрирующей роль и значение ископаемых организмов в естествознании. Материал дисциплины включает сведения по основным группам растений и животных прошлых эпох; предусматривает описание особенностей биологической эволюции и характеристику потенциальной возможности периодизации геологической истории фанерозоя по смене ископаемых фаун и флор; показывает значение палеонтологических исследований в различных областях геологии.

Задачами курса являются: получение начальных сведений о строении и систематике основных групп фауны и флоры; обоснование представлений о родственных связях и взаимоотношениях их наиболее характерных представителей; знание основных закономерностей развития органического мира; роль организмов в осадконакоплении и породообразовании; связь организмов с внешней средой; обоснование значения органических остатков для установления геологического возраста осадочных пород; обучение первичным методам характеристики и анализа палеонтологического материала для последующего использования полученных знаний в решении задач биостратиграфии, фациального анализа, палеоэкологии, палеобиогеографии и др.

 

Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Для успешного освоения данной дисциплины слушателям необходимы знания по биологии в объеме средней школы.

Обучаемый также должен иметь начальную подготовку в объеме общеобразовательной дисциплины «Общая геология».

Перечень результатов обучения (learning outcomes)

  • знать закономерности эволюции главных групп органического мира и их уровни

организции.

  • иметь представления об основных этапах развития Биосферы Земли,
  • уметь диагностировать и анализировать остатки ископаемых животных;
  • владеть опытом реконструкции среды обитания и обстановок осадконакопления по

остаткам фоссилий;

  • уметь оценивать возраст отложений по встреченным в них окаменелостям.

 

Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Обучение дисциплине ведётся в форме лекций с показом большого количества материала в форме мультимедийных презентаций, а также в виде фильмов, плакатов и таблиц, иллюстрирующих особенности строения и разнообразие ископаемых животных и растений. Усвоение материала лекций сопровождается практическими занятиями, во время которых студенты знакомятся с каменным материалом из коллекций палеонтологического музея кафедры палеонтологии; выполняют лабораторные работы по изучению основных типов беспозвоночных с активным обсуждением, зарисовками и описанием ископаемых оригинальных образцов.

 

Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий

Организация учебных занятий

Основной кур

  

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические занятия лабораторные работы контрольные работы

коллоквиумы

текущий контроль промежуточная аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя в т.ч. с использованием методических материалов текущий контроль промежуточная аттестация

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

очная форма обучения

 

34

18

2

26

14

21

18

3

75

75

75

75

75

75

ИТОГО:

34

18

2

26

14

21

18

3
Период обучения (модуль) Формы текущего контроля Виды промежуточной аттестации

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

очная форма обучения

Семестр 2 Контрольная (тест), коллоквиум, проверка выполнения практического задания, оценка самостоятельной работы по темам   экзамен

Структура и содержание учебных занятий

 

Основной курс Основная траектория Очная форма обучения

Период обучения (модуль):Семестр 2

№ п/п Наименование темы (раздела, части) Вид учебных занятий Количество часов

1

Введение. Предмет и задачи палеонтологии. Породообразующее значение организмов, их участие в геологических и геохимических процессах.

лекции 2
самостоятельная работа по методическим материалам 2

2

Сохранность органических остатков и палеонтологическая летопись. Достоверность палеонтологической информации. Принципиальные основы использования палеонтологического метода в стратиграфии и геохронологии.

лекции 2
практические занятия 1
самостоятельная работа под руководством преподавателя 2

3

Царство Животные. Простейшие или Одноклеточные. Тип Саркодовые. Основные особенности организации и биологии. Фораминиферы. Общая характеристика. Состав и морфология раковины. Принципы систематики. Радиолярии

лекции 2
практические занятия 3
самостоятельная работа под руководством преподавателя 3
контрольная работа 0,5

4

Многоклеточные. Уровни организации многоклеточных. Губковые. Общая характеристика. Внешний вид и строение тела. Скелет и его значение для систематики. Археоциаты. Строение, морфология, геологическая история и значение.

лекции 2
практические занятия 2
самостоятельная работа под руководством преподавателя 3
контрольная работа 0,5

5

Настоящие многоклеточные. Тип Cnidaria стрекающие. Общая характеристика. Коралловые полипы. Табулятоморфы, четырехлучевые, шестилучевые и восьмилучевые кораллы. Строение скелета и мягкого тела. Условия существования. Геологическая история и значение.

лекции 2
практические занятия 4
самостоятельная работа под руководством преподавателя 3
контрольная работа 0,5
коллоквиум 1

6

Двусторонне-симметричные или трехслойные животные. Кольчатые черви и их эволюционное значение. Тип Arthropoda. Общая характеристика Трилобиты Принципы систематики, геологическая история и значение. Ракообразные. Общая характеристика. Наиболее важные представители: листоногие раки остракоды или ракушковые рачки (Ostracoda); усоногие рачки (Cirripedia). стратиграфическое значение. Хелицеровые. Характеристика и геологическая история. Насекомые Основные черты строения. Геологическое распространение.

лекции 2
практические занятия 2
самостоятельная работа под руководством преподавателя 3
контрольная работа 0,5

7

Тип Мягкотелые. Общая характеристика и особенности организации. Классификация. Основные подклассы брюхоногих. Особенности строения замка двустворчатых: таксодонты, дизодонты, схизодонты, гетеродонты, десмодонты, пахиодонты. Головоногие. Характеристика и принципы классификации. Типы лопастной линии. Геологическое значение.

лекции 4
практические занятия 4
самостоятельная работа под руководством преподавателя 3
контрольная работа 1,5
коллоквиум 1

8

Щупальцевые. Общая характеристика типа Брахиоподы. Основы систематики и классификация. Важнейшие представители, стратиграфическое значение и распространение.

лекции 3
практические занятия 3
самостоятельная работа под руководством преподавателя 3
контрольная работа 0,5

9

Общая характеристика типа Иглокожие. Строение скелета и возникновение пятилучевой симметрии. Кринозои и эхинозои. Геологическое распространение и значение.

лекции 2
практические занятия 2
самостоятельная работа под руководством преподавателя 2
контрольная работа 0,5

10

Подтип Полухордовые. Характеристика подклассов граптолитов: стереостолонаты и граптолоидеи. Геологическая история и стратиграфическое значение.

лекции 2
практические занятия 1
самостоятельная работа под руководством преподавателя 2
контрольная работа 0,5
коллоквиум 1
11 Общая характеристика хордовых. Деление на подтипы. Характеристика, морфология и природа конодонтов. Геологическая история и стратиграфическое значение. . Разнообразие и основные этапы эволюции ископаемых позвоночных. Планы строения и общая характеристика классов. лекции 4
12 Происхождение растений. Значение палеоботанических данных для палеогеографии, палеоклиматологии, палеоэкологии и стратиграфии. Систематика растений. Доядерные организмы (Procaryota). Бактерии, цианобионты ("синезеленые водоросли") их геологическое значение. Низшие растения Главнейшие группы водорослей, их геологическая история и значение. лекции 2
13 Высшие растения. Особенности строения и среда обитания. Первые наземные растения риниофиты их анатомическое и морфологическое строение, значение в эволюции растительного мира. Плауновидные как наиболее древние высшие растения. лекции 2
14 Основные этапы развития жизни на земле. Проблема возникновения организмов и ранние этапы развития жизни. Смена фаун и флор в истории Земли. Проблема вымирания больших групп организмов. Палеонтология докембрия. Бактериальная палеонтология. лекции 3

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...