Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Основной курс Основная траектория Очная форма обучения
Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы палеонтологии
Paleontology
Язык(и) обучения Русский
Трудоёмкость 3 зачётных единицы
Регистрационный номер рабочей программы:
Санкт-Петербург
2015
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий
Цели и задачи учебных занятий
Целью курса является знакомство с разделами, составляющими основное содержание науки, изучающей органический мир геологического прошлого, демонстрирующей роль и значение ископаемых организмов в естествознании. Материал дисциплины включает сведения по основным группам растений и животных прошлых эпох; предусматривает описание особенностей биологической эволюции и характеристику потенциальной возможности периодизации геологической истории фанерозоя по смене ископаемых фаун и флор; показывает значение палеонтологических исследований в различных областях геологии.
Задачами курса являются: получение начальных сведений о строении и систематике основных групп фауны и флоры; обоснование представлений о родственных связях и взаимоотношениях их наиболее характерных представителей; знание основных закономерностей развития органического мира; роль организмов в осадконакоплении и породообразовании; связь организмов с внешней средой; обоснование значения органических остатков для установления геологического возраста осадочных пород; обучение первичным методам характеристики и анализа палеонтологического материала для последующего использования полученных знаний в решении задач биостратиграфии, фациального анализа, палеоэкологии, палеобиогеографии и др.
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Для успешного освоения данной дисциплины слушателям необходимы знания по биологии в объеме средней школы.
Обучаемый также должен иметь начальную подготовку в объеме общеобразовательной дисциплины «Общая геология».
Перечень результатов обучения (learning outcomes)
- знать закономерности эволюции главных групп органического мира и их уровни
организции.
- иметь представления об основных этапах развития Биосферы Земли,
- уметь диагностировать и анализировать остатки ископаемых животных;
- владеть опытом реконструкции среды обитания и обстановок осадконакопления по
остаткам фоссилий;
- уметь оценивать возраст отложений по встреченным в них окаменелостям.
Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий
Обучение дисциплине ведётся в форме лекций с показом большого количества материала в форме мультимедийных презентаций, а также в виде фильмов, плакатов и таблиц, иллюстрирующих особенности строения и разнообразие ископаемых животных и растений. Усвоение материала лекций сопровождается практическими занятиями, во время которых студенты знакомятся с каменным материалом из коллекций палеонтологического музея кафедры палеонтологии; выполняют лабораторные работы по изучению основных типов беспозвоночных с активным обсуждением, зарисовками и описанием ископаемых оригинальных образцов.
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
Организация учебных занятий
Основной кур
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
| Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.
| Аудиторная учебная работа обучающихся
| Самостоятельная работа
| Объём активных и интерактивных форм учебных занятий
| Трудоёмкость
| лекции
| семинары
| консультации
| практические занятия
| лабораторные работы
| контрольные работы
| коллоквиумы
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
| под руководством преподавателя
| в присутствии преподавателя
| в т.ч. с использованием методических материалов
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
| ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
| очная форма обучения
|
| 34
|
|
| 18
|
|
|
|
| 2
| 26
|
| 14
|
| 21
| 18
| 3
| 75
|
|
| 75
|
|
|
|
| 75
| 75
|
| 75
|
| 75
| ИТОГО:
| 34
|
|
| 18
|
|
|
|
| 2
| 26
|
| 14
|
| 21
| 18
| 3
| Период обучения (модуль)
| Формы текущего контроля
| Виды промежуточной аттестации
| ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
| очная форма обучения
| Семестр 2
| Контрольная (тест), коллоквиум, проверка выполнения практического задания, оценка самостоятельной работы по темам
| экзамен
| |
Структура и содержание учебных занятий
Основной курс Основная траектория Очная форма обучения
Период обучения (модуль):Семестр 2
№ п/п
| Наименование темы (раздела, части)
| Вид учебных занятий
| Количество часов
| 1
| Введение. Предмет и задачи палеонтологии. Породообразующее значение организмов, их участие в геологических и геохимических процессах.
| лекции
| 2
| самостоятельная работа по методическим материалам
| 2
| 2
| Сохранность органических остатков и палеонтологическая летопись. Достоверность палеонтологической информации. Принципиальные основы использования палеонтологического метода в стратиграфии и геохронологии.
| лекции
| 2
| практические занятия
| 1
| самостоятельная работа под руководством преподавателя
| 2
| 3
| Царство Животные. Простейшие или Одноклеточные. Тип Саркодовые. Основные особенности организации и биологии. Фораминиферы. Общая характеристика. Состав и морфология раковины. Принципы систематики. Радиолярии
| лекции
| 2
| практические занятия
| 3
| самостоятельная работа под руководством преподавателя
| 3
| контрольная работа
| 0,5
| 4
| Многоклеточные. Уровни организации многоклеточных. Губковые. Общая характеристика. Внешний вид и строение тела. Скелет и его значение для систематики. Археоциаты. Строение, морфология, геологическая история и значение.
| лекции
| 2
| практические занятия
| 2
| самостоятельная работа под руководством преподавателя
| 3
| контрольная работа
| 0,5
| 5
| Настоящие многоклеточные. Тип Cnidaria стрекающие. Общая характеристика. Коралловые полипы. Табулятоморфы, четырехлучевые, шестилучевые и восьмилучевые кораллы. Строение скелета и мягкого тела. Условия существования. Геологическая история и значение.
| лекции
| 2
| практические занятия
| 4
| самостоятельная работа под руководством преподавателя
| 3
| контрольная работа
| 0,5
| коллоквиум
| 1
| 6
| Двусторонне-симметричные или трехслойные животные. Кольчатые черви и их эволюционное значение. Тип Arthropoda. Общая характеристика Трилобиты Принципы систематики, геологическая история и значение. Ракообразные. Общая характеристика. Наиболее важные представители: листоногие раки остракоды или ракушковые рачки (Ostracoda); усоногие рачки (Cirripedia). стратиграфическое значение. Хелицеровые. Характеристика и геологическая история. Насекомые Основные черты строения. Геологическое распространение.
| лекции
| 2
| практические занятия
| 2
| самостоятельная работа под руководством преподавателя
| 3
| контрольная работа
| 0,5
| 7
| Тип Мягкотелые. Общая характеристика и особенности организации. Классификация. Основные подклассы брюхоногих. Особенности строения замка двустворчатых: таксодонты, дизодонты, схизодонты, гетеродонты, десмодонты, пахиодонты. Головоногие. Характеристика и принципы классификации. Типы лопастной линии. Геологическое значение.
| лекции
| 4
| практические занятия
| 4
| самостоятельная работа под руководством преподавателя
| 3
| контрольная работа
| 1,5
| коллоквиум
| 1
| 8
| Щупальцевые. Общая характеристика типа Брахиоподы. Основы систематики и классификация. Важнейшие представители, стратиграфическое значение и распространение.
| лекции
| 3
| практические занятия
| 3
| самостоятельная работа под руководством преподавателя
| 3
| контрольная работа
| 0,5
| 9
| Общая характеристика типа Иглокожие. Строение скелета и возникновение пятилучевой симметрии. Кринозои и эхинозои. Геологическое распространение и значение.
| лекции
| 2
| практические занятия
| 2
| самостоятельная работа под руководством преподавателя
| 2
| контрольная работа
| 0,5
| 10
| Подтип Полухордовые. Характеристика подклассов граптолитов: стереостолонаты и граптолоидеи. Геологическая история и стратиграфическое значение.
| лекции
| 2
| практические занятия
| 1
| самостоятельная работа под руководством преподавателя
| 2
| контрольная работа
| 0,5
| коллоквиум
| 1
| 11
| Общая характеристика хордовых. Деление на подтипы. Характеристика, морфология и природа конодонтов. Геологическая история и стратиграфическое значение. . Разнообразие и основные этапы эволюции ископаемых позвоночных. Планы строения и общая характеристика классов.
| лекции
| 4
| 12
| Происхождение растений. Значение палеоботанических данных для палеогеографии, палеоклиматологии, палеоэкологии и стратиграфии. Систематика растений. Доядерные организмы (Procaryota). Бактерии, цианобионты ("синезеленые водоросли") их геологическое значение. Низшие растения Главнейшие группы водорослей, их геологическая история и значение.
| лекции
| 2
| 13
| Высшие растения. Особенности строения и среда обитания. Первые наземные растения риниофиты их анатомическое и морфологическое строение, значение в эволюции растительного мира. Плауновидные как наиболее древние высшие растения.
| лекции
| 2
| 14
| Основные этапы развития жизни на земле. Проблема возникновения организмов и ранние этапы развития жизни. Смена фаун и флор в истории Земли. Проблема вымирания больших групп организмов. Палеонтология докембрия. Бактериальная палеонтология.
| лекции
| 3
|
|