Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины, определения.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Казанская государственная сельскохозяйственная академия Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ.
Программа, методические указания и контрольные задания
студентам заочного отделения по специальностям 060800 «Экономики и менеджмента» и 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
КАЗАНЬ -2005
УДК-63:658.382.3 ББК-У248 Методическое пособие по изучении курса «Безопасность жизнедеятельности» предназначено для студентов заочного отделения по специальностям «Экономика и организация сельского хозяйства», «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве». Пособие содержит рабочую программу курса, условия задач для контрольной работы, методические указания по их решению, а также справочный материал, необходимый для их решения.
Составители: Антонов В.В., Якимов Ю.В. Методическое пособие утверждено и рекомендовано к печати на заседание кафедры «Безопасность жизнедеятельности» КГСХА протокол №4 от 25 января 2005 года. Методические указания обсуждены и рекомендованы методичес-кой комиссией факультета технического сервиса КГСХА, протокол № 6 от « 17» февраля 2005 г. Рецензенты: Доцент кафедры Промышленной безопасности КГТУ Галиев Ф.А.
Председатель метод совета факультета экономики и менеджмента КГСХА Исхаков Н.К.
© Казанская государственная сельскохозяйственная академия 2005
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. Цель данного курса - получение студентами основ знаний в области безопасности жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности, необходимых для практической работы специалиста, а также теоретическая подготовка студентов по вопросам создания здоровых и безопасных условий труда в сельскохозяйственном производстве путем рационального планирования и финансирования мероприятий по охране труда и претворения их в жизнь, т.е. профилактики на этой основе травматизма и заболеваемости. Задача курса - формирование у студентов экономистов способностей реализовать решения правительств РФ и РТ направленные на повышение эффективности мероприятий по улучшению условий труда и повышение эффективности производства, а также овладеть методами анализа травматизма и профессиональной заболеваемости. Обучаемые должны: овладеть знаниями, необходимыми для: разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий производственных факторов; проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями безопасности и экологичности: обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях, и принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, террористических актов, а также для принятия мер по ликвидации их последствий. Для изучения данной дисциплины необходимо предварительное усвоение вопросов общеобразовательных (Высшая математика, Физика, Химия, электротехника, гидравлика, теоретическая механика, термодинамика), а также социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин. Методические указания составлены в соответствии с типовой учебной программой курса «Безопасность жизнедеятельности» Министерства образования Российской Федерации, изданной в соответствии с Государственными общеобразовательными стандартами высшего профессионального образования в 2000м году и типовой учебной программой курса «Охрана труда» для сельскохозяйственных высших учебных заведений по специальности «Экономика и организация сельского хозяйства» и «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве», утвержденной Главным управлением Высшего и среднего сельскохозяйственного образования МСХ 3.04.1984г. Изучать материал курса следует в последовательности, указанной в данных методических указаниях по мере усвоения всех тем курса. Контроль по каждой теме можно осуществлять путем устных ответов на вопросы данной темы. Эти вопросы включены также и в контрольные задания, которое студент - заочник выполняет в межсессионный период. Контрольная работа высылается в академию на рецензию. Положительный результат является необходимым условием допуска студента к экзамену или зачету. В период экзаменационной сессии студенты слушают лекции, выполняют и сдают лабораторные работы, после чего сдают экзамен (зачет). Экзамен принимается при условии предоставления студентом зачтенной контрольной работы. В объем материала, необходимого для изучения курса входят настоящие программы, методические указания и контрольные задания, рекомендованная учебная литература, инструктивные материалы Российских и республиканских организаций, ведомств по охране труда, система стандартов безопасности труда (ССБТ). Рекомендуемая литература приводится в конце программы курса. В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности на производстве» студент должен усвоить: теоретические основы безопасности жизнедеятельности, правовые, нормативно - технические и организационные основы безопасности, основы физиологии человека и рациональные условия деятельности, последствия воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов, средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических систем и технологических процессов, методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки мероприятий по ликвидации их последствий. Полученные знания студенты должны применять при выполнении курсовых работ и проектов и выпускной квалификационной (дипломной) работы в разделе «Охрана труда (БЖП)» и в дальнейшей практической деятельности для обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников предприятий, учреждений и организаций
Содержание разделов курса. Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины, определения. Характерные системы «человек-среда обитания». Производственная, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Основы оптимального взаимодействия. Аксиома «о потенциальном негативном воздействии в системе» «человек-среда обитания». Негативные воздействия естественного антропогенного и техногенного происхождения. Принцип воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Критерии оценки негативного воздействия численность травмированных и погибших, материальный ущерб, сокращение продолжительности жизни, их значимость. Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека – основа оптимизации параметров среды обитания. Критерии оценки дискомфорта. Нарушение устойчивого развития экосистем, неконтролируемый выход энергии, ошибочные и несанкционированные действия человека, стихийное явление - причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. Этапы формирования и решения проблемы оптимального воздействия человека со средой обитания. Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Возможности и обязанности специалистов в обеспечении безопасности человека, сохранении среды обитания, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов. Научные основы и.перспективы развития безопасности жизнедеятельности. Всемирная программа действий «Повестка на 21й век». 2.2.Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности. Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Тяжесть и напряженность труда. Статические и динамические усилия, мышечная работа. Методы оценки тяжести труда. Аксиома о взаимосвязи показателей комфортности с видами деятельности человека. Параметры микроклимата и их нормирование. Влияние отклонений параметров производственного микроклимата от нормативных значений на производительность труда и состояние здоровья. Адаптация в условиях перегревания и охлаждения. Повышенное и пониженное атмосферное давление, их действие на организм человека, профилактика и травматизм. Эргономика и инженерная психология. Рациональная организация рабочего места, техническая эстетика, требования к производственным помещения. Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда. Труд женщин и подростков. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Системы обеспечения параметров микроклимата отопление, вентиляция, кондиционирование. Их устройство и требования к ним. Контроль параметров микроклимата. Освещение. Требования к системам освещения. Естественное и искусственное освещение. Светильники, источники света. Расчет освещения. Контроль освещения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 187. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |