Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Механизм опережающего обновления дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности в Российской Федерации




В качестве основных механизмов опережающего обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в Российской Федерации предлагается рассматривать следующие:

1) Уровневая дифференциация

2) Уточнение предметно-тематического содержания направленности

3) Конкурсные и общественно-значимые мероприятия

4) Ученические производственные бригады

5) Школьные лесничества

6) Экологический и сельскохозяйственный туризм

7) Формирование экспертных сообществ

 

Уровневая дифференциация

Согласно методическим рекомендация по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Минобрнауки России от 09-3242 от 18.11.2015) содержание и материал программы дополнительного образования детей, в том числе художественной направленности, должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии с следующими уровнями сложности овладения навыками творческой деятельности с учетом компонента развития и воспитания:

1. «Стартовый уровень» программы художественной направленности. Предполагается использование и реализация общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы художественной направленности.

2. «Базовый уровень» программы художественной направленности. Предполагается использование и реализация форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, обеспечивающих формирование у детей целостной картины в рамках содержательно-тематического направления.

3. «Продвинутый уровень» программы художественной направленности. Предполагается использование и освоение сложных (возможно узкоспециализированных) разделов изучаемой программы, углубленное изучение содержания программы и обеспечение доступа обучающихся к предпрофессиональным и профессиональным знаниям и достижения предметных результатов.

Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий или процедур оценки для определения степени готовности ребенка к освоению материала заявленного уровня. Каждый из трех уровней должен быть универсально доступным и учитывать психофизиологические особенности детей.

Уточнение предметно-тематического содержания направленности

В основе рубрикации лежит активный деятельностный подход, определяющий специфику дополнительного образования детей и взрослых, как самостоятельного вида образования.

В качества «деятельностного» ядра направленности могут выступать следующие ключевые виды действий для естественнонаучной направленности – исследование.

 

Для структурирования и декомпозиции всего многообразия практик дополнительного образования используются следующие критерии:

  • особенности пространства (среды), в котором осуществляется деятельность;
  • специфика приемов (способов), использующихся при осуществлении деятельности;
  • особенности материалов, использующихся в деятельности;
  • особенности инструмента (средств), использующихся в деятельности.

Дополнительную общеразвивающую программу следует относить к определенной направленности, исходя из ведущей деятельности и предметно-тематического ядра. При проектировании образовательных программ не исключается использование элементов тематического поля других направленностей.

Естественнонаучная направленность:

Область деятельности Вид деятельности (практики) Тематика (предмет, материал и др.)

Эколого-биологические исследования

Животноводство

Аквариумистика
Терариумистика
 
 
  Растеневодство  
  Лесное хозяйство  
  Прикладная экология  
Физико-географические исследования    
  Астрофизика  
     
Физико-химические исследования Медицина  
  Ветеринария  
  Биотехнологии  
  Агрохимия  
  Биоинжененирия  

 

Перспективным направлением является развитие движения ученических производственных бригад (УПБ) в области сельскохозяйственного производства. Возникшее в 1954 году в Ставропольском крае и распространившееся затем на многие регионы страны, это движение доказало, что оно является очень эффективной формой коллективной работы учащихся на селе и позволяет решать и образовательные, и хозяйственные задачи. Учащиеся не только получают теоретические знания в области сельскохозяйственного производства, но и приобретают профессиональные, организаторские и трудовые навыки, развивают творческие способности, самостоятельность и инициативу, непосредственно приобщаются к заботе о своей земле.

Направления подготовки в ученических производственных бригадах разнообразны. Учащиеся осваивают базовые знания по сельскому хозяйству, знакомятся с широким спектром аграрных отраслей и под руководством специалистов изучают основы сельскохозяйственных профессий: полевода, садовода, цветовода, животновода и т.д.

Школьные лесничества уже не первый десяток лет действуют в России, оказывая практическую помощь в работе лесничеств и лесопользователей и профессионально ориентируя школьников на обучение лесному мастерству.

В соответствии с Программой развития движения школьных лесничеств на базе ФБУ «Учебно-методический центр» Федерального агентства лесного хозяйства создан Центр методического обеспечения деятельности школьных лесничеств. Рослесхоз, Ассоциация лесного образования поставили перед центром ряд задач. Были определены Критерии отнесения детских природоохранных объединений к школьным лесничествам, одобренные на заседании межведомственной рабочей группы по вопросу развития движения школьных лесничеств (протокол от 10.07. 2012 г. № АП-13/362-пр). Критерии помогли определить, действительно ли является та или иная детская природоохранная организация школьным лесничеством, которое участвует в выполнении задач по воспроизводству, охране и защите лесов.

Координация всероссийских общественно-значимых мероприятий и конкурсов проводят различные ведомства и общественные организации.

Всероссийские мероприятия (включая их региональные этапы) можно рассматривать как один из инструментов развития естественнонаучной направленности. В том числе они позволяют оценивать, пусть и косвенно, качество дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности и эффективность их реализации.     

Одной из важнейших задач единой системы мероприятий естественнонаучной направленности является профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка обучающихся. Эта задача решается не только путем приобретения соответствующих компетенций и информирования обучающихся о тех или иных профессиях, но и путем непосредственного их взаимодействия с представителями профессий, связанных с изучением и охраной природы, с различными аспектами природопользования.

В настоящее время экологический и сельскохозяйственный туризм (экотуризм) может быть использован в качестве действенного современного метода дополнительного естественнонаучного образования.            

Это связано с возможностью получения необычных впечатлений и широкого круга знаний при знакомстве с природой и хозяйственной деятельностью других регионов страны.

Речь может идти как об участии учащихся в составе туристических групп, так и об их участии в составе детских объединений в организации сельского и экологического туризма в своей местности.

Сельский туризм дает возможности юным туристам-горожанам познакомиться с сельской жизнью, расширить свой кругозор и укрепить здоровье, а сельским школьникам-туристам позволяет ознакомиться с иными отраслями сельского хозяйства, чем те, которые распространены в районе их проживания.

Формирование экспертных сообществ и систем

Квалифицированная экспертиза, доступная широкому кругу организаций и специалистов в сфере дополнительного образования, важный механизм обновления содержания и технологий.

Для того чтобы он заработал, целесообразно на федеральном и региональном уровне сформировать базы экспертов в сфере дополнительного образования детей и создать инструменты, позволяющие использовать их потенциал для очного и дистанционного взаимодействия (консультирование, обучение, экспертиза материалов (программ, проектов) с руководителями организаций, педагогами и методистами сферы дополнительного образования, родительским сообществом. Возможными вариантами являются: создание электронных баз экспертов на федеральных и региональных порталах с системой тематического поиска, создание специализированных экспертных Интернет-ресурсов (сайтов, сетевых сообществ). Поиск и отбор экспертов должен строиться на основе анализа публикаций, презентаций и выступлений на мероприятиях, опросах профессионалов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...