Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Механизм опережающего обновления дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности в Российской Федерации
В качестве основных механизмов опережающего обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в Российской Федерации предлагается рассматривать следующие: 1) Уровневая дифференциация 2) Уточнение предметно-тематического содержания направленности 3) Конкурсные и общественно-значимые мероприятия 4) Ученические производственные бригады 5) Школьные лесничества 6) Экологический и сельскохозяйственный туризм 7) Формирование экспертных сообществ
Уровневая дифференциация Согласно методическим рекомендация по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Минобрнауки России от 09-3242 от 18.11.2015) содержание и материал программы дополнительного образования детей, в том числе художественной направленности, должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии с следующими уровнями сложности овладения навыками творческой деятельности с учетом компонента развития и воспитания: 1. «Стартовый уровень» программы художественной направленности. Предполагается использование и реализация общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы художественной направленности. 2. «Базовый уровень» программы художественной направленности. Предполагается использование и реализация форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, обеспечивающих формирование у детей целостной картины в рамках содержательно-тематического направления. 3. «Продвинутый уровень» программы художественной направленности. Предполагается использование и освоение сложных (возможно узкоспециализированных) разделов изучаемой программы, углубленное изучение содержания программы и обеспечение доступа обучающихся к предпрофессиональным и профессиональным знаниям и достижения предметных результатов. Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий или процедур оценки для определения степени готовности ребенка к освоению материала заявленного уровня. Каждый из трех уровней должен быть универсально доступным и учитывать психофизиологические особенности детей. Уточнение предметно-тематического содержания направленности В основе рубрикации лежит активный деятельностный подход, определяющий специфику дополнительного образования детей и взрослых, как самостоятельного вида образования. В качества «деятельностного» ядра направленности могут выступать следующие ключевые виды действий для естественнонаучной направленности – исследование.
Для структурирования и декомпозиции всего многообразия практик дополнительного образования используются следующие критерии:
Дополнительную общеразвивающую программу следует относить к определенной направленности, исходя из ведущей деятельности и предметно-тематического ядра. При проектировании образовательных программ не исключается использование элементов тематического поля других направленностей. Естественнонаучная направленность:
Перспективным направлением является развитие движения ученических производственных бригад (УПБ) в области сельскохозяйственного производства. Возникшее в 1954 году в Ставропольском крае и распространившееся затем на многие регионы страны, это движение доказало, что оно является очень эффективной формой коллективной работы учащихся на селе и позволяет решать и образовательные, и хозяйственные задачи. Учащиеся не только получают теоретические знания в области сельскохозяйственного производства, но и приобретают профессиональные, организаторские и трудовые навыки, развивают творческие способности, самостоятельность и инициативу, непосредственно приобщаются к заботе о своей земле. Направления подготовки в ученических производственных бригадах разнообразны. Учащиеся осваивают базовые знания по сельскому хозяйству, знакомятся с широким спектром аграрных отраслей и под руководством специалистов изучают основы сельскохозяйственных профессий: полевода, садовода, цветовода, животновода и т.д. Школьные лесничества уже не первый десяток лет действуют в России, оказывая практическую помощь в работе лесничеств и лесопользователей и профессионально ориентируя школьников на обучение лесному мастерству. В соответствии с Программой развития движения школьных лесничеств на базе ФБУ «Учебно-методический центр» Федерального агентства лесного хозяйства создан Центр методического обеспечения деятельности школьных лесничеств. Рослесхоз, Ассоциация лесного образования поставили перед центром ряд задач. Были определены Критерии отнесения детских природоохранных объединений к школьным лесничествам, одобренные на заседании межведомственной рабочей группы по вопросу развития движения школьных лесничеств (протокол от 10.07. 2012 г. № АП-13/362-пр). Критерии помогли определить, действительно ли является та или иная детская природоохранная организация школьным лесничеством, которое участвует в выполнении задач по воспроизводству, охране и защите лесов. Координация всероссийских общественно-значимых мероприятий и конкурсов проводят различные ведомства и общественные организации. Всероссийские мероприятия (включая их региональные этапы) можно рассматривать как один из инструментов развития естественнонаучной направленности. В том числе они позволяют оценивать, пусть и косвенно, качество дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности и эффективность их реализации. Одной из важнейших задач единой системы мероприятий естественнонаучной направленности является профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка обучающихся. Эта задача решается не только путем приобретения соответствующих компетенций и информирования обучающихся о тех или иных профессиях, но и путем непосредственного их взаимодействия с представителями профессий, связанных с изучением и охраной природы, с различными аспектами природопользования. В настоящее время экологический и сельскохозяйственный туризм (экотуризм) может быть использован в качестве действенного современного метода дополнительного естественнонаучного образования. Это связано с возможностью получения необычных впечатлений и широкого круга знаний при знакомстве с природой и хозяйственной деятельностью других регионов страны. Речь может идти как об участии учащихся в составе туристических групп, так и об их участии в составе детских объединений в организации сельского и экологического туризма в своей местности. Сельский туризм дает возможности юным туристам-горожанам познакомиться с сельской жизнью, расширить свой кругозор и укрепить здоровье, а сельским школьникам-туристам позволяет ознакомиться с иными отраслями сельского хозяйства, чем те, которые распространены в районе их проживания. Формирование экспертных сообществ и систем Квалифицированная экспертиза, доступная широкому кругу организаций и специалистов в сфере дополнительного образования, важный механизм обновления содержания и технологий. Для того чтобы он заработал, целесообразно на федеральном и региональном уровне сформировать базы экспертов в сфере дополнительного образования детей и создать инструменты, позволяющие использовать их потенциал для очного и дистанционного взаимодействия (консультирование, обучение, экспертиза материалов (программ, проектов) с руководителями организаций, педагогами и методистами сферы дополнительного образования, родительским сообществом. Возможными вариантами являются: создание электронных баз экспертов на федеральных и региональных порталах с системой тематического поиска, создание специализированных экспертных Интернет-ресурсов (сайтов, сетевых сообществ). Поиск и отбор экспертов должен строиться на основе анализа публикаций, презентаций и выступлений на мероприятиях, опросах профессионалов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 162. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |